Цивилизация поклонников фаллического культа процветала в Актюбинской области
На ее бурное существование указывают многочисленные петроглифы, разбросанные по четырем районам области. Российский ученый полагает, что камни с фаллическими символами образовывали целую систему, созданную древней культурой скотоводов и металлургов. Возможно, потомки древних актюбинцев, мигрировавшие в Индию, зародили там культ лингама и йони – мужского и женского начал.
Бескрайние ландшафты степной Евразии, как метко заметили романтики древности, напоминают тело лежащей женщины. Просторы Актюбинской области не исключение. Причем укромные места наших степей на протяжении нескольких тысяч лет хранили удивительные в своей интимности секреты, пишет @aktobe_times В гротах и расщелинах, близ родников и в соседстве с древними рудниками притаились своеобразные храмы под открытым небом. Одни из них дополнены менгирами, другие включают в себя «поющие» камни. Объединяет их неизменное наличие петроглифов - выбитых на камнях рисунков. Большинство изображений - фаллосы, а рядом с ними бобовидные фигуры, вероятно, символизирующие женское начало.
Целая система
Некоторые из этих петроглифов, возможно, и были известны местным жителям, но под пристальное внимание археологов не попадали. Изучать их начали лишь во втором десятилетии нынешнего века. Большой вклад в их исследование внес уроженец Актобе, выпускник Актюбинского пединститута, а в настоящее время сотрудник Института степи Уральского отделения Российской академии наук Виталий Ткачев. В своей статье*, названной по-научному витиевато, он сообщает об обнаружении как минимум 13 групп памятников, объединяемых схожими петроглифами. На первый взгляд, разбросаны они хаотично по четырем районам Актюбинской области – в Айтекебийском, Мугалжарском, Хромтауском и Шалкарском. Но создатели этих духовных центров явно следовали своей, пусть пока и таинственной, логике размещения.
Комплексы кожумбердынской культурной группы Уральско-Мугоджарского региона
1 – рудник Кенгияк; 2 – могильник Ушкаттинcкий I, курган 2; 3 – могильник Ушкаттинcкий I, курган 2, погребение 2; 4 – могильник Ушкаттинcкий I, курган 1, погребение 24; 5 – поселение Cарлыбай III; 6 – рудник Южный Жамантау; 7 – рудник Кенгияк; 8, 15, 16 – могильник Ишкиновка II; 9–11 – случайные находки из поселений в окрестностях Еленовского и Ушкаттинского рудников; 12–14, 17 – могильник Ушкаттинский I; 18 – могильник Нагорный (реконструкция по черепу); 19 – могильник Еленовский; 20 – могильник Байту I; 21–25 – поселение Кудуксай. Масштабы разные (6, 7 – камень; 8–11, 15 – бронза; 12–14 – медь, золото; 17 – фаянс; 19–22 – керамика; 23 – медная руда; 24 – металлургические шлаки).
И камни пели
На правобережье реки Есекжал в Айтекебийском районе притаилось святилище Кайракты. «Вход в него располагается в распадке между двумя грядами гор в северо-восточной части долины, - описывает Ткачев этот загадочный памятник. - Он маркируется двумя менгирами, установленными на противолежащих склонах. На массивных валунах выбиты рисунки крестообразных фигур, колес со спицами, ступней человека, двухколесной одноосной колесницы, фаллические и бобовидные изображения. В каждом скоплении есть массивные каменные плиты с относительно ровной поверхностью (алтарные комплексы), центральный камень с петроглифами и выкладки из камней, образующие дуги. Совершенно уникальными объектами, присутствующими во всех группах, являются «поющие» камни, от удара по которым раздается «металлический» звон».
