Поднять тариф за проезд до 200 тенге просят перевозчики
Они требуют от властей установить цены на уровне рыночных, либо признать все маршруты социально значимыми и увеличить субсидии, сообщает @aktobe_times
Артур САЙЫН
Самый крупный перевозчик в Актобе ТОО «Автопарк» просит пересмотреть цены на проезд в общественном транспорте. В компании утверждают, что сфера перевозок в последние годы терпит убытки из-за высокой инфляции. А недавнее распоряжении минэнерго о повышении предельных цен на дизельное топливо лишь усугубило их положение.
- Стоимость проезда на сегодняшний день 80 тенге, эта сумма в последний раз менялась в 2018 году, до этого стоимость была 55 тенге, - говорит официальный представитель ТОО «Автопарк» Руслан Жилкаманов. - Если прямо говорить, то нынешняя цена не актуальна. По Казахстану есть регионы, где стоимость проезда составляет 100 тенге и выше. Например, в Кызылорде 110 тенге. Нам требуется обновление подвижного состава, чтобы мы имели возможность покупать новые автобусы. За последние годы стоимость автобусов подорожала в 2-3 раза. Например, если раньше мы могли купить автобус за 20 миллионов тенге, то сейчас такой автобус стоит больше 60 миллионов тенге. Мы уже заказали новые, и при этом с помощью кредита. Нам надо поднимать зарплаты водителям.
Перевозчик утверждает, что себестоимость проезда на некоторых маршрутах в 2, а то и в 10 раз дороже установленной в городе цены за проезд.
- Мы не можем хотеть свой какой-то тариф, есть методика расчета (Методика расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам. -Авт.). Причем по каждому маршруту могут быть разные цены. Например, на центральных маршрутах, где большой пассажиропоток, будет цена чуть ниже, около 200 тенге, к примеру, - продолжил Руслан Жилкаманов. - На загородном маршруте, где дачи, например, там пассажиропоток меньше – стоимость одной поездки может достигать до 1000 тенге. То есть, можно среднюю цену по этим всем тарифам рассчитать и поставить, к примеру, около 200 тенге.
Как говорит Р. Жилкаманов, в компании понимают, что актюбинцы болезненно реагируют на резкое поднятие цен. Но если и придётся это сделать, то, по его словам, виной тому будут совсем не перевозчики:
- Акимат в лице городского отдела ЖКХ со своей стороны ежегодно, как уполномоченный орган в сфере пассажирских перевозок, должен сам инициировать рассмотрение вопроса по тарифам. То есть, он должен делать анализ: насколько подорожало топливо, например, пересматривать тариф не менее, чем раз в год. Опять же вспомним историю с поднятием стоимости проезда с 55 тенге до 80 тенге: это было резкое поднятие, это очень больно ударило по населению, это мы все понимаем. Сейчас дизель сразу на 30 тенге подорожал, это же должно учитываться специалистами, экономистами. Рано или поздно наступит время, когда и все перевозчики поднимут вопрос, что пора пересматривать тариф. А тогда резко придётся до 100-150 тенге поднимать, и опять же пострадают люди.
Альтернатива есть
Как известно, в Актобе с прошлого года вернули практику субсидирования социально значимых маршрутов. Однако, как говорят в «Автопарке», субсидий недостаточно. Всего компания обслуживает 24 маршрута, из них по 16 получает компенсации из местного бюджета. Если признать социально значимыми остальные маршруты, тогда необходимости повышать тариф для населения нет, уверяет Р. Жилкаманов:
- В правилах субсидирования четко прописано: если тариф установлен местными исполнительными органами на уровне доступности для населения, то такой маршрут называется социально значимым. Так как акимат установил цены ниже рыночной цены на всех маршрутах, то есть, по логике вещей все маршруты должны быть социально-значимыми, как это делается, опять же, в других городах. Некоторые центральные маршруты ЖКХ считает, не социально значимыми, что доходные и по ним субсидии не выплачиваются. Например, 15, 24, 26. Мы сейчас пишем письма, что нужно пересмотреть либо тариф, либо признать все маршруты социально значимыми, ведь они по сути все 100%-но убыточные.
В компании отметили, что почему-то некоторые условно доходные маршруты акимат посчитал нужным субсидировать:
- В то же время опять мы наблюдаем, что у некоторых конкурентов есть такие же доходные маршруты, но по ним они получают субсидии. Например, 46, на котором работает ТОО Qala Trans. До их появления этот маршрут тоже считался доходным и не был социально значимым. Как они появились, этот маршрут причислили к таковым. Такие непонятные моменты есть, по которым мы задаем вопросы, но не можем получить ответов. Мы за здоровую конкуренцию, она помогает развиваться в сфере перевозок и конечным получателям услуг получать качественные услуги, но конкуренция должна идти по правилам. Нельзя, чтобы кому-то из перевозчиков предоставляли привилегированные условия, а кому-то нет.
Мы также связались с компанией ТОО Qala trans. Ее руководитель по телефону сообщил, что в городе действительно назрела необходимость пересмотреть цены на проезд.
Субсидиям быть
В акимате, по всей видимости, пытаются обойтись без удара по карману населения. Руководитель отдела ЖКХ города Актобе Жомарт Бакыткелды сообщил, что количество субсидируемых маршрутов увеличат:
- Нами на сегодняшний день субсидируются 27 маршрутов. Но еще имеется 12 маршрутов, которые необходимо субсидировать, проводятся все расчетные работы, в дальнейшем выведем это на комиссию.
Субсидии выделяются на 4 перевозчика по городу.
- Общая сумма субсидий на 2023 год – 4,2 миллиарда тенге на всех перевозчиков в городе. Они выплачиваются по факту выполненных работ – по выходу автобусов, по пассажиропотоку, а также по условиям, которые нами были выставлены перед перевозчиками. Это соблюдение интервалов по времени, выход автобусов. Если идут нарушения, нами предпринимаются меры по штрафным санкциям, - добавил Жомарт Бакыткелды.
Тем временем, жалоб на работу общественного транспорта у горожан меньше не становится. Это все те же большие интервалы между маршрутами, отсутствие достаточного количества автобусов, грязные салоны и многое другое.
Автор: