Глава общественного совета Таттыгуль Талаева: «Я никому не позволяю управлять нами»
Председатель общественного совета рассказала @aktobe_times кому в Актобе незаконно раздали городские наделы и почему глава отдела земельных отношений избегал ее. Как в медцентре, где лечат онкопациентов, используют скотч, вместо лейкопластыря, в каких амбулаториях нет врачей и зачем в маленьком посёлке построили школу за более чем миллиард тенге.
Артур САЙЫН
С председателем областного общественного совета Таттыгуль Талаевой мы решили побеседовать по нескольким причинам. Хотели понять, чем все-таки этот орган занимается на самом деле, ведь членов совета нередко обвиняли в том, что они не поднимают актуальных проблем города и области, да и вообще идут на поводу у властей. Таттыгуль Жаксыбаевна заверила, что не даёт никому вмешиваться в их работу.
- Как бы вы сами определили, что такое общественный совет и какую он роль играет в нашем регионе?
- Общественный совет – это консультативно-совещательный орган. Я считаю, что общественный совет — это глас народа. Члены общественного совета - это люди, которые своим трудом, авторитетом доказали, что они более профессиональны, более ответственны. Люди, которым небезразличны судьба города и области в целом, которые хотят быть полезны нашему обществу. Работа общественного совета — это все злободневные темы, это дороги, больницы, эффективное использование бюджетных средств и многое другое.
- Что лично вас побудило прийти в общественный совет?
- Я на протяжении 20 с лишним лет занимаюсь общественной работой, была председателем Ассоциации деловых женщин, стояла у истоков формирования женского движения. Была президентом Ассоциации неправительственных организаций Актюбинской области. Возглавляла специальную мониторинговую группу при антикоррупционной службе. Я знаю, что такое общественная жизнь. Честно говоря, узнала, что сюда идет сбор заявок в 2022 году. К тому времени я побывала депутатом маслихата трех созывов. Я посчитала, что снова идти в депутаты будет деградацией: вы знаете, когда человек сидит в одном и том же месте и считает, что это всё пожизненно его – это неправильно. Поэтому решила пойти в общественный совет. Честно скажу, я не преследовала цель стать руководителем. Но когда мне предложили возглавить совет, я не стала отказываться, потому что у меня есть опыт общественной работы, и я подумала, что смогу выстроить свою концепцию работы и дать новый импульс к развитию.
Амбулатория без врачей и скотч вместо пластыря в медцентре
- Какие проблемы призван решать общественный совет?
- Работа общественного совета – реагировать на болевые точки общества. Вот буквально сегодня приходили люди из общественных объединений «Бирлик» и «Шанырак» с вопросами по садоводческим коллективам, которые сейчас у всех на слуху. Люди подняли проблему получения ИЖС, бесхозных сетей, благоустройства территории, подключения жизненно важных благ. Мы поддерживаем такие инициативы. Ранее к нам за помощью обратился территориальный общественный совет из поселка Курайли. Как вы знаете, этот поселок почти 10 лет как входит в состав города, но там до сих пор нет элементарных удобств, нет дорог, недостаточно общественного транспорта: 3 маршрута туда ездят с интервалом почти в час. И это учитывая, что там проживает почти 7 тысяч человек. Но самая огромная беда - там нет поликлиники. Есть амбулатория, но там работают только медсестры. Тысячи человек вынуждены за лечением оттуда ездить в первую поликлинику. Самое интересное, все эти годы там есть пустующее здание, оно на балансе СПК «Актобе». Так вот, оказывается, есть инвестор, который давно готов был оборудовать это здание под поликлинику, но вопрос никак не решается. Сейчас СПК «Актобе» готово отдать здание на баланс города, мы, в свою очередь, рекомендовали, что целевым его назначением должна быть именно поликлиника, и мы будем мониторить весь процесс передачи.
Еще пример того, чем мы занимаемся: недавно мы были в онкобольнице (медцентр ЗКМУ им. М. Оспанова. – Авт.) До этого в социальных сетях один из пациентов рассказал, что там вместо лейкопластыря используют скотч. Оказалось, что лейкопластырь просто закончился. Администрация в октябре подавала заявку в СК «Фармация», они поставили, но не в полном объеме. Но вы знаете, я считаю, это не оправдание: в любом случае, такой важный объект, который лечит население от онкологических заболеваний, должен был решить ситуацию оперативно. К примеру, взять пластырь из других больниц, купить в аптеках. Нареканий на онкобольницу вообще много, пациенты говорят, что не бывает горячей воды, ломаются аппараты КТ, МРТ. В день, когда мы посещали, кстати, они не работали. Ну, ситуация, конечно, требует особого внимания, мы сейчас готовим рекомендации департаменту медицинского и фармацевтического контроля и региональному представителю СК «Фармация» проработать это. Конечно, в таких ситуациях сложно с кого-то спросить, ведь онкобольница не подчиняется облздраву. Этот вопрос я поднимала еще будучи депутатом облмаслихата, что онкология должна уйти под ведомство управления здравоохранения. И ставила этот вопрос перед министром здравоохранения буквально недавно.
