В Актобе воздух еще опаснее, чем представляют горожане
Независимые экологи утверждают, что причина - в устаревших показателях загрязнения воздуха: расчеты предельно допустимых концентраций по поллютантам в Казахстане в несколько раз завышены, вопреки рекомендациям ВОЗ.
Артур САЙЫН
Борцы за природу из столичной ассоциация практикующих экологов встретились с актюбинскими чиновниками, депутатами и представителями крупных компаний-загрязнителей. Экологи колесят по стране, поднимают главные проблемы городов и ищут пути их решения, пишет @aktobe_times
По словам председателя Ассоциации практикующих экологов, эксперта-эколога Лауры Маликовой, Актобе входит в десятку наиболее загрязнённых городов республики. Эти выводы, как она отметила, основаны на данных «Казгидромета». Так, наиболее крупными загрязнителями в нашем регионе считаются АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «КазахойлАктобе», Актюбинский завод ферросплавов, Актюбинский завод хромовых соединений и АО «Актобе ТЭЦ».
- Вот ваши крупные загрязнители, философия нового экологического Кодекса состоит в том, что фокусируется именно на них, - говорит Лаура Маликова. - Если раньше в рамках старого экологического Кодекса у нас все природопользователи одинаково регулировались, то сейчас первая категория (а именно эти крупные объекты) должны обязательно внедрять наилучшие доступные «зеленые» технологии. Есть список, установленный правительством Казахстана, список 50 крупных загрязнителей, и они до 2025 года должны внедрять «зеленые» технологии и снижать свои выбросы.
Долой машины на дизеле
Одним из главных источников, усугубляющих ситуацию с воздухом, считаются автомобили. Экологи предлагают властям поощрять переход с бензина на газ, так как последний менее вреден для окружающей среды. Машинам на дизеле предлагают запретить въезд в город.
- Среди топлива самым грязным считается именно дизельное. В таких крупных городах, как Алматы и Астана, особенно сейчас в Алматы ведется обсуждение о том, чтобы запретить дизельным авто передвигаться внутри города. Если они хотят передвигаться, то пусть едят по объездной. Стоит отметить, что в странах Европы есть города, где такой запрет уже действует.
По данным экологов, которые ссылаются на статистику МВД РК, в Актюбинской области на 1 января 2022 года было зафиксировано более 109 тысяч машин, использующих бензин в качестве топлива, более 15 тысяч - на дизеле, на газу – 322, смешанные (газ/бензин) почти 38 тысяч. А самых экологичных (электрокаров) в области насчитывается всего около 20 единиц.
Один из самых грязных городов
Мониторингом качества воздуха в городе занимается «Казгидромет». Всего в Актобе 6 постов наблюдения, из них 3 с ручным отбором проб и 3 автоматические. Посты способны определять уровень загрязнения воздуха по различным 10 веществам.
- В Казахстане используется три индикатора для оценки качества воздуха, то есть непрерывно мониторится с автоматизированных постов и ручными методами, - объясняет эксперт. - Есть стандартный индекс – СИ, есть наибольшая повторяемость – НП. Стандартный индекс – это когда в Актобе по определенному веществу зафиксировали очень высокую концентрацию, соответственно, по нему определяется стандартный индекс. Наибольшая повторяемость – это когда концентрация определённого загрязняющего вещества во столько-то раз превысила ПДК. Также есть индикатор ИЗА (индекс загрязнения атмосферы), который остался нам от Советского Союза. Применяется только в годовых отчетах, и по ИЗА акиматы потом у нас планируют свою деятельность.
По данным постов наблюдения, в Актобе за 2021 год уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивался как высокий. Он определялся значением СИ=13% (очень высокий уровень), НП=3% (повышенный уровень), ИЗА=7% (высокий уровень).
- По городу наибольшее превышение составляет по сероводороду. В 2021 году 1443 раза в год превышение одной предельной допустимой концентрации в жилой зоне – это считается опасным. По оксиду углерода превышение ПДК было 14 раз – это продукт неполного горения, может выделяться как на ТЭЦ, так и на транспорте. Диоксид азота - продукт горения превышения ПДК составляло 401 раз. В рейтинге самых грязных городов Актобе за 2021 год занял третье место, - отметила Л. Маликова.
Планки завышены
Экологи отметили, что существующие показатели предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в Казахстане существенно завышены по сравнению с показателями Всемирной организации здравоохранения. Иными словами, то, что признается у нас нормой, в других странах считается опасным.
- Мы сейчас рассмотрели данные «Казгидромета» по сравнению с установленной ПДК в Казахстане. Но, стоит отметить, эти установленные ПДК не отвечают запросам общества. Сейчас у нас в рамках нового Кодекса описано, что министерство экологии не позднее 1 января 2024 года должно утвердить новые экологические нормативы качества воздуха. То есть, министерство должно пересмотреть эти ПДК. Сейчас уже министерством проводятся работы, в феврале будет ознакомление с опытом Евросоюза. По этим основным загрязняющим веществам ожидается ужесточение. Те предприятия, которые уже имеют на руках разрешительные документы, после утверждения новых ПДК должны будут получить новые документы. В этих документах предприятия будут указывать, как они планируют достигать новых ПДК. То есть, возможно, потребуется модернизация, установка новых фильтров.
Грязный воздух усугубляет коронавирус
Эколог уверена, что такое состояние воздуха, как в Актобе, провоцирует заболевания органов дыхания у людей:
- Конечно же, такое плохое качество воздуха не может не повлиять на здоровье населения. По данным Минздрава, в Актобе скончались от болезни органов дыхания – 106 человек на 100 тысяч населения и 186 человек на 100 тысяч в 2020 году. Хотя и в 2020 году была пандемия, есть исследования о том, что во время коронавируса больше пострадали те люди, которые подвергались длительному воздействию плохого качества воздуха, - заключила Лаура Маликова.
Автор: