Помощь на дому неизлечимо больным раскритиковали в Актобе

Помощь на дому неизлечимо больным раскритиковали в Актобе

Отделить мобильные бригады от поликлиник предлагает эксперт.


В мобильных бригадах по паллиативной помощи работают обычные участковые врачи. На выезд медработники добираются на необорудованных легковушках, на которых невозможно транспортировать лежачих больных. Эксперт считает, что такую службу нужно закрыть за неэффективность.

Артур САЙЫН


Каждый онкобольной, которого, к сожалению, невозможно вылечить, имеет право получать паллиативную помощь на дому. Причем такую услугу должны оказывать специально обу-ченные мобильные бригады (МБ). В них входят врач, медсестра, соцработник и психолог. Бригада должна при необходимости обезболить, обработать пролежни, в общем всячески облегчить состояние больного. Такие бригады отдельно финансируются через Медицинский центр Западно-Казахстанского университета имени Марата Оспанова. Как служба функционирует на самом деле, решил посмотреть репортер «АТ», посетив без предупреждения несколько городских поликлиник.

В поликлинике №2 встретиться с работниками мобильной бригады, не удалось. В администрации сказали, что весь персонал занят. Отметим, что никакого свидетельства, что здесь вообще функционирует такая служба, нет. В регистратуре, на стендах в коридорах нет ни одного упоминания о врачах, психологах и соцработниках, занятых в бригаде.

- У нас имеется одна мобильная бригада, - уверяет зам. главврача по лечебной работе Раушан Шалимова. - В составе работают врач, медсестра, психолог, соцработник и водитель. Когда необходимо, пациентов осматривают узкие специалисты.

- Как часто получаете вызовы от онкобольных или их родственников, и какую помощь вы оказываете?

- Нам дают определённую сумму и количество выездов, которые мы должны выполнить, но, даже выходя из этой суммы, мы продолжаем выезжать, - говорит Раушан Шалимова. - Деньги уходят на зарплату водителю и этим работникам. Бригада обязательно выезжает раз в неделю. Наши медработники оказывают на месте помощь, показывают родственникам, как ухаживать за пациентом. Потом есть стандарты операционных процедур, о них тоже рассказывают близким. Психолог тоже работает не только с онкобольными, но и с родственниками. Все это документируется.


На таких легковушках мобильные бригады некоторых поликлиник выезжают к лежачим пациентам.


Напомним, в июне мы писали о том, что некоторые онкобольные и их родственники вообще не знали о существовании мобильных бригад. («Онкобольные в Актобе умирают в страшных мучениях», №22 от 02.06.2022 г.). После этой статьи руководитель медицинского центра ЗКМУ имени М. Оспанова Ерболат Изтлеуов при встрече с репортёром «АТ» сказал, что в поликлиниках исправят ситуацию с информированием горожан. В лечебных учреждениях должны были разместить информацию с номерами телефонов МБ.

- Да, Ерболат Маратович об этом говорил, не скрою, но у нас идет ремонт, - говорит Раушан Шалимова. - Все эти вещи сделали, но в связи с ремонтом пока убрали. Когда все это закончится, мы не знаем сами. Эта категория пациентов, которая нуждается в паллиативной помощи, без внимания не остается. Их всего у нас 8 человек. У них всех и у близких номера наших врачей есть. Вообще, иногда даже родственники отказываются принимать наши бригады на дому. Поэтому мы порой отправляем не всю бригаду, а только тех, кого они хотят видеть.



По словам Шалимовой, все работники, задействованные в бригаде, проходили обучение по оказанию паллиативной помощи. Некоторые сегодня дополнительно обучаются на специальных курсах при медуниверситете.

К этой поликлинике прикреплены 60 тысяч человек, имеется всего пять машин, и только одна предназначена для мобильной бригады. На 6-местной легковушке нет каких-либо знаков обозначения о том, что это техника паллиативной бригады. Она уж точно не подходит для транспортировки лежачих больных, хотя на практике бывают случаи, когда их приходиться возить в стационар или паллиативное отделение.

- Если пациента потребуется куда-то отвезти, то мы вызываем дополнительные машины, у нас есть скорые при поликлинике, - прокомментировала Раушан Шалимова.

«Какая такая бригада?»

В ГП№6 такая же ситуация с информацией о мобильных бригадах: ее нет. В администрации отказывались от комментариев, ссылаясь на то, что на тот момент (21 октября) на работе не было руководства. Тогда репортер стал беседовать с пациентами и спрашивать, знают ли они о такой службе вообще. Люди лишь переспрашивали: «Какая такая бригада?». Одна из женщин, попросившая не называть ее имени, сказала, что муж болен раком, причем в тяжелой стадии. Так вот, она впервые узнала, что их семью должна посещать бригада на дому.

- Сказать, что нам никакую помощь не оказывают, не могу. Конечно, нас участковый врач посещает, иногда медсестра приходит, но чтобы целая делегация должна быть, я об этом не знала. Номеров у меня, кроме лечащего врача и нашей медсестры, нет, - пояснила женщина.

Через время заведующая отделением участковой службы Молдир Аскарова согласилась дать комментарии.

- У нас две паллиативные бригады. Они ходят к онкобольным каждые 10 дней. В составе участковый врач, соцработник, онколог, психолог. Они осматривают и проводят нужные манипуляции, - сказала Молдир Аскарова.

При этом машины мобильных бригад показывать репортеру отказались. Позже, в тот же день, через мессенджер Whatsapp М. Аскарова отправила репортеру фотографию большой машины, на которой написано «Скорая помощь». Аскарова уверяет, что техника предназначена только для онкобольных пациентов. После визита репортера на стене рядом с регистратурой повесили табличку с надписью: «В поликлинике вы можете получить услуги мобильной бригады паллиативной помощи» и добавили номера, по которым можно обратиться за этой помощью.


В ГП №6 отказывались показать машину для мобильной бригады. Однако позже прислали данную фотографию и утверждают, что к паллиативным больным выезжает такая спецтехника.


Совсем не мобильные

Следом мы направились в городскую поликлинику №4. Информации о том, что тут есть мобильные бригады, мы тоже на стендах не заметили. Заместитель главного врача по лечебной работе Алия Кадирова, вслед за своими коллегами из предыдущих поликлиник, уверяет, что пациенты, нуждающиеся в паллиативной помощи, о бригадах оповещены.



- У нас всего около 12 пациентов, - говорит Алия Кадирова. - К каждому пациенту своя бригада со стороны участковой службы назначена. В команде есть психолог, соцработник и медсестра. Один раз в неделю они делают выезд. Так что пациенты и их близкие знают о бригаде. Но вот зачем нужны эти стенды с контактами? Эти люди и так под контролем.

Здесь же выяснилось, что мобильные бригады выезжают только в рабочие часы.

- Служба не круглосуточная, работаем только в рабочие часы. В другое время есть неотложная помощь, которая будет выезжать к любому пациенту, - сказала А. Кадирова.

В клинике тоже не смогли продемонстрировать машину бригады паллиативной помощи. На тот момент она находилась на выезде. В администрации скрывать не стали – машина для перевозки лежачих пациентов не пригодна. Репортер поговорил также с непосредственными членами мобильных бригад, но те не сказали ничего нового.


Ни в одной из трех поликлиник во время визита репортер «АТ» не было открытой информации о мобильных бригадах.


Расформировать

Директор филиала Ассоциации семейных врачей Казахстана и руководитель учебного центра Казахстанской Ассоциации паллиативной помощи Татьяна Острецова участвовала в разработке 3 Дорожных карт по развитию паллиативной помощи в Казахстане, в том числе в последней на 2022-2025 годы. Она считает, что мобильные бригады в Актобе нужно расформировать.



- Создание таких мобильных бригад – это неотъемлемая часть паллиативной помощи, - говорит Татьяна Острецова. - Вообще, они начали создаваться еще в рамках Дорожной карты по борьбе с онкологическими заболеваниями. Было решено, что финансирование будет поступать в онкологические медицинские организации, и при них же будут открывать эти бригады. Например, КазНИИОиР (Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии. – Авт.) имеет свою бригаду, которая обслуживает весь Алматы. Сама суть кроется в оказании паллиативной помощи в местах пребывания пациента: хоть на дому, в интернате, и даже в тюрьме. Но в других регионах (в том числе в Актюбинской области) решили не заморачиваться: мобильные бригады отдали в обычные поликлиники в виде субподряда. И поэтому получилось, что у нас 22 такие бригады. Это просто абсурдно! Потому что потребность в них совсем иная – нужна 1 бригада на 100 тысяч населения. В нашем случае 5 бригад на город и 3 бригады на область хватит, а так будто бы у нас 2,2 миллиона человек проживает. И на это ведь выделяются деньги.

То, что у нас сделали - это, грубо говоря, не мобильные бригады, а просто люди, которые выполняют функции по паллиативной помощи как бы дополнительно. Вот участковые врачи посещают этих больных, что в поликлиниках и должно происходить – это их повседневная рутинная работа, обязанность. И их посещение не должно расцениваться, как выезд мобильной бригады. Смысл мобильной бригады в том, что им передают тех больных, когда врач или медсестра не справляются: больные с пролежнями, со стомой, когда уже невозможно работать неспециалистам.

Еще у эксперта вызывает вопрос квалификации тех, кто сегодня состоит в мобильных бригадах:

- Эти люди должны быть обучены, им придается официальный статус, что они занимаются специализированной помощью. По моим данным, за последние два года никто никого не обучал, - отметила Татьяна Острецова.

Так, по мнению Острецовой, в Актобе стоит перенять опыт работы мобильных бригад в Алматы. Там бригады объезжают больных ежедневно по адресам, плюс принимают внеплановые вызовы. И бригады сформированы из медработников, которые ничем иным, кроме как этой работой, не занимаются.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930