Пропавшие миллионы: куда ушли деньги на развитие Актобе

Пропавшие миллионы: куда ушли деньги на развитие Актобе

Где-то в одном из домов на Батыс-2 на 53 миллиона тенге сделали инженерные сети и благоустроили двор. Но никто не знает, где именно.


В акимате так и не смогли показать общественникам дом, где на инженерные сети и благоустройство двора спонсор выделил 53 миллиона тенге. А благотворительные фонды, которые финансируют социальные проекты региона, скрывают свои доходы.

Артур САЙЫН


Напомним, в 2018 году АО «Казхром» передало почти 53 миллиона тенге ТОО «ТехноГруппСтрой» на строительство инженерных сетей и благоустройство дворовой территории 90-квартирного жилого дома в микрорайоне Батыс-2. Эти средства были обозначены в качестве помощи на социальное развитие региона. И вот недавно ОФ «Решимость и единство действий» пытался найти, по какому конкретному адресу был сделан этот дорогой подарок городу. Так как проект реализован в рамках меморандума о взаимном сотрудничестве между акиматом Актюбинской области и ERG S.A.R.L, общественники обратились к чиновникам. Однако ни в одном из управлений и отделов акиматов области и города не смогли предоставить никаких сведений (копии ответов есть в редакции газеты «Актобе Таймс»). Искать правду пришлось в аппарате президента, да и там, прочитав запрос, вновь направили его в местные органы. И вот недавно департамент внутреннего государственного аудита по Актюбинской области направил письмо председателю общественного движения «Экологическое сообщество Актобе и региона» Мурату Жакиеву, о том, что они тоже не владеют информацией и не могут провести проверку, поскольку средства не являются бюджетными.



«…вопрос назначения внепланового государственного аудита решается в пределах компетенции, установленной законом («О государственном аудите и финансовом контроле». – Авт.). В этой связи, Департаментом внутреннего государственного аудита по Актюбинской области сообщается, что у нас нет возможности провести внеплановый аудит по вопросу, указанному в письме от 20 октября 2022 года №ДЭ/ФЛ-Ж-451 и от 06.10.2022 г. №З-ЭС-77-ПТ (посредством общения)», - говорится в официальном ответе за подписью заместителя департамента К. Жумабаева.

- В итоге получается, что акимат не владеет информацией. Если бы это была просто спонсорская помощь тогда вопросов не было бы, но проект сделан в рамках меморандума, в котором участвовал акимат Актюбинской области, - прокомментировал Мурат Жакиев.

Акимату на заметку

На социальное развитие региона недропользователи выделяют деньги также через различные благотворительные фонды. Ранее общественники выяснили, что чаще всего огромные средства получали фонды «Асыл рух Ақтөбе», «Қамқорлық 2019» и «Парыз». Однако некоторые из них не отражали в базе данных НПО эти операции.

Например, в 2020 году «Асыл рух Ақтөбе» от «Казхрома» получил 200 миллионов тенге на «оказание помощи на приобретение медицинских препаратов и оборудований». На те же цели «Парыз» получил 219 миллионов. Отчет за тот год в реестре НПО есть только от ОФ «Парыз», правда, сведения там не детализируются, доходы и расходы показываются в общих суммах, без указания, откуда деньги поступили и куда ушли.

Таких примеров, когда фонды не отчитываются, немало. Так, представители ОФ «Решимость и единство действий» направили запрос в Министерство информации и общественного развития с целью узнать, почему же «благотворители» такое себе позволяют.

«Следует отметить, что общественные фонды «Асыл рух Ақтөбе»,«Қамқорлық 2019», «Парыз Ақтөбе» в проектах государственного социального заказа и грантовых проектах участие не принимали. Средства для указанных общественных фондов выделялись согласно Меморандумам о социальной ответственности и сотрудничеству для реализации проектов по строительству детских учреждений, спортивных сооружений, медицинских оборудований, препаратов и т.д. Все финансовые отчеты ими предоставлены своевременно и подтверждены документально.

Вместе с тем, в действительности ОФ «Парыз Актобе» не предоставил сведения в базу данных НПО за 2016, 2018, 2019 годы, а в 2017 году в базе данных не указал доходы фонда.

ОФ «Асыл рух Ақтөбе», функционирующий с 2019 года, сведения в базу данных НПО не предоставлял», - говорится в ответе министерства за подписью вице-министра Д. Кадырова.

В ответе общественникам министерство подчеркнуло, что НПО обязаны предоставлять отчет о своей деятельности ежегодно до 31 марта. В противном случае их ждет предупреждение, а следом штраф. Но министерство пишет, что никто из этих фондов к административной ответственности не привлекался.

«Министерство считает, что акимат впредь должен взять на более качественный контроль вопрос о применении административных мер к НПО, не соблюдающим действующее законодательство. Вместе с тем, Министерство со своей стороны продолжит рекомендовать местным исполнительным органам более тщательно осуществлять мониторинг и анализ НПО, в том числе имеющих Меморандумы о взаимодействии с государственными органами регионов», - сказано в ответе.

«Мой самый главный отчет перед спонсорами»

Репортёр «АТ» связался с руководителем фонда «Парыз» Есимханом Есенбаевым и спросил у него, почему организация не предоставляла отчет в реестре НПО.

- Я не знаю, никто, наверное, не требовал, поэтому, - говорит Есимхан Есенбаев. - Я же не знаю, что нам поступают, от недропользователя, или еще какого-то спонсора, это акимат работает. Если деньги все перечислят, мы перед компаниями отчитываемся, с ними у нас договор, это не так просто. Там доскональный акт ввода требуют, их специалисты приходят, проверяют. Вот детские игровые площадки в этом году в Хромтау строили, и другие объекты, по этому всему есть отчеты.

- Вы готовы встретиться с общественностью, показать отчеты?

- Нет, зачем?

- Чтобы развеять всякие сомнения. Не желаете?

- Нет, - утвердительно ответил Есимхан Есенбаев. - Мой самый главный отчет - перед спонсорами.

«Верить на слово нельзя, все должно быть документировано»

Известная актюбинская общественница, исследователь, директор ОФ «ЭлитАгро» Марина Цыганкова уверена, что создавшаяся ситуация, когда в акимате не знают, где и на что были потрачены спонсорские средства от недропользователей, вызвана некомпетентностью властей.



- Это, конечно, подозрительная ситуация для общественности, потому что здесь она не участвует и никак не может это проконтролировать, - говорит Марина Цыганкова. - Хорошо, что наши жители заинтересовались, и этот вопрос стал широко обсуждаться. Но это же не только у нас может быть, но и по всей республике. При любой благотворительности общественность должна знать, как используются деньги, тем более, когда речь идет об огромных суммах. Если в акимате по существу не знают, где и что было сделано в регионе за счет спонсорских средств, это говорит либо о некомпетентности госслужащих, либо они делают вид, что спят, а таких разбудить очень трудно. Тем более, если эти работы выполняются в рамках меморандума, означает, что были определённые обязательства. Общественность должна увидеть результаты, но этого права нас лишают.

Марина Цыганкова считает, что в Актюбинской области есть негласно привилегированные НПО, которые получают деньги от недропользователей.

- Когда мне довелось побеседовать с одним из представителей недропользователей, я спросила, могут ли они оказать спонсорскую помощь на мои проекты, - продолжила Марина Цыганкова. - Этот человек ответил: «Конечно, можем». Он даже перечислял организации-получателей. Я была в шоке, потому эти организации нигде этого не показывали. Следом я спросила, что для этого нужно, мне ответили, что одобрение акимата. Когда я пошла в управление внутренней политики, мне сказали, что они в этом процессе не участвуют. Вопрос тогда: где та площадка, где идет это одобрение? Боюсь, как бы это не было завязано на обычном кумовстве… Через эти фонды, полагаю, можно отмывать деньги без налогообложения. Также мы не можем исключать, что компании, выделяя определённым «нужным» НПО средства, добиваются определённой политической выгоды, тогда здесь может быть опасность лоббирования их интересов в чувствительных темах, например, экологии.



- Что нужно сделать, чтобы таких ситуаций не повторялось?

- Мы должны сделать нормой, чтобы эти деньги, которые идут на благотворительность (в данном случае на социальное развитие региона), были прозрачны. Что для этого нужно? Просто, когда выделяются деньги, закладывать 10% от бюджета на оценку этого проекта независимыми экспертами и спросить у конечных выгодоприобретателей, пользовались ли они этими услугами или продуктом. Но такой работы у нас нет, причем не только в таких ситуациях, а даже при госзаказе. Хотя оценщики у нас есть, которые могут сделать это профессионально. А так мы будем постоянно думать: «А дошли ли эти деньги туда, куда надо, не воспользовались ли ими ловкие люди?». Верить на слово нельзя, все должно быть документировано.

«Где 200 миллионов?»

Чтобы узнать, как фонды «Парыз» и «Асыл рух Ақтөбе» в 2020 году потратили более 400 миллионов тенге на «оказание помощи на приобретение медицинских препаратов и оборудований», Мурат Жакиев обратился с запросом в облздрав. В ведомстве ответили следующее:

«… были заключены трехсторонние договоры между общественными фондами «Парыз» и «Асыл рух Ақтөбе» с поставщиками и Управлением. Всего было заключено 7 договоров. Из них 2 договора с ОФ «Асыл рух Актобе» на сумму 110 475,0 тыс. тенге. Были приобретены маски, экспресс-тестеры. 1 договор с ОФ «Парыз» на сумму 59 370,0 тыс. тенге. Были приобретены гражданские и хирургические маски и тепловизоры. 3 договора с участием ОФ «Парыз» и «Асыл рух Ақтөбе» на сумму 37 720,5 тыс. тенге для обеспечения врачей проживанием и питанием в период 2-х недельной изоляции. 1 договор на сумму 11 338,5 тыс.тенге для проведения текущего ремонта детского стационара», - сказано в официальном ответе облздрава за подписью руководителя управления Рустема Исаева.

Сложив все цифры, общественник недосчитался еще 200 миллионов тенге.

- Теперь предстоит это выяснить, - отметил М. Жакиев.


Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930