Как застройка Актобе провоцирует домогательства к женщинам

Как застройка Актобе провоцирует домогательства к женщинам


«Нужны гендерно-разнообразные остановки, побольше камер на улицах, поменьше высоких деревьев», - эксперт рассказала, как снизить случаи насилия и харассмента на улицах города.

Артур САЙЫН


«Горожанка Актобе» – именно под таким названием прошел public talk – открытая дискуссия о городской среде. Эксперты поведали актюбинцам о своих необычных научных изысканиях, плоды которых привели их к занимательным выводам: дизайн, застройка и планировка города напрямую влияет на безопасность женщин, пишет @aktobe_times

Так, городская исследовательница Айдана Тлеукен изучила, насколько безопасно женщины ощущают себя в городах. Она выявила районы в Астане и Алматы, где чаще всего поступали жалобы от девушек на домогательства, и связала их с особенностями городской застройки.



- Харассмент и насилие в городских пространствах – это острая тема сегодня, - говорит Айдана Тлеукен. - Об этом говорят соцсети, что в последнее время пестрят разными вопиющими случаями о домогательствах.

По словам исследовательницы, в результате проведённого ею онлайн-опроса среди части горожан, как в Алматы, так и в Астане, 80% ответили, что сталкивались с домогательствами.

- Я отмечала на карте точки, где происходили с ними инциденты, - говорит Айдана Тлеукен. - В обоих городах такие места скопления, как районы вокзалов, рынков, микрорайонов, являются часто упоминаемыми местами. В Астане также упоминаются даже более развивающиеся районы и в тоже время, в основном, безлюдные улицы, например, в районе, где находится «Экспо». В Алматы мы увидели, что «золотой квадрат» считается более безопасной зоной. Окраины, наоборот, более полны инцидентами.

Стоит отметить, что те места, где чаще всего происходили домогательства и которые выявила исследовательница, подтверждаются еще и данными на сайте stopharass.kz. Это ресурс, где граждане на карте отмечают случаи насилия и домогательств.

Эксперт дополнительно провела интервью с жертвами харассмента и выявила, что большинство из них не связывало инциденты с городским устройством.

- Никто из интервьюируемых не обращался за помощью к прохожим, полиции, потому что они чувствовали равнодушие со стороны людей, была нехватка улик и веры, что обидчика могут достойно наказать в полиции. Ни одна из респонденток не связывала инциденты домогательства с устройством городских пространств, а больше именно с патриархальными устоями и слабой законодательной базой. Но все же, как патриархальные устои, так и законодательная база косвенно влияют на городское развитие.

Гендерно-разнообразные остановки и невысокие деревья

Айдана Тлеукен разработала ряд мер, которые, по ее мнению, способны снизить насилие и приставания в общественных местах.

- Исследования показывают, что увеличение камер наблюдения в городах помогают снизить уровень преступности, нужно хорошее освещение.

Надо отметить, что проектирование городов должно избегать больших предметов застройки. Например, деревья не должны загораживать свет фонарей, не должна быть слишком густая растительность более одного метра, или мусорные контейнеры не должны быть слишком высокими.

Остановки, как говорит эксперт, следует располагать в людных местах, где женщинам будет комфортно и безопасно:

- Остановки общественного транспорта желательно чтобы были многолюдными и гендерно разнообразными. Я связывалась с акиматами по поводу того, как они проектируют остановки общественного транспорта, и мне был дан ответ, что существующие остановки они не трогают, но следующие новые остановки стараются строить в окрестности ТРЦ, школ и так далее, где побольше людей.

По ее мнению, особое внимание также следует уделить безопасности в общественном транспорте:

- Много девушек испытывали домогательства в общественном транспорте, в разных маршрутах автобусов. Здесь можно сделать специальные сигналы о харассменте. Например, я читала, в Узбекистане были пилотные автобусы, где вместо кнопки «стоп» были сигналы о домогательстве.

Следует увеличить время работы общественного транспорта, увеличить их количество, особенно в час пик, чтобы не было толпы, - говорит А. Тлеукен.

Все эти меры, как признается Айдана Тлеукен, лишь малая часть того, что можно реализовать в городах. Эксперт считает, что обществу нужно активнее вовлекаться в вопросы безопасности:

- Мировой опыт предлагает использовать аудиты безопасности. Например, в таких странах, как Канада, Индия, женщины и мужчины могут оповещать о том, какие части города более опасны и что там нужно изменить. То есть, общественность сама решает, что можно сделать в городе лучше. В рамках такой инициативы в Индии убедили властей установить камеры и освещение в небезопасных местах, даже побуждали городские власти чинить сломанные уличные фонари, чистить грязные общественные туалеты.

«Женщины более аккуратны на дорогах»

Следующим высказался руководитель проекта «Горожанин Актобе» Батыржан Кусаинов. Урбанист провел небольшое исследование, в ходе которого пришёл к выводам, что если акимат будет делать качественную велоинфраструктуру, ориентируясь на потребности женщин, то пользу получат и мужчины.

- Зачем нужна велоинфраструктура? Люди, которые принимают решения, спрашивают именно это. Есть две точки зрения: мужская и женская. В этом кроется небольшая проблема: часто женская точка зрения игнорируется. В большей степени велоинфраструктура, которая строится сейчас, рассчитана на мужчин. Как вы знаете, у нас идет строительство велоинфраструктуры в городе, но пока они не закончили, мы решили провести небольшое исследование, - говорит Батыржан Кусаинов.

Так, команда проекта стала наблюдать за велосипедистами в самом центре города на перекрёстке проспектов Алии Молдагуловой и Абилкайыр хана.

- Есть исследование, которое проводили в 18 странах мира: ученые проанализировали количество велопользователей и разделили их по гендерам. Получилось так, что в странах, где общее количество велопоездок составляет 7% от всего транспорта, количество женских и мужских поездок одинаковое. А в тех странах, где меньше 1% приходится на велопоездки, доля женских велопоездок ниже мужских. Когда мы делали подсчет на перекрестке проспекта Алии Молдагуловой и проспекта Абилкайыр хана, мы увидели, что процент женских велопоездок всего 8% из 100%, а по идее должно быть 50%.

Урбанист делает вывод, что актюбинки меньше ездят на велосипеде из-за некачественной велоинфраструктуры.

- К сожалению, женщины не пользуются велосипедом, как средством передвижения, потому что женщины более склонны уделять внимание к качеству.

Еще один аргумент урбаниста: почему велодорожки нужно делать, исходя из потребностей женщин, - это то, что они чаще соблюдают ПДД, чем мужчины.

- Возвращаясь к вопросу безопасности: женщины вообще больше уделяют этому внимание, - продолжил Б. Кусаинов. - Канадские ученые исследовали влияние ношения шлема на аварийность. Они пришли к интересным выводам: 76% травм получают именно мужчины, женщины же больше уделяют внимание безопасности, более аккуратны в езде, меньше нарушают правил. Мы тоже увидели, что на дороге у нас (на перекрёстке пр. А. Молдагуловой и Абилкайыр хана) была всего лишь одна женщина-велосипедист. Вы знаете, эта дорога очень широкая, люди очень любят разгоняться на машинах, так что большинство стараются ездить по тропе.

Также мы хотели понять, сколько людей спешиваются на переходах. И получилось так, что женщины больше соблюдают ПДД. Они почти в два раза чаще спешивались, чем мужчины.



В завершение Батыржан Кусаинов выразил надежду, что городская администрация услышит пожелания урбанистов:

- Чтобы создать велоинфраструктуру, обязательно надо учитывать все эти факторы, а именно: больше вовлекать женщин, когда производят предпроектное исследование, всю эту статистику нужно учитывать. Хотел бы завершить свою речь очень важной аксиомой - делая инфраструктуру удобной и безопасной для женщин, вы автоматически делаете ее удобной для всех.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031