Помимо этого, надо поднять проблему кадрового состава в районах, где не хватает врачей. К примеру, в одном из сел в Иргизском районе есть ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), но нет врача. Люди вынуждены ехать в райцентр за лечением. Строительство этих ФАПов - это программа президента, если построили, то должны обеспечить кадрами.
- Ходят слухи, будто бы благодаря общественному совету в Актобе правоохранительные органы проверяют незаконно розданные в аренду земли. Можете пояснить?
- В черте города раздали множество земель, которые находятся в аренде, частным лицам. Они потом продают эти земли под строительство различных объектов большим компаниям. Одно физлицо взяло 60 гектаров земли в течение одного года. Но это чистейший абсурд! Земля дана не навсегда ведь, а на временное пользование, а тут распоряжаются, как хотят. Вы знаете, попасть в городской земельный отдел - настоящее испытание. Руководитель их ушел в отпуск и избегал нас, а замы ничего толком не могли объяснить, не знали. Но мы все-таки добились своего и подняли эту тему, и материалы отправили в антикоррупционную службу.
- Вы сказали, что также следите за тратами бюджетных средств. В чем это заключается?
- Мы заслушиваем государственные органы по их отчетам и задаем им вопросы. Вот в Шилисае дали отраслевое заключение на строительство школы, но при этом при такой демографической ситуации такой необходимости не было. Зачем такая школа на сумму более 1 миллиарда бюджетных денег? Школа рассчитана на 700 учеников, там столько не наберётся, теперь стоит. А когда спросили, зачем вообще ее надо было строить, толком ответа не дали. Наша задача - не допускать подобные проекты.
- Исходя из сказанного, многие проблемы являются результатом чьих-то некомпетентных решений. Как вам кажется, все ли чиновники сегодня на своих местах?
- У меня есть на этот счет сомнения. Мне кажется, все проблемы, которые у нас происходят в городе, регионе в целом, из-за того, что нет персональной ответственности, а коль так, системные проблемы остаются нерешёнными. Но я надеюсь, мы переломим эту ситуацию, потому что сейчас гражданское общество созрело.
«Это люди, которые работают без зарплаты»
- Мы хотели, чтобы вы ответили на критику других общественников. Они говорят, что есть некоторые вопросы, где почему-то общественного совета не слышно. К примеру, где ваши заявления по поводу нашумевшего проекта расширения русел рек, загрязнения нефтяными компаниями песков «Кокжиде» и других?
- Для нас нет как таковых ограничений. Банально, у нас не так много людей, чтобы охватить всё и сразу. У нас есть всего один секретарь, и то он уходит в декретный отпуск. Поэтому мне самой и эту работу приходится делать. Как бы то ни было, наши двери всегда открыты для всех, и мы готовы сотрудничать, помочь с той или иной проблемой, но это не должно выглядеть так, чтобы общественный совет сам все делал. Только вместе и сообща. Хотела бы добавить, что у нас есть свои успехи, и я должна сказать, что СМИ не особо пишут об этом. Общественный совет - это люди, которые работают без зарплаты, только благодаря своей активной гражданской позиции. Иногда люди приходят со словами: «Вот вы должны решить, и всё». Но это неправильный подход.
- Для совета есть темы, которые поднимать нельзя? Бывшие члены совета заявляли нам, что акимат стремится контролировать вашу деятельность, это так?
- Что касается запретных тем, такого для нас нет. Да, есть порою такие просьбы: «Пожалуйста не трогайте, это не поднимайте», но со мной так не пройдет. Скажу честно: проблему с арендованной землей в городе просили не трогать, но мы не стали слушать. Я никому не позволяю управлять нами, я допускаю, что бывают «ручные» общественные советы, но в нашей ситуации это не так. Слава Богу, от акимата в жизни никогда ничего не получала, никаких тендеров и прочее, я с вами говорю откровенно, и мне нечего бояться. Моя цель - внести свою лепту в развитие нашего города, области, чтобы что-то после себя оставить следующему поколению.
Фотографии из медцентра, где недавно побывали члены общественного совета.
Автор: