Актюбинцы требуют привлечь нефтяников к уголовной ответственности
Экоактивисты считают недостаточными меры по ликвидации масштабной утечки нефти в Темирском районе. Руководитель департамента экологии в ответ заявил, что нефтяная компания не отделается административным штрафами, а будет восстанавливать испорченную землю до первозданного состояния.
Артур САЙЫН
Экоактивисты раскритиковали способ ликвидации разлива нефти в Темирском районе, пишет @aktobe_times Ранее, 29 октября, на месторождении «Кенкияк-надсолевой» разорвался сварный шов основного ствола на скважине №797, принадлежащей АО «СНПС-Актобемунайгаз». В итоге смесь воды с нефтью разлилась на площади более 3 тысяч квадратных метров. ТОО «Ак-берен» занималось ликвидацией аварии. Так через несколько суток в соцсетях появились видео и фото, где рабочие на экскаваторах вскапывали загрязнённый грунт и заправляли им большегрузы. Это вызвало недоумение у председателя общественного движения «Экологическое сообщество Актобе и региона» Мурата Жакиева:
- Нет оценки ущерба. Мы видели на фотографиях, на видео, что часть загрязнённого участка убрали, а сверху накрыли грунтом и все. Но согласно приказу 154 от 26 мая 2022 года министра экологии, геологии и природных ресурсов, после разлива должна быть сделана программа восстановления окружающей среды. Мы спрашивали эту программу у департамента экологии, но они молчат.
- Конечно, такая механическая очистка никак не может быть, а сколько они убирают, убирали таким методом? Так однозначно делать нельзя! Есть химическая очистка, идет целый процесс, применение препаратов должно быть, сбор, переработка этой земли. Целый цикл! - уверен руководитель ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин.
Общественники требуют провести полные восстановительные работы и привлечь виновных к уголовной ответственности по статьям: «Порча земли» и «Нарушение правил охраны и использования недр».
За ущерб платить не будут
Руководитель департамента экологии Актюбинской области Ербол Куанов говорит, что те работы, которые происходили на месте аварии, ликвидационные, и потому не требуют согласования с экологами. Компания обязана провести восстановление земли позже, по специально разработанной методике.
- В таких аварийных ситуациях недропользователи принимают меры по ликвидации, у них есть договора с компаниями, которые занимаются вывозом нефтеотходов, в данном случае грунта. В дальнейшем они должны сделать программу ремедиации – это комплекс мер по восстановлению земли к первозданному виду места, где произошла авария. Эта программу готовят они и представляют нам, потом мы в течение десяти дней рассматриваем. Если мы согласуем, они в дальнейшем будут работать. А потом наши инспекторы проверят, есть ли нефтепродукты в почве.
Программу ремедиации пока не начали составлять, поскольку перед этим должна пройти проверка.
- В данный момент мы прошли только процедуру регистрации проверки в отношении АО «СНПС-Актобемунайгаз. Вы знаете, предпринимательский кодекс этого требует, мы не можем просто так к ним огульно прийти и составить акт, - отметил Ербол Куанов.
Компания отделается административной ответственностью.
- За порчу земли будет административный штраф. А потом, многие привыкли, что еще будет наложена сумма за ущерб, но это было по старому экологическому кодексу. Новый кодекс этого не предусматривает, - сказал Е. Куанов.
Как отметил Куанов, АО «СНПС-Актобемунайгаз» дополнительно привлекут к ответственности за несвоевременное сообщение об аварии. Разлив начался 29 октября около 22:30 ночи, а экологов уведомили только на следующий день, хотя должны были в течение двух часов после обнаружения аварии.
Автор: