К чему привела цифровизация наркобизнеса в Актобе
Как жажда легких денег губит судьбы актюбинцев, и как «синтетика» перестала считаться импортным товаром из-за появления отечественных нарколабораторий, рассказал полицейский.
Артур САЙЫН
Рекламу наркотических средств теперь можно увидеть и в Instagram. Недавно репортер @aktobe_times просматривая Stories, набрел на подозрительную ссылку, где латинскими буквами было написано Zakladki. Пройдите по ней: вас перекидывают в группу Telegram, где откровенно предлагают купить любой вид синтетических наркотиков, марихуану и пр. Подобных групп в мессенджере немало, достаточно написать «Актобе» и название какого-нибудь расхожего вещества. Продавцы, будто позабыв, что продают смерть, преподносят свой товар, как в лучших магазинах, где заботятся о своем клиенте, с подробным описанием тонкостей ощущений кайфа. Те, кто за ними стоят, не стесняясь, предлагают поработать у них за «достойную оплату». Главное, как они пишут, самим не употреблять и хорошо ориентироваться в городе.
Начальник отдела управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Актюбинской области Асхат Аскаров признает, что блокировать такие группы полиция едва успевает: закроют одну, появляются десятки аналогичных. Он констатирует, что наркобизнес только набирает обороты. С начала года стражи порядка изъяли 173 кг запрещенных веществ (против 23 кг в прошлом году за аналогичный период).
- Идет рост изъятия тяжелых наркотиков и количества преступлений, каждый год все больше и больше, - говорит Асхат Аскаров. - По итогам прошлого года мы изъяли более 300 кг, а сейчас за 4 месяца уже изъяли 173 кг. Впереди лето, новые посевы будут. Скорее всего, до полтонны дотянет...
Угощал бургерами и дарил кроссовки
Весь бизнес цифровизирован настолько, что почти никто из участников не знает друг друга в лицо. Когда поступает заказ, закладчики (или, как их называют иначе – кладмены) прячут товар в любом месте города, вдали от камер и зевак. Потом отправляют куратору местоположение закладки, последние передают это покупателю. Такая схема, где ни с кем физически не взаимодействуешь, кажется надежной для молодых и зеленых, которые мечтают о лёгких деньгах.
- Кадровая система у них очень мощная, - продолжил Асхат Аскаров. -Проверяют, чтобы закладчик сам не был потребителем, обязательно чтобы не сидел. За одну закладку кладмены получают в среднем от 5 тысяч тенге, может, 10 тысяч, в зависимости от того, сколько граммов им доверяют. У них же тоже иерархия. Ну, в день 50 тысяч тенге могут сделать точно.
На деле, как говорит Асхат Аскаров, кладмены - это низшее звено в современном наркобизнесе, эдакое пушечное мясо. Именно они чаще всего попадаются в поле зрения полиции и отправляются за решетку.
- Самых первых ребят мы задержали в 2020 году, - говорит Асхат Аскаров. - Они учились в одном из колледжей Актобе. Ребята тихие оба были. Сначала один стал закладчиком, потом второго, своего друга, потянул, они в одном общежитии жили. Первый говорил: «Я получал миллион, два миллиона в месяц, не мог их потратить. Водил друзей в «Мегу», покупал бургеры, дарил кроссовки. Но домой деньги не носил, потому что боялся расспросов от мамы». Это вот был один из первых случаев по Казахстану (для нас это была новинка), мы смотрели, как они переписываются, изучали особенности ведения работы. Первого приговорили к 11 годам, он выйдет теперь только, когда ему 29 лет исполнится, друга его привлекли за хранение (не смогли доказать, что сбывал синтетику), поэтому его посадили на 6 лет.
Кладменами становится в основном молодежь, среди них даже бывают супружеские пары:
- Муж с женой на территории города Кандыагаш занимались закладками. Их задержали в 2021 году, оба молодые, 25-27 лет, из благополучных семей, есть ребенок, у одного из них высшее образование. Обоим по 11 лет дали. В прошлом году задержали еще одну пару (парня с девушкой) на территории колледжа АПК.
Практически каждого задержанного кладмена полиция уже заранее знает. Они собирают о нем всю информацию и только потом приступают к задержанию.
- Сейчас летний период начнется, они все уйдут на дачи, зимой они выбирают район Москвы, Курмыша, Хлебокомбината, в основном там, где нет видеокамер, - продолжил Асхат Аскаров. - Одна группа была из 6 человек, они нашли дом без камер - и весь подъезд, от 1-го до 5-го этажа, обложили закладками. Обычно прячут в щитках, на окнах, на газовых трубах. Если есть стиральная машина в коридоре, то под нее. Летом они начинают закапывать наркотики под землю. Часто кладмены стараются закладывать там, где живут. Потому что ленятся куда-то ехать, либо боятся, что по дороге их поймают, потому что человек если знает, что у него запрещённые препараты, всегда в опаске, нервничает. Часто бывает так, что те потребители, которые несколько раз взяли закладки в одном и том же районе, начинают чужие закладки искать там же. И поэтому говорят: «Весь город кроты перерыли».
Срок работы у закладчиков в среднем от 2 месяцев, максимум до 6 месяцев.
У нас сейчас отбывает наказание в местах лишения свободы парень, приговорён к 11 годам лишения свободы, так вот: он проработал всего два дня.
Порою кладмены попадаются в руки полиции по своей глупости:
- Один кладмен проживал в 8 микрорайоне возле института Баишева. Звонит на 102 и говорит: «Ко мне кто-то ломится в дверь, меня хотят убить». Участковый приходит, стучит, никто не открывает дверь, списывает на спецнаряд. Выезжает наряд патрульной полиции, они стучатся. Парень, видать, немного в себя пришел, открывает балкон и выбрасывает рюкзак. Потом открывает дверь и ложится. Полицейские видят, что у него глаза «закатанные» – что-то принял. Он сказал, что живет с девушкой, и что она уехала в поселок к родным. Полицейский понял, что парень наркоман, и испугался того, что форточка открыта: может, он свою девушку выбросил, все-таки 5 этаж. Тогда патрульный идет к балкону, смотрит, внизу рюкзак лежит. Второй спускается и обнаруживает рюкзак, полный наркотиков: марихуана, ЛСД, экстази, «скорость», все виды почти.
Другого актюбинца подвела жадность. Он начинал мелким закладчиком, и постепенно ему доверили работать с большими весами, потом предложили самому готовить синтетику. Он снял один из гаражей и устроил там нарколабораторию. Кураторы строго предупредили, что его задача только готовить и оставлять товар в определённых местах для курьеров. Но он решил еще и делать закладки, так и попался полицейским, да еще рассказал о своем гараже.
По словам Асхата Аскарова, бывает и так, что в грязное дело вмешиваются и те, от кого совсем этого не ожидаешь:
- В прошлом году служба собственной безопасности задержала сотрудника полиции. Наркотики, которые мы изъяли, оставляем в камере хранения. После решения суда эти наркотики должны уничтожаться. В ГОП №2 старшина вложил взамен изъятой синтетики детское питание. И сам продавал. На 15 лет посадили. Другой случай был – задержали пожарного, он продавал марихуану. Еще, помню, задержали целую группу, в ней состоял таможенник. Они перевозили марихуану (200 килограммов) из Шалкара в Актобе на его машине.
Уже экспортируют
Сейчас основные наркотики, которые находятся в обороте в Актюбинской области, по словам Асхата Аскарова, это марихуана и синтетика.
- Марихуану завозят к нам в основном из Кызылординской и Жамбылской областей. Также у нас есть ряд районов, где благоприятная среда для выращивания - это Мугалжарский район, Темирский район, Шалкарский район, Байганинский район. С помощью облётов (а также с помощью спутников) выявляем плантации. В прошлом году так подтвердились два факта выращивания в Шалкарском районе. Одна плантация достаточно крупная была, охраняемая.
Если раньше, как говорит Асхат Аскаров, синтетику привозили из России и Украины, то сегодня ее производят уже на территории Казахстана в местных нарколабораториях. Дельцы уже не только покрывают внутренний спрос, но и отправляют запрещенный товар на экспорт.
- Сейчас у нас по Казахстану почти в каждой области выявляются факты (функционирования) нарколабораторий. Не только производство перевезли на территорию республики, но и умудряются поставлять в другие страны, например, в Таджикистан, Узбекистан.
Чем прославился Мартук?
- В позапрошлом году у нас была выявлена самая крупная нарколаборатория по Казахстану в Мартукском районе Оборудование там составило почти на 1 миллиард тенге, - говорит Асхат Аскаров. - Было выявлено 34 килограмма синтетики. Делал это парень, по образованию химик, очень умный. Его мама то ли директором была или замом, в общем, он из приличной семьи. Тоже связался с ними (кураторами) дистанционно по телефону, его проверили и дали инструкцию, как готовить. Он снял дом на окраине Мартука. За 6 месяцев, по его словам, он выручил около миллиарда с чем-то тенге. Жил очень хорошо. Когда за ним наблюдали, его супруга попала в ДТП, он в тот же день пошел в салон и купил ей новую машину.
Когда мы его задержали, синтетику отправили на экспертизу. Так как у нас нет аппаратов, которые могут определить в тот же день, что это наркотики (сейчас только начали закупать), это обычно занимает до 30-45 суток, его отправили домой под подписку о невыезде. Но он сбежал, пока шла экспертиза. Сейчас находится в розыске.
Есть над чем работать
По признанию полицейского, бороться с наркотиками стало труднее, но стражи порядка делают успехи:
- Мы уже научились работать с мессенджерами, разработаны оперативные мероприятия. То есть, если раньше мы не знали, как работать по телефону, по интернету, для нас это была новинка, то сейчас обучились выявлять и задерживать дилеров и наркосбытчиков. Мы тоже входим в эти онлайн-магазины, ведем беседы и раскрываем весь круг, систему. Самое печальное, что потребляющих наркотические средства меньше не становится, и многие из них - из благополучных семей.
Фото предоставлены начальником отдела управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Актюбинской области Асхатом Аскаровым.
Автор: