«Лучше сяду в тюрьму, чем пойду воевать»

«Лучше сяду в тюрьму, чем пойду воевать»


Офицер запаса спасается в Казахстане от мобилизации в России. Недавно он прибыл в Уральск и теперь собирается в Актобе. В интервью «Актобе Таймс» он заявил, что «не желает быть военным преступником».

Артур САЙЫН


Ивану (мужчина попросил не называть его настоящего имени) чуть больше 40 лет. Он вместе с тысячами других россиян покинул Родину из-за объявленной Путиным частичной мобилизации. В Самаре, откуда мужчина родом, осталась вся его жизнь: близкие, друзья, работа. Он хочет уехать в Израиль, и в Казахстане, по его словам, временно, пишет @aktobe_times

«Ночью собрали вещи и вырвались в дорогу»

- Вы решили уехать из России из-за мобилизации?

- Ох, даже не знаю, как ответить! Сложный вопрос. Я, в общем, не «мейнстримный» (типичный. – Авт.) покидающий, которых я видел на границе, - говорит Иван. - На самом деле я недавно получил израильское гражданство и вернулся в Россию, чтобы в течение года доделать все дела. Но из-за этой ситуации я решил ускорить процесс переезда. Получается, мы прибыли 22 сентября вечером через границу рядом с городом Уральск, и сейчас мы тут. Поехали на машине из Самары, со мной родственники, они меня добросили, грубо говоря, потом обратно вернутся. Планирую уехать в Актобе на некоторое время. Мы не очень понимаем, что делать дальше. Скажем так: мы все равно собирались в Казахстан, чтобы рубли на доллары поменять, то есть, с одной стороны, эта поездка была запланированной. Но как только Путин объявил мобилизацию, я ночью собрал вещи, и мы вырвались в дорогу.

- С какими трудностями вы столкнулись на границе и здесь, в Казахстане? Много ли ваших соотечественников пытаются уехать?

- На границе происходит безумие какое-то. Если раньше мы пограничный пункт пересекали где-то за час-два, а теперь стояли в очереди 12 часов. Очень много парней из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода. Они группами по 200 человек шли просто пешком, даже в 4 утра. Это, в основном, были парни 30-35 лет. Потом были группы из Казани, Тольятти, уже молодые люди от 25 до 30 лет. Но вроде как всех пускают, назад никого не отправляли. В самом Уральске нет гостиниц, все места заняты. Мы живем у знакомых.

«Я не буду военным преступником»



- Когда вы впервые задумывались уехать из России?

- Я давно уже об этом думал. Просто Россия все-таки комфортная страна для проживания, но за последние 10 лет она таковой быть перестала. С 2014 года мысли были, с начала спецоперации все стало очевидным, поэтому я и поехал делать гражданство в Израиле. Я уже старенький, мне за 40, и в первую волну мобилизации я, по идее, проходить не должен. Естественно, никакой информации у нас не было четкой: кого заберут, кого нет. Я знал, что военкоматы месяц готовились к этому дню, и повестки разнесут сразу всем. Это как бы заранее запланировано.

- Откуда вы знали, что мобилизация планируется? И если говорите, что скорее всего не подлежите призыву, то чего вы опасаетесь?

- Информация все равно как-то просачивается. Если вы знаете, как в России устроено информационное поле, тогда вы должны понимать, что у нас информации столько, что ты просто выбираешь то, что тебе нравится. Могут говорить от самого плохого до самого хорошего, но что в этом правда, никто не знает, даже, в принципе, в военкомате не знают. Поэтому куча в интернете была приказов каких-то, и они были потом обозваны фейками, а сегодня они стали настоящими. Я не военный, закончил только военную кафедру и являюсь офицером запаса. Никогда в армии не был. Поэтому мой шанс на призыв очень маленький. Но я узнал, что человеку, у которого практически такая же ситуация, как и у меня, пришла повестка. Я для себя сразу принял решение, что не буду участвовать в этом, я не буду военным преступником. Я к этому так отношусь – лучше сяду в тюрьму, чем пойду воевать.

«Казахстанцы относятся к нам с абсолютным пониманием»

- Какие у вас планы на ближайшее время?

- Пока я в прострации. Знакомые из Актюбинска говорят мне: «Вы думаете, за две недели рейх падет?» (смеется). Ну вот, пока две недели я думаю переждать, чтобы осознать, что происходит. Пока я никакой не преступник, нет ограничений и нет повесток. Могу вернуться в Россию и жить, как раньше, если это возможно. А так - думаю дальше держать путь в Израиль. Запасы на жизнь пока есть, на билеты хватит.

- Вам страшно?

- Страха за жизнь нет. Наверное, потому что вряд ли меня призовут. На меня оказывает давление женская часть моих родственников, чтобы я не занимался ерундой и быстрее уехал. Мне не страшно, скорее ощущаю предательство со стороны государства. То, что Россия развяжет войну, было для меня закономерным, все события до этого - говорили.

- Если с переездом не получится, останетесь в Казахстане?

- Конечно, для меня Казахстан временное пристанище. Но если так случится, что придётся остаться, то пойду работать. Рад, что казахстанцы относятся к нам с абсолютным пониманием.


Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930