В Актобе онкобольную с двумя опухолями признали годной к работе

В Актобе онкобольную с двумя опухолями признали годной к работе


Актюбинку перевели со 2-ой на 3-ю группу инвалидности. Ей тяжело дышать, женщина с трудом передвигается по собственной квартире. Как в таком состоянии она сможет работать, никто не знает.

Артур САЙЫН


В 2017 году Елене Уразбаевой диагностировали папиллярный рак щитовидной железы. Она перенесла долгие годы терапии и несколько операций. Все это время она была на инвалидности. На протяжении 5 лет медики считали, что она не способна трудиться, и вот неожиданно Елена Уразбаева узнает, что чудом исцелилась, когда ей установили третью (рабочую) группу инвалидности. Женщина недоумевает: как, учитывая ее состояние здоровья, врачи приняли такое решение. Репортёр @aktobe_times встретился с Еленой Уразбаевой у нее дома.

Женщина говорит с трудом, ее непрерывно одолевает одышка.

- В принципе, все было нормально до 2015 года, - говорит Елена Уразбаева. - Я, как и все, вела обычную жизнь, работала в строительстве, была какое-то время помощником повара. И потом вдруг стало становиться не по себе, я обратилась в поликлинику. Меня начали гонять туда-сюда и поставили «зоб». Состояние ухудшалось, шея становилась все больше. Я никому не говорила о своих проблемах, как-то с мамой разговаривала, и она по голосу поняла, что со мной что-то не так. Мама приехала, и с тех пор постоянно со мной.

К разговору присоединилась мама Елены Ботагоз Сарсенова:



- Если бы врачи еще в 2015 году обратили должное внимание, тогда бы вообще не было бы рака. Просто все запустили! – не сдерживает эмоции женщина. – Говорила, давай в суд подам, но она не захотела…

- Я боялась, мне же еще лечиться надо было, - продолжила Елена. - Когда мне делали вторую операцию, то задели голосовые связки, за счет этого у меня такая вот одышка. Хотя, конечно, меня предупреждали, что такое возможно, и я все равно согласилась, потому что выбор у меня небольшой: или убирать опухоль, или медленно умирать. У меня полностью нет щитовидки. После операции я целый год разговаривала шепотом.

«Я могу навсегда потерять голос»

Ежегодно Елена исправно ходит в поликлинику для прохождения медкомиссии, чтобы подтвердить свою группу инвалидности. 4 года подряд ей неизменно устанавливали вторую, принимая во внимание, что она не может трудиться. Но теперь все изменилось.

- Решение об инвалидности, как мне объяснили, теперь делают заочно. В поликлинику я хожу и сдаю анализы, меня осматривают врачи, и все результаты отправляются то ли в Алматы, то ли в Астану. И вот мне пришло смс, что я теперь в 3-ей группе. Я была бы счастлива вернуть ту свою жизнь: ходить на работу, общаться с людьми, но не могу. В этом году у меня ухудшение: обнаружили метастазы в лимфоузлах, у меня киста в шее, еще и обнаружили кисту в яичнике. А еще у меня начинается ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких). Я написала жалобу в департамент труда и социальной защиты. Через время пришел ответ: инвалидность оставили без изменений.

Та киста, что в яичнике, большая. Врачи сказали, что ее надо удалять, год-полтора пока можно ходить, но есть риски, что она станет злокачественной. Но чтобы сделать операцию, мне требуется лапароскопия. Во время операции мне надо дышать через трубку. Но трубка не пройдет, потому что щель у меня маленькая. Значит перед этим надо сделать операцию по расширению голосовых связок. Опять-таки это риск, я могу голос потерять навсегда. Эту операцию могут сделать через портал, но это еще год надо ждать. А что будет с кистой за это время? - сокрушается Елена.

У женщины нет других доходов, кроме выплат по инвалидности, ей помогает муж и родная мама. Все пособие Елена тратит на лекарства.



- Так как у меня инвалидность 3-ей группы, теперь пособие 38 тысяч тенге. Дело даже совсем не в деньгах. Я с трудом передвигаюсь. Если усиливаю шаг или долго разговариваю, начинаю задыхаться. Убираюсь дома с остановками, от нехватки воздуха у меня кружится голова, начинается тахикардия. Я-то за 5 лет привыкла, но как к этому отнесется работодатель? Хочу, чтобы люди знали, я думаю, что не одна такая, - заключила Елена Уразбаева.

«Не хотят обращаться в суд, знают, что проиграют»

За комментариями репортер «АТ» обратился к руководителю департамента комитета труда и социальной защиты Актюбинской области Алмазу Алимбаеву. Он объяснил, что с января 2022 года инвалидность устанавливают заочно, причем специалисты из других регионов:

- Сейчас по 12 диагнозам поликлиники отправляют материалы через портал в центральные органы на заочное освидетельствование. А оттуда материалы распределяют на три региона, (допустим, в СКО, ЗКО и Кызылординскую область). Эти три региона по документам выносят решение об установлении инвалидности, независимо друг от друга. В Актюбинской области мы не выносим решение по нашим жителям, к нам тоже приходят материалы из других регионов. Мы не знаем ни фамилии, ни региона, у нас только заключение врачей и диагнозы. Любой человек может это решение обжаловать. Приходит к нам и пишет заявление, и мы отправляем на пересмотр. Если эти же регионы оставят прежнее решение в силе, тогда человек может обратиться в суд.

По слова Алимбаева, решение чаще всего, как и в случае Елены Уразбаевой, оставляют без изменений.

- Люди не хотят обращаться в суд, потому что знают, что проиграют, и идут в прокуратуру и другие инстанции. Получается, есть положительная динамика, и они выздоравливают, поэтому им сделали третью группу, многие не согласны. Но надо понимать, что болезням свойственно вылечиваться, инвалидность все-таки не на всю жизнь дается. Если у человека есть осложнения, тогда мы можем изменить группу, например со 2 на 1. Бывает, когда реабилитация пошла на пользу, и тогда, наоборот, переводим.

Многие пишут обжалование, но, в основном, те же решения остаются в силе. Хотя, конечно, есть положительные случаи. Людям свойственно ошибаться, при повторном рассмотрении могут изменить группу, - отметил Алмаз Алимбаев.

По данным управления координации занятости и социальных программ, в Актюбинской области проживают более 27 тысяч людей с инвалидностью.

Пересмотрят?

Тем временем Елена Уразбаева подала жалобу на имя акима области. Она сообщила репортёру, что 22 сентября с ней связались представители акимата и пообещали помочь. А вскоре ее пригласили в поликлинику для повторного осмотра.

- Только после жалобы на меня обратили внимание, - сообщила Елена Уразбаева. - Если инвалидность не пересмотрят, придется обращаться в суд.


Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930