Удивительный грот
Возможно, более знакомыми для читателей «АТ» окажутся гроты Телеубулак, расположенные на правобережье Эмбы в Мугалжарском районе. Пол и стены этих гротов буквально испещрены изображением фаллических символов. В этом году модель Большого грота Телеубулак выставляли на всеобщее обозрение в Областном краеведческом музее. Виталий Ткачев пишет, что памятник древности состоит из трех гротов, а в 500 метрах от них расположена еще одна группа плит и валунов, на которых нанесены схожие петроглифы.
Когда создали
В советские годы некоторые из известных на тот момент петроглифов Актюбинской области датировали не позднее неолита. Но последние исследования убедительно доказывают, что рисунки, равно как и сами храмы под открытым небом создавали в период позднего бронзового века (16-13 века до н.э.). Виталий Ткачев отмечает, что все мугоджарские петроглифы (таким эпитетом он их наделяет) находятся вблизи мест проживания представителей кожумбердынской культурной группы, которая в свою очередь являлись частью андроновской культурно-исторической общности. Как и все андроновцы, они занимались отгонным скотоводством, добывали медь и плавили бронзу. Приводя различные доказательства, Ткачев полагает, что именно кожумбердынцы и являлись теми древними художниками, которые разрисовывали камни изображениями фаллосов и женских начал, превращая их тем самым в ритуальные объекты.
«Решающее значение для датировки петроглифов Мугоджар имеет то обстоятельство, что типичные для всех известных пунктов фаллические изображения и бобовидная фигура на одном из панно святилища Кайракты включены в единую композицию с рисунком одноосной колесницы, снабженной колесами со спицами, - пишет В. Ткачев. - Иконографическое решение, использованное для изображения повозки, совпадает с традиционной трактовкой колесниц в плане, характерной для евразийской изобразительной традиции, уверенно связываемой с андроновской общностью эпохи поздней бронзы. Само появление колесниц относится к эпохе поздней бронзы».
Петроглифы Мугоджар
1 – Есекжал I; 2 – Енбекши; 3 – вход в святилище Кайракты, маркированный двумя менгирами; 4 – «жертвенный стол» и «звенящий» камень в алтарном комплексе южной группы петроглифов святилища Кайракты; 5 – главное панно южной группы петроглифов святилища Кайракты; 6 – Сарлыбай; 7 – Телеубулак, фрагмент панно Большого грота; 8 – Телеубулак, фрагмент панно Большого грота.
Такого еще не было
Привлекая в доказательство мнение других историков, Виталий Ткачев отмечает, что петроглифы Мугоджар с их явным акцентом на изображение мужского и женского начал не имеют сколь бы то ни было близких аналогов в памятниках изобразительного искусства Казахстана, Средней Азии, Сибири, Алтая и Монголии. По всей видимости, кужамбердынцы, проживающие в степях Актюбинской области, смогли выработать не только самобытный тип рисунков; у них, вероятно, народилась уникальная система верований и отправления ритуальных практик. Выражаясь проще, у кожумбердынцев сформировался фаллический культ, коего у других андроновцев не наблюдалось.
От Мугоджар – до Индии
В поисках аналогий и путей возможного исторического развития кожумбердынского культа фаллоса исследователь обращает свой взор на территорию Индостана. Затрагивая тем самым небезызвестную индоиранскую проблематику. Суть ее весьма проста. Западные исследователи, в 18 веке получившие доступ к древнеиндийским литературным памятникам, обратили внимание на удивительное сходство между языками народов этого полуострова и языками европейцев. В конечном итоге открытие привело к созданию теории о том, что территории современных Ирана, Пакистана и Индии во II тысячелетии до нашей эры заселялись племенами европеоидной наружности (ариями), которые оттесняли проживавшие там автохтонные народы. Якобы такая экспансия привела к возникновению в Индии кастового устройства общества, а в религиозном плане породила священные тексты «Авесты» (в Иране) и «Ригведы» (в Индии). По одной из версий (к тому же отображенной в казахстанских школьных учебниках), воинственные мигранты являлись потомками представителей Синташтинской и Андроновской культур, ранее населявших Южный Урал и Прикаспийский регион.
«Фаллические культы были широко распространены у многих древних народов. Поскольку носители андроновского культурного комплекса ассоциируются с индоиранцами, было бы логичным рассмотреть данный вопрос именно в таком этнокультурном контексте. Первая ассоциация, которую вызывает визуальное восприятие мугоджарских петроглифов, – это широко распространенный в индуизме (особенно в школах шиваизма) культ лингама и йони, олицетворяющих, соответственно, мужское и женское начала. Однако истоки почитания лингама, фаллический характер которого очевиден, восходят к более раннему времени», - пишет Виталий Ткачев.
Вратья – потомки кожумбердынцев?
В «Ригведе» пытливый исследователь находит упоминания о так называемых шишнадева, то есть членопоклонниках. Обращает Ткачев внимание и на проживавшую в Индии этногруппу вратья. Они практиковали заговоры черной и белой магии, исповедовали фаллические культы. Им приписывается создание древних гимнов «Атхарваведы». По одной из версий, вратья представляли собой раннюю волну миграции тех самых ариев, которые и заселяли Индию. Следуя логике, на которой построена статья Ткачева, можно сделать весьма смелое предположение, что носители кожумбердынской культуры, поклонявшиеся фаллосу, в результате миграции на территорию Индии обратились во вратьев, тем самым зародив в индуистских религиозных воззрениях культ лингама и йони – мужского и женского начала.
«Прямолинейная идентификация носителей кожумбердынского культурного комплекса Уральско-Мугоджарского региона с вратьями «Атхарваведы» вряд ли возможна. Но само существование в культуре индоариев альтернативных религиозных течений, отличных от ортодоксальной ведической традиции и вполне сопоставимых с фаллическими культами кожумбердынцев, весьма показательно», - заключает Ткачев.
Культ плодородия
Вероятно, дальнейшее изучение петроглифов, поселений и захоронений кожумбердынцев прольет свет на те магические мистерии, которые разыгрывались в гротах Телеубулак и под открытым небом в других сакральных уголках Актюбинской области. Скорее всего, исполняемые ритуалы были связаны с культом плодородия. «Нередко фаллические изображения дополнялись многочисленными лунками (петроглифы Есекжал, Сарлыбай, Енбекши), недвусмысленно указывающими на стремление древних художников отобразить процесс семяизвержения», - пишет Ткачев.
Вполне возможно, что посредством сексуализированных церемоний древние скотоводы призывали дожди, а быть может, своими литаниями под гул «поющих» камней стремились ускорить сводимость в стадах, и повышали плодовитость разводимых коров и овец.
______
* «Кожумбердынская культурная группа в контексте концепции культурного ландшафта и индоиранской проблематики» В.В. Ткачёв. Институт степи УрО РАН.
Местоположение пунктов нахождения петроглифов в Мугоджарах
1 – Енбекши, 2 – Тикаша, 3 – Кайракты, 4–6 – Есекжал I–III, 7 – Жиландыбулак, 8 – Телеубулак западный, 9 – Камыстыколь, 10–11 – Сорколь 1–2, 12–17 – Туздыколь 1–6, 18–20 – Телеубулак (Большой грот, Малый грот 1, Малый грот 2), 21–25 – Телеубулак 1–5, 26 – Сарлыбай.
Петроглифы Актюбинской области
1. Петроглифы Кайракты (Айтекебийский район). Святилище. На валунах керсантитов выбиты крестообразные фигуры, колесо со спицами, ступни человека, двухколесная одноосная колесница, фаллические и бобовидные изображения. Каменные плиты с ровной поверхностью, центральный камень с петроглифами и выкладки из камней, образующие дуги. Во всех группах – поющие камни.
2. Петроглифы Есекжал I (Айтекебийский район). На крупном валуне фаллические фигуры и серия округлых лунок.
3. Петроглифы Есекжал II (Айтекебийский район). Цепочка округлых лунок, линия ориентирована строго в направлении петроглифов Есекжал I.
4. Петроглиф Есекжал III (Айтекебийский район). Слабо различимое фаллическое изображение.
5. Петроглифы Енбекши (Мугалжарский район). На плоском песчанике фаллические и бобовидные фигуры, выбиты рисунки лошади с повозкой и чашевидные углубления.
6. Петроглифы Тикаша (Хромтауский район). Сильно выветренные петроглифы. Распознаются два рисунка, один из которых фаллическая фигура.
7. Петроглифы Сарлыбай (Шалкарский район). Святилище. На окатанных поверхностях крупных валунов полтора десятка изображений – почковидные (бобовидные) и грибовидные (фаллические). Раскрытая ладонь, верблюд, геометрические знаки, округлые лунки. Каменная ограда треугольной формы и поющие камни.
8. Петроглифы Телеубулак (Мугалжрский район). Три грота, на полах которого панно с изображениями. В Большом гроте многократно тиражируемые линии, лунки, бобовидные и фаллические фигуры. В 500 метрах к востоку от Большого грота еще одна группа из пяти скоплений петроглифов. На каменных плитах и отдельно стоящих валунах схожий набор изображений.
9. Петроглифы Жиландыбулак (Мугалжарский район). На поверхностях плоских каменных плит панно с подковообразными, почкововидными, фаллическими фигурами, полулунницами, зооморфными персонажами.
10. Петроглиф западнее Телеубулака (Мугалжарский район). На горизонтальной поверхности каменной плиты выбиты лунка и почковидный знак, соединенные линией.
11. Петроглиф Камыстыколь (Мугалжарский район). Почковидное углубление окаймляется разомкнутой окружностью, от которой тянется линия.
12. Петроглифы Сорколь (Мугалжарский район). Бобовидные и фаллические фигуры.
13. Петроглифы Туздыколь (Мугалжарский район). В шести пунктах изображения в виде почковидных и подковообразных фигур.
Автор:
Ренат ТАИПОВ
Бескрайние ландшафты степной Евразии, как метко заметили романтики древности, напоминают тело лежащей женщины. Просторы Актюбинской области не исключение. Причем укромные места наших степей на протяжении нескольких тысяч лет хранили удивительные в своей интимности секреты, пишет @aktobe_times В гротах и расщелинах, близ родников и в соседстве с древними рудниками притаились своеобразные храмы под открытым небом. Одни из них дополнены менгирами, другие включают в себя «поющие» камни. Объединяет их неизменное наличие петроглифов - выбитых на камнях рисунков. Большинство изображений - фаллосы, а рядом с ними бобовидные фигуры, вероятно, символизирующие женское начало.
Целая система
Некоторые из этих петроглифов, возможно, и были известны местным жителям, но под пристальное внимание археологов не попадали. Изучать их начали лишь во втором десятилетии нынешнего века. Большой вклад в их исследование внес уроженец Актобе, выпускник Актюбинского пединститута, а в настоящее время сотрудник Института степи Уральского отделения Российской академии наук Виталий Ткачев. В своей статье*, названной по-научному витиевато, он сообщает об обнаружении как минимум 13 групп памятников, объединяемых схожими петроглифами. На первый взгляд, разбросаны они хаотично по четырем районам Актюбинской области – в Айтекебийском, Мугалжарском, Хромтауском и Шалкарском. Но создатели этих духовных центров явно следовали своей, пусть пока и таинственной, логике размещения.
Комплексы кожумбердынской культурной группы Уральско-Мугоджарского региона
1 – рудник Кенгияк; 2 – могильник Ушкаттинcкий I, курган 2; 3 – могильник Ушкаттинcкий I, курган 2, погребение 2; 4 – могильник Ушкаттинcкий I, курган 1, погребение 24; 5 – поселение Cарлыбай III; 6 – рудник Южный Жамантау; 7 – рудник Кенгияк; 8, 15, 16 – могильник Ишкиновка II; 9–11 – случайные находки из поселений в окрестностях Еленовского и Ушкаттинского рудников; 12–14, 17 – могильник Ушкаттинский I; 18 – могильник Нагорный (реконструкция по черепу); 19 – могильник Еленовский; 20 – могильник Байту I; 21–25 – поселение Кудуксай. Масштабы разные (6, 7 – камень; 8–11, 15 – бронза; 12–14 – медь, золото; 17 – фаянс; 19–22 – керамика; 23 – медная руда; 24 – металлургические шлаки).
И камни пели
На правобережье реки Есекжал в Айтекебийском районе притаилось святилище Кайракты. «Вход в него располагается в распадке между двумя грядами гор в северо-восточной части долины, - описывает Ткачев этот загадочный памятник. - Он маркируется двумя менгирами, установленными на противолежащих склонах. На массивных валунах выбиты рисунки крестообразных фигур, колес со спицами, ступней человека, двухколесной одноосной колесницы, фаллические и бобовидные изображения. В каждом скоплении есть массивные каменные плиты с относительно ровной поверхностью (алтарные комплексы), центральный камень с петроглифами и выкладки из камней, образующие дуги. Совершенно уникальными объектами, присутствующими во всех группах, являются «поющие» камни, от удара по которым раздается «металлический» звон».
Модель большого грота Телеубулак представили в краеведческом музее в июле 2022 года.
Удивительный грот
Возможно, более знакомыми для читателей «АТ» окажутся гроты Телеубулак, расположенные на правобережье Эмбы в Мугалжарском районе. Пол и стены этих гротов буквально испещрены изображением фаллических символов. В этом году модель Большого грота Телеубулак выставляли на всеобщее обозрение в Областном краеведческом музее. Виталий Ткачев пишет, что памятник древности состоит из трех гротов, а в 500 метрах от них расположена еще одна группа плит и валунов, на которых нанесены схожие петроглифы.
Когда создали
В советские годы некоторые из известных на тот момент петроглифов Актюбинской области датировали не позднее неолита. Но последние исследования убедительно доказывают, что рисунки, равно как и сами храмы под открытым небом создавали в период позднего бронзового века (16-13 века до н.э.). Виталий Ткачев отмечает, что все мугоджарские петроглифы (таким эпитетом он их наделяет) находятся вблизи мест проживания представителей кожумбердынской культурной группы, которая в свою очередь являлись частью андроновской культурно-исторической общности. Как и все андроновцы, они занимались отгонным скотоводством, добывали медь и плавили бронзу. Приводя различные доказательства, Ткачев полагает, что именно кожумбердынцы и являлись теми древними художниками, которые разрисовывали камни изображениями фаллосов и женских начал, превращая их тем самым в ритуальные объекты.
«Решающее значение для датировки петроглифов Мугоджар имеет то обстоятельство, что типичные для всех известных пунктов фаллические изображения и бобовидная фигура на одном из панно святилища Кайракты включены в единую композицию с рисунком одноосной колесницы, снабженной колесами со спицами, - пишет В. Ткачев. - Иконографическое решение, использованное для изображения повозки, совпадает с традиционной трактовкой колесниц в плане, характерной для евразийской изобразительной традиции, уверенно связываемой с андроновской общностью эпохи поздней бронзы. Само появление колесниц относится к эпохе поздней бронзы».
Петроглифы Мугоджар
1 – Есекжал I; 2 – Енбекши; 3 – вход в святилище Кайракты, маркированный двумя менгирами; 4 – «жертвенный стол» и «звенящий» камень в алтарном комплексе южной группы петроглифов святилища Кайракты; 5 – главное панно южной группы петроглифов святилища Кайракты; 6 – Сарлыбай; 7 – Телеубулак, фрагмент панно Большого грота; 8 – Телеубулак, фрагмент панно Большого грота.
Такого еще не было
Привлекая в доказательство мнение других историков, Виталий Ткачев отмечает, что петроглифы Мугоджар с их явным акцентом на изображение мужского и женского начал не имеют сколь бы то ни было близких аналогов в памятниках изобразительного искусства Казахстана, Средней Азии, Сибири, Алтая и Монголии. По всей видимости, кужамбердынцы, проживающие в степях Актюбинской области, смогли выработать не только самобытный тип рисунков; у них, вероятно, народилась уникальная система верований и отправления ритуальных практик. Выражаясь проще, у кожумбердынцев сформировался фаллический культ, коего у других андроновцев не наблюдалось.
От Мугоджар – до Индии
В поисках аналогий и путей возможного исторического развития кожумбердынского культа фаллоса исследователь обращает свой взор на территорию Индостана. Затрагивая тем самым небезызвестную индоиранскую проблематику. Суть ее весьма проста. Западные исследователи, в 18 веке получившие доступ к древнеиндийским литературным памятникам, обратили внимание на удивительное сходство между языками народов этого полуострова и языками европейцев. В конечном итоге открытие привело к созданию теории о том, что территории современных Ирана, Пакистана и Индии во II тысячелетии до нашей эры заселялись племенами европеоидной наружности (ариями), которые оттесняли проживавшие там автохтонные народы. Якобы такая экспансия привела к возникновению в Индии кастового устройства общества, а в религиозном плане породила священные тексты «Авесты» (в Иране) и «Ригведы» (в Индии). По одной из версий (к тому же отображенной в казахстанских школьных учебниках), воинственные мигранты являлись потомками представителей Синташтинской и Андроновской культур, ранее населявших Южный Урал и Прикаспийский регион.
Один из вариантов путей миграции индоевропейских племен.
«Фаллические культы были широко распространены у многих древних народов. Поскольку носители андроновского культурного комплекса ассоциируются с индоиранцами, было бы логичным рассмотреть данный вопрос именно в таком этнокультурном контексте. Первая ассоциация, которую вызывает визуальное восприятие мугоджарских петроглифов, – это широко распространенный в индуизме (особенно в школах шиваизма) культ лингама и йони, олицетворяющих, соответственно, мужское и женское начала. Однако истоки почитания лингама, фаллический характер которого очевиден, восходят к более раннему времени», - пишет Виталий Ткачев.
Вратья – потомки кожумбердынцев?
В «Ригведе» пытливый исследователь находит упоминания о так называемых шишнадева, то есть членопоклонниках. Обращает Ткачев внимание и на проживавшую в Индии этногруппу вратья. Они практиковали заговоры черной и белой магии, исповедовали фаллические культы. Им приписывается создание древних гимнов «Атхарваведы». По одной из версий, вратья представляли собой раннюю волну миграции тех самых ариев, которые и заселяли Индию. Следуя логике, на которой построена статья Ткачева, можно сделать весьма смелое предположение, что носители кожумбердынской культуры, поклонявшиеся фаллосу, в результате миграции на территорию Индии обратились во вратьев, тем самым зародив в индуистских религиозных воззрениях культ лингама и йони – мужского и женского начала.
Представитель группы вратьев. Фотография 1870 года.
«Прямолинейная идентификация носителей кожумбердынского культурного комплекса Уральско-Мугоджарского региона с вратьями «Атхарваведы» вряд ли возможна. Но само существование в культуре индоариев альтернативных религиозных течений, отличных от ортодоксальной ведической традиции и вполне сопоставимых с фаллическими культами кожумбердынцев, весьма показательно», - заключает Ткачев.
Культ лингама в Индии приобрел широкое распространение.
Культ плодородия
Вероятно, дальнейшее изучение петроглифов, поселений и захоронений кожумбердынцев прольет свет на те магические мистерии, которые разыгрывались в гротах Телеубулак и под открытым небом в других сакральных уголках Актюбинской области. Скорее всего, исполняемые ритуалы были связаны с культом плодородия. «Нередко фаллические изображения дополнялись многочисленными лунками (петроглифы Есекжал, Сарлыбай, Енбекши), недвусмысленно указывающими на стремление древних художников отобразить процесс семяизвержения», - пишет Ткачев.
Вполне возможно, что посредством сексуализированных церемоний древние скотоводы призывали дожди, а быть может, своими литаниями под гул «поющих» камней стремились ускорить сводимость в стадах, и повышали плодовитость разводимых коров и овец.
______
* «Кожумбердынская культурная группа в контексте концепции культурного ландшафта и индоиранской проблематики» В.В. Ткачёв. Институт степи УрО РАН.
Местоположение пунктов нахождения петроглифов в Мугоджарах
1 – Енбекши, 2 – Тикаша, 3 – Кайракты, 4–6 – Есекжал I–III, 7 – Жиландыбулак, 8 – Телеубулак западный, 9 – Камыстыколь, 10–11 – Сорколь 1–2, 12–17 – Туздыколь 1–6, 18–20 – Телеубулак (Большой грот, Малый грот 1, Малый грот 2), 21–25 – Телеубулак 1–5, 26 – Сарлыбай.
Петроглифы Актюбинской области
1. Петроглифы Кайракты (Айтекебийский район). Святилище. На валунах керсантитов выбиты крестообразные фигуры, колесо со спицами, ступни человека, двухколесная одноосная колесница, фаллические и бобовидные изображения. Каменные плиты с ровной поверхностью, центральный камень с петроглифами и выкладки из камней, образующие дуги. Во всех группах – поющие камни.
2. Петроглифы Есекжал I (Айтекебийский район). На крупном валуне фаллические фигуры и серия округлых лунок.
3. Петроглифы Есекжал II (Айтекебийский район). Цепочка округлых лунок, линия ориентирована строго в направлении петроглифов Есекжал I.
4. Петроглиф Есекжал III (Айтекебийский район). Слабо различимое фаллическое изображение.
5. Петроглифы Енбекши (Мугалжарский район). На плоском песчанике фаллические и бобовидные фигуры, выбиты рисунки лошади с повозкой и чашевидные углубления.
6. Петроглифы Тикаша (Хромтауский район). Сильно выветренные петроглифы. Распознаются два рисунка, один из которых фаллическая фигура.
7. Петроглифы Сарлыбай (Шалкарский район). Святилище. На окатанных поверхностях крупных валунов полтора десятка изображений – почковидные (бобовидные) и грибовидные (фаллические). Раскрытая ладонь, верблюд, геометрические знаки, округлые лунки. Каменная ограда треугольной формы и поющие камни.
8. Петроглифы Телеубулак (Мугалжрский район). Три грота, на полах которого панно с изображениями. В Большом гроте многократно тиражируемые линии, лунки, бобовидные и фаллические фигуры. В 500 метрах к востоку от Большого грота еще одна группа из пяти скоплений петроглифов. На каменных плитах и отдельно стоящих валунах схожий набор изображений.
9. Петроглифы Жиландыбулак (Мугалжарский район). На поверхностях плоских каменных плит панно с подковообразными, почкововидными, фаллическими фигурами, полулунницами, зооморфными персонажами.
10. Петроглиф западнее Телеубулака (Мугалжарский район). На горизонтальной поверхности каменной плиты выбиты лунка и почковидный знак, соединенные линией.
11. Петроглиф Камыстыколь (Мугалжарский район). Почковидное углубление окаймляется разомкнутой окружностью, от которой тянется линия.
12. Петроглифы Сорколь (Мугалжарский район). Бобовидные и фаллические фигуры.
13. Петроглифы Туздыколь (Мугалжарский район). В шести пунктах изображения в виде почковидных и подковообразных фигур.
Автор: