Современное искусство: главные арт-события 2022 года
Благодаря (пусть и не окончательной) победе над коронавирусом уходящий год оказался богатым на масштабные художественные выставки. Казахстанцы впервые в истории представили свои работы на главных международных арт-площадках – Венецианской биеннале и «Документе» в Касселе. В это время художники, остававшиеся на родине, превращали искусство в протестный акт.
1. «Не засыпай!»
Утром 1 января 2022 года у акиматов Алматы и Астаны внезапно появились фламинго, но не настоящие, а надувные. Перформанс устроили казахстанские художники, подключившиеся к защите Малого Талдыколя – группы озер, которые засыпают компании-застройщики для возведения жилых комплексов и аквапарка. Журналистские расследования доказали, что застройкой озер занимаются компании, связанные с политическими элитами Казахстана. Прошло 11 месяцев, но ситуация с Малым Талдыколем только усугуб-ляется. 2 декабря стало известно, что суд Астаны постановил сохранить лишь один водоем из трех озер Малого Талдыколя.
2. «Какой дядя убил меня?»
Третьего июня мурал с портретом Айкоркем Мелдехан появился на стене трансформаторной подстанции в одном из дворов Алматы. Через несколько часов его закрасили. Четырехлетнюю Айкоркем убили 7 января во время кровавых событий. Машина, в которой находилась девочка с братьями и сестрами, была расстреляна, по всей видимости, силовиками. Отец девочки Айдос Мелдехан насчитал в машине 20 пулевых отверстий.
Айкоркем погибла от пули, попавшей в голову. Ее 15-летняя сестра получила несколько ранений и выжила, но в теле ребенка осталось 8 осколков, извлечь которые так и не смогли. В июне стало известно, что Айдос Мелдехан вместе с семьей покинул Казахстан после угроз от сотрудников спецслужб. Убийца ребенка не найден.
По официальным данным, во время Январской трагедии погибли 288 человек. Правозащитники утверждают, что шестеро из них – дети.
3. Буча - Москва - Алматы
В апреле в Москве неизвестный активист провел акцию в память о жертвах резни, которую устроила российская армия в городе Буча Киевской области. Он фотографировался лежащим на земле. Его руки были связаны за спиной белой лентой. Акцию удалось провести в оживленных районах Москвы: в Александровском саду, на мосту возле Храма Христа Спасителя, на Никольской улице и на Арбате.
Аналогичную акцию провели алматинские активисты 9 апреля перед консульством РФ. Через несколько минут всех противников войны задержала полиция.
Массовое убийство мирных граждан в Буче было совершено российскими военными в марте. Точное число жертв еще не установлено. В докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, обнародованном 7 декабря, сообщается, что по состоянию на 31 октября 2022 года в Буче были задокументированы убийства 73 гражданских лиц (54 мужчин, 16 женщин, 2 мальчика и 1 девочка). Продолжается работа по подтверждению еще 105 вероятных убийств.
4. «Counterblaste», Габриэль Л'Ирондель Хилл
Мультимедийная художница из Канады на 59-й Венецианской биеннале выставила несколько работ. Среди них - «Counterblaste», которая представляет собой гибридную фигуру человека и кролика, созданную из колготок, набитых табаком. Фигура лежит в позе Будды перед уходом в Нирвану. Редакция «АТ» не станет навязывать собственное видение этой работы, предоставляя читателям полную свободу для ассоциаций. Укажем лишь, что в основном проекте биеннале участвовали 213 художников из 58 стран мира, 90% из которых были женщины. Работы объединены общей темой «Молоко сновидений», в которой рассматривались вопросы метаморфоз и мутаций человеческого тела, взаимодействия людей с технологиями и землей.
5. «ЛАЙ-ПИ-ЧУ-ПЛИ-ЛАПА Центр Новой Гениальности»
Впервые на Венецианской биеннале современного искусства был открыт казахстанский павильон. Трансдисциплинарный коллектив ORTA превратил его в исследовательскую площадку, которая ставит своей целью открыть в каждом человеке, заложенную в нем гениальность. При создании Центра авторы вдохновлялись теоретическими разработками Сергея Калмыкова (1891-1967), художника из плеяды авангардистов Серебряного века, ученика Константина Юона, Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина. Более 30 лет Сергей Калмыков прожил в Алматы.
На протяжении нескольких месяцев ORTA активизировала в посетителях генионы (частицы, отвечающие за гениальность), а в конце ноября запустила портал в Четвертое измерение.
Коллектив ORTA создан в Алматы в 2015 году. В Венеции его представляли Александра Морозова, Рустем Бегенов, Дарья Джумеля, Александр Баканов и Сабина Куангалиева.
6. Чильтаны на Documenta в Касселе
Казахстанские художницы в составе коллектива DAVRA презентовали свои работы на 15-ой выставке современного искусства в Касселе.
Впервые в истории «Документы» для художников из Центральной Азии была выделена отдельная площадка. На ней и представил свою 41-дневную программу коллектив DAVRA, созданный узбекской художницей и кинорежиссером Саодат Исмаиловой. В своих перформансах и видеоартах художницы поделились собственным представлением о чильтанах –невидимых духах, которые появляются в самый жаркий период года шилде, чтобы направлять, лечить и защищать людей. DAVRA вовлекла посетителей выставки в так называемые процессуальные художественные практики (просмотр фильмов, приготовление традиционных блюд, чтение важных для Центральной Азии текстов).
7. Послания от Паши Кас
Известный казахстанский художник Паша Кас в уходящем году привлек внимание несколькими акциями. На январские события он отозвался инсталляцией «ТИРАНнозавр», сопроводив ее комментарием: «Очередного динозавра отправили на пенсию, еле поймали».
В сентябре художник записал «Послание»: видеовысказывание, демонстрирующее, как глобальное потепление превращает Казахстан в огромную пустыню. Для этого Паша Кас отправился к реке Или. Собственное видеоизображение он смонтировал с видеорядом из спутниковых снимков Google Erth, показывающих разрастание пустыни с 1984 года.
В ноябре художник поднялся на пик Комсомола, переименованный в пик Нурсултан, и раскрыл там плакат с требованием прекратить убивать людей. «Я хочу жить в Мире, где люди могут высказываться без страха, ... где соблюдаются права женщин, и каждый чувствует себя защищенным и равным друг другу».
Напомним: в 2021 году большую известность приобрел граффити-портрет Даниила Хармса, который был создан Пашей Кас совместно с художником Павлом Мокичем в Санкт-Петербурге. Акционисты изобразили писателя на фасаде дома, в котором он прожил 16 лет, из которого попал в изолятор «Кресты». Оттуда Хармс уже не вернулся. По одной из версий умер от истощения, по другой – был расстрелян. Граффити показалось идеологически неудобным властям Петербурга. В июне 2022 года граффити было уничтожено.
8. Украинская серия Бэнкси
В ноябре на стенах полуразрушенных домов в нескольких городах Украины, появились работы британской звезды стрит-арта. Позже Бэнкси подтвердил своё авторство. 7 граффити образуют цикл, в котором угадывается развитие сюжета. На первой работе изображен старик, мирно купающийся в ванне и явно не стремящийся ни на кого нападать. Шестая работа - рисунок российской ракетной установки с символом Z. Но вместо ракет Бэнкси изобразил мужской детородный орган, явно демонстрирующий бессилие путинской России завоевать Украину. На седьмой работе - мальчик кидает взрослого дзюдоиста на татами. Посыл этого граффити и действующие лица в комментариях не нуждаются.
9. «Мы прогулялись по земле», Уффе Изолотто
Художник-гиперреалист из Дании представил на Венецианской биеннале, пожалуй, одну из самых пугающих инсталляций. В одном из залов датского павильона лежит женщина-кентавр. Она запечатлена в момент родов. Причем рождает не кентавра, а существо, принадлежащее к другому, еще не известному гибридному виду. В соседнем зале висит тело отца семейства. Который, вероятно, ушел из жизни по собственной воле.
10. Белый лист бумаги
Символ свободы творческих начинаний в 2022 году окончательно превратился в символ протеста. С чистыми листами бумаги неоднократно выходили жители России, протестующие против преступной войны. Этот же символ стали использовать протестующие в Китае, выступающие против превращения страны в тюрьму под предлогом антиковидных ограничений.
«Это мощный символ, потому что это призыв возвысить свой голос и иметь возможность свободно выражать свое мнение», - говорит один из выдающихся художников современности Ай Вэйвэй. «Символ, подобный чистой белой бумаге, создается, когда все другие попытки протеста потерпели неудачу», - дополняет его немецкий искусствовед Михаэль Диерс.
Автор:
Ренат ТАИПОВ
1. «Не засыпай!»
Утром 1 января 2022 года у акиматов Алматы и Астаны внезапно появились фламинго, но не настоящие, а надувные. Перформанс устроили казахстанские художники, подключившиеся к защите Малого Талдыколя – группы озер, которые засыпают компании-застройщики для возведения жилых комплексов и аквапарка. Журналистские расследования доказали, что застройкой озер занимаются компании, связанные с политическими элитами Казахстана. Прошло 11 месяцев, но ситуация с Малым Талдыколем только усугуб-ляется. 2 декабря стало известно, что суд Астаны постановил сохранить лишь один водоем из трех озер Малого Талдыколя.
2. «Какой дядя убил меня?»
Третьего июня мурал с портретом Айкоркем Мелдехан появился на стене трансформаторной подстанции в одном из дворов Алматы. Через несколько часов его закрасили. Четырехлетнюю Айкоркем убили 7 января во время кровавых событий. Машина, в которой находилась девочка с братьями и сестрами, была расстреляна, по всей видимости, силовиками. Отец девочки Айдос Мелдехан насчитал в машине 20 пулевых отверстий.
Айкоркем погибла от пули, попавшей в голову. Ее 15-летняя сестра получила несколько ранений и выжила, но в теле ребенка осталось 8 осколков, извлечь которые так и не смогли. В июне стало известно, что Айдос Мелдехан вместе с семьей покинул Казахстан после угроз от сотрудников спецслужб. Убийца ребенка не найден.
По официальным данным, во время Январской трагедии погибли 288 человек. Правозащитники утверждают, что шестеро из них – дети.
3. Буча - Москва - Алматы
В апреле в Москве неизвестный активист провел акцию в память о жертвах резни, которую устроила российская армия в городе Буча Киевской области. Он фотографировался лежащим на земле. Его руки были связаны за спиной белой лентой. Акцию удалось провести в оживленных районах Москвы: в Александровском саду, на мосту возле Храма Христа Спасителя, на Никольской улице и на Арбате.
Аналогичную акцию провели алматинские активисты 9 апреля перед консульством РФ. Через несколько минут всех противников войны задержала полиция.
Массовое убийство мирных граждан в Буче было совершено российскими военными в марте. Точное число жертв еще не установлено. В докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, обнародованном 7 декабря, сообщается, что по состоянию на 31 октября 2022 года в Буче были задокументированы убийства 73 гражданских лиц (54 мужчин, 16 женщин, 2 мальчика и 1 девочка). Продолжается работа по подтверждению еще 105 вероятных убийств.
4. «Counterblaste», Габриэль Л'Ирондель Хилл
Мультимедийная художница из Канады на 59-й Венецианской биеннале выставила несколько работ. Среди них - «Counterblaste», которая представляет собой гибридную фигуру человека и кролика, созданную из колготок, набитых табаком. Фигура лежит в позе Будды перед уходом в Нирвану. Редакция «АТ» не станет навязывать собственное видение этой работы, предоставляя читателям полную свободу для ассоциаций. Укажем лишь, что в основном проекте биеннале участвовали 213 художников из 58 стран мира, 90% из которых были женщины. Работы объединены общей темой «Молоко сновидений», в которой рассматривались вопросы метаморфоз и мутаций человеческого тела, взаимодействия людей с технологиями и землей.
5. «ЛАЙ-ПИ-ЧУ-ПЛИ-ЛАПА Центр Новой Гениальности»
Впервые на Венецианской биеннале современного искусства был открыт казахстанский павильон. Трансдисциплинарный коллектив ORTA превратил его в исследовательскую площадку, которая ставит своей целью открыть в каждом человеке, заложенную в нем гениальность. При создании Центра авторы вдохновлялись теоретическими разработками Сергея Калмыкова (1891-1967), художника из плеяды авангардистов Серебряного века, ученика Константина Юона, Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина. Более 30 лет Сергей Калмыков прожил в Алматы.
На протяжении нескольких месяцев ORTA активизировала в посетителях генионы (частицы, отвечающие за гениальность), а в конце ноября запустила портал в Четвертое измерение.
Коллектив ORTA создан в Алматы в 2015 году. В Венеции его представляли Александра Морозова, Рустем Бегенов, Дарья Джумеля, Александр Баканов и Сабина Куангалиева.
6. Чильтаны на Documenta в Касселе
Казахстанские художницы в составе коллектива DAVRA презентовали свои работы на 15-ой выставке современного искусства в Касселе.
Впервые в истории «Документы» для художников из Центральной Азии была выделена отдельная площадка. На ней и представил свою 41-дневную программу коллектив DAVRA, созданный узбекской художницей и кинорежиссером Саодат Исмаиловой. В своих перформансах и видеоартах художницы поделились собственным представлением о чильтанах –невидимых духах, которые появляются в самый жаркий период года шилде, чтобы направлять, лечить и защищать людей. DAVRA вовлекла посетителей выставки в так называемые процессуальные художественные практики (просмотр фильмов, приготовление традиционных блюд, чтение важных для Центральной Азии текстов).
7. Послания от Паши Кас
Известный казахстанский художник Паша Кас в уходящем году привлек внимание несколькими акциями. На январские события он отозвался инсталляцией «ТИРАНнозавр», сопроводив ее комментарием: «Очередного динозавра отправили на пенсию, еле поймали».
В сентябре художник записал «Послание»: видеовысказывание, демонстрирующее, как глобальное потепление превращает Казахстан в огромную пустыню. Для этого Паша Кас отправился к реке Или. Собственное видеоизображение он смонтировал с видеорядом из спутниковых снимков Google Erth, показывающих разрастание пустыни с 1984 года.
В ноябре художник поднялся на пик Комсомола, переименованный в пик Нурсултан, и раскрыл там плакат с требованием прекратить убивать людей. «Я хочу жить в Мире, где люди могут высказываться без страха, ... где соблюдаются права женщин, и каждый чувствует себя защищенным и равным друг другу».
Напомним: в 2021 году большую известность приобрел граффити-портрет Даниила Хармса, который был создан Пашей Кас совместно с художником Павлом Мокичем в Санкт-Петербурге. Акционисты изобразили писателя на фасаде дома, в котором он прожил 16 лет, из которого попал в изолятор «Кресты». Оттуда Хармс уже не вернулся. По одной из версий умер от истощения, по другой – был расстрелян. Граффити показалось идеологически неудобным властям Петербурга. В июне 2022 года граффити было уничтожено.
8. Украинская серия Бэнкси
В ноябре на стенах полуразрушенных домов в нескольких городах Украины, появились работы британской звезды стрит-арта. Позже Бэнкси подтвердил своё авторство. 7 граффити образуют цикл, в котором угадывается развитие сюжета. На первой работе изображен старик, мирно купающийся в ванне и явно не стремящийся ни на кого нападать. Шестая работа - рисунок российской ракетной установки с символом Z. Но вместо ракет Бэнкси изобразил мужской детородный орган, явно демонстрирующий бессилие путинской России завоевать Украину. На седьмой работе - мальчик кидает взрослого дзюдоиста на татами. Посыл этого граффити и действующие лица в комментариях не нуждаются.
9. «Мы прогулялись по земле», Уффе Изолотто
Художник-гиперреалист из Дании представил на Венецианской биеннале, пожалуй, одну из самых пугающих инсталляций. В одном из залов датского павильона лежит женщина-кентавр. Она запечатлена в момент родов. Причем рождает не кентавра, а существо, принадлежащее к другому, еще не известному гибридному виду. В соседнем зале висит тело отца семейства. Который, вероятно, ушел из жизни по собственной воле.
10. Белый лист бумаги
Символ свободы творческих начинаний в 2022 году окончательно превратился в символ протеста. С чистыми листами бумаги неоднократно выходили жители России, протестующие против преступной войны. Этот же символ стали использовать протестующие в Китае, выступающие против превращения страны в тюрьму под предлогом антиковидных ограничений.
«Это мощный символ, потому что это призыв возвысить свой голос и иметь возможность свободно выражать свое мнение», - говорит один из выдающихся художников современности Ай Вэйвэй. «Символ, подобный чистой белой бумаге, создается, когда все другие попытки протеста потерпели неудачу», - дополняет его немецкий искусствовед Михаэль Диерс.
Автор: