Разбитые дороги: асфальт в Актобе укладывают стоматологи и экономисты

Разбитые дороги: асфальт в Актобе укладывают стоматологи и экономисты

Автобусы на улице Братьев Жубановых еще чуть-чуть и начнут заваливаться набок.


Две главные причины низкого качества ремонта городских улиц назвал директор филиала Национального центра качества дорожных активов Тельман Малаев.

Ренат ТАИПОВ


Косвенным подтверждением того, что в Актобе приступает к работе комиссия по выявлению некачественного ремонта улиц, является заявление Тельмана Джадгеровича. Он сообщил @aktobe_times , что недавно Горотдел ЖКХ обратился в центр за помощью.

- Я сам предложил в прошлом году, чтобы мы проводили осмотр гарантийных участков, - рассказывает Тельман Малаев 3 апреля в ходе телефонного разговора. - И вот в 2022 году около 20 улиц мы проверили, из них по 12 улицам (городские власти. – Авт.) подали в суд на основании наших актов проверки. Буквально сегодня звонили из отдела ЖКХ. Просили инженера, чтобы с ним совместно выехать и определить, где шелушение дорожного покрытия произошло, где ямочный ремонт нужен. По каждому завершенному объекту есть свой гарантийный срок, в связи с этим заказчик совместно с центром качества будет выезжать и смотреть эти объекты, чтобы в дальнейшем вынести претензии подрядчикам об устранении недочетов и нарушений.

Директор актюбинского филиала называет несколько основных причин низкого качества дорожного ремонта:

- У нас по области не хватает подрядных организаций, которые имеют специалистов именно по дорожной отрасли. Когда выезжаю на объекты, я директорам подрядных организаций, которые выиграли тендер, задаю такой первый вопрос: «Вы по образованию кто?» Они мне отвечают, как правило, что являются юристами, экономистами, медиками, стоматологами...

Ведь сейчас тендерные процедуры очень легко пройти. Из-за того, что требуется одна лицензия, и, имея эту одну лицензию, можно выиграть тендер. Но, как вы понимаете, финансисты, экономисты, как правило, на качество не смотрят, они на сумму смотрят. В процедуре сумма стоит, и они заходят. Получается, что, не имея опыта работы, не имея образованных специалистов в штате, они занимаются дорожными работами. Попадались объекты, на которых, когда я спрашивал, вообще не было специалистов-дорожников.

Вот, я, например, дорожник с 19-летним стажем. При этом я же в хирургическое отделение не могу пойти работать. А они идут. А раньше, когда тендер разыгрывали, там специально был запрос по технике. Она должна была находиться на балансе у фирмы: автогрейдер, укладчик, катки и прочее. Также должны были предъявить сведения о наличии специалистов: о механиках, мастерах, начальниках участков, геодезистах. К тендерной документации прикладывались их дипломы, информация о стаже работы, копии трудовых книжек. А сейчас таких требований нет!



Нужно составлять черный список

Тельман Малаев объясняет, что многие компании, выигравшие тендер, не обладают необходимой техникой и берут ее в аренду у других фирм.

- В итоге возникает такая ситуация: к примеру, по нормам по одной полосе должны катать асфальт три катка определенной категории (10-, 13-, 16-тонные катки), а эти фирмы экономят. Они могут нанять один каток, может, два, но не три. Так вот зачастую. И подрядчик вообще не переживает – есть уклон дорожного покрытия, нет уклона. Ему все равно. Ему главное - квадратные метры закрыть, и всё! Вот таких людей, такие компании нужно в черный список отправлять.

По словам Тельмана Малаева, в Актюбинской области действуют лишь 3-4 подрядные организации, в которых работают настоящие, квалифицированные специалисты-дорожники с необходимым образование и стажем 10-15 лет.

- В компаниях, которые нанимают технику, водители солярку экономят. Три раза пройдутся катком, а нужно 10-12 раз по одному следу. А весной при том, что температура то падает ночью, то повышается днем - естественно, вся вода в асфальте стоит. Асфальт неуплотненный, пористый. Туда вода полностью впитывается, а при температуре минус семь асфальт уже разрывается.

Беда технадзора

Сказывается на ремонте автодорог и извечная проблема всех производств, сохранившаяся с советских времен – контроль качества. В дорожном строительстве функцию технадзора должны выполнять сторонние организации, которые опять-таки определяются по итогам тендера. Но надзор зачастую проводится из рук вон плохо. И здесь сказывается отсутствие квалифицированных специалистов и необходимого оснащения.

- При выходе из асфальтобетонного завода этот технадзор должен замерить: температура асфальта составляет 160-180 градусов или нет? – объясняет Тельман Малаев. – Когда высыпается асфальт, он должен иметь температуру 120 градусов, например. Но это во многих случаях не контролируется.

По словам директора филиала центра качества, зачастую компании, которые ведут технадзор в Актобе, в реальности зарегистрированы в Алматы или Астане:

- Иногородние компании у нас здесь просто людей нанимают. И представители их в Актобе зачастую даже не приезжают. Выходит, что подписывают документы в Актобе, а ставят печати по технадзору, к примеру, в Алматы. Вот такая волокита непонятная…

Запретили использовать щебень из «Каргалинского»

Репортеры «АТ» напомнили Тельману Малаеву о ситуации с ремонтом дорожного полотна на улице Сатпаева в 2016 году, за который отвечало ТОО «КТП». Представители фирмы были вынуждены объяснять низкое качество ремонта плохими битумом и щебнем.

- Я тоже выезжал в 2016 году на этот участок. Там вопрос был не в битуме, а в щебне, - говорит Малаев. – Потому что они брали щебень из карьера «Каргалинский», что в сторону Бадамши на 60-ом километре расположен. Я знал на тот момент, что этот щебень не соответствует нормам. Но мы в то время город не курировали, у нас только республиканские дороги были. Но после того, как в 2020 году мы приступили к контролю и по городу, я вообще запретил применять щебень из Каргалинского карьера. По прочности, по другим характеристикам он не соответствует. Поэтому с 2020 года, с карьера этот щебень не завозится. Но из щебня с этого же карьера каким-то образом мост на Жилянку в 2021 году положили. Мы дали на этот асфальт несоответствие. Результат там налицо был. И вот недавно часть покрытия фрезой сняли и заменили. Но все равно, там снизу после дождей собирается влага.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031