Велодорожки в Актобе: критиковать рано, потому что укладка еще продолжается
Для создания сети велодорожек в областном центре используют уникальную американскую технологию. Репортеров «АТ» познакомили с материалами и технологиями укладки тропинок для велосипедистов. И наглядно продемонстрировали, что претензии по работе не имеют под собой основания.
Ренат ТАИПОВ
12 сентября репортеры @aktobe_times осмотрели новые велодорожки, укладываемые ТОО «Global Construction Development» на проспекте 312 Стрелковой дивизии. Мы убедились в качестве укладываемого бетонного покрытия и переговорили с представителем компании. Дело в том, что на прошлой неделе в соцсетях были опубликованы фотографии фрагментов велодорожки, вызвавшие широкое обсуждение. В компании заявляют, что претензии по дорожкам никоим образом не обоснованы, поскольку строительные работы еще только проводятся. Из 52 километров велодорожек уложены пока только 8 км. Да к тому же и на этой протяженности завершен лишь первый этап работы.
Уникальный аппарат
- Данный проект был инициирован акиматом города Актобе. В рамках его наша строительная компания привезла в Казахстан впервые эту уникальную технологию, - рассказывает руководитель проекта Самат Кущанов. – Она заключается в том, что бетонная дорожка укладывается не вручную, но механизированным способом, а именно методом скользящей опалубки высокопроизводительным бетоноукладочным комплексом марки «GOMACO» американского производства. Данную машину мы привезли для нужд города. Эта технология хороша тем, что бетон долговечнее асфальта и брусчатки. Мы видим, что велодорожка выдерживает наезды тяжелой строительной техники, и это не наносит никакого вреда. Никакая асфальтированная дорожка или дорожка из брусчатки не может этим похвастаться. Плюс к этому, мы используем не простой бетон. У нас использованы специальные пластификаторы - добавки компании BASF. Эта немецкая компания является лидером в мире по производству строительной химии. Данные присадки добавляют прочность бетону, защищают его от влаги. То есть бетон становится влагозащищенным. Плюс, присутствуют воздухововлекающие добавки. Они увеличивают морозостойкость бетона. То есть он адаптирован к нашим морозам.
На бетонном покрытии после укладки, как объясняет Самат Кущанов, нарезается специальный деформационный шов.
- Это делается для того, чтобы задать вектор для трещины, которая будет образовываться, когда наступят холода. Из курса школьной физики мы знаем, что любой предмет, любое вещество при охлаждении начинает уменьшаться в размерах, и в любом случае трещины будут, это абсолютно нормальное явление. Поэтому технологией и предусмотрена нарезка таких деформационных швов.
Претензии не имеют основания
В компании «Global Construction Development» очень удивлены претензиями, размещенными в соцсетях.
- Работы рассчитаны на 3 года – с 2021 по 2023. Проектом предусмотрена укладка 52 километров велодорожек в городе Актобе. На данный момент уложены 8 километров по 312 Стрелковой дивизии. Ни один метр мы еще не сдавали в эксплуатацию, - говорит Кущанов. - Возникло недопонимание. Но мы после выездного совещания были вынуждены остановить работу. За неделю мы могли бы уложить еще 10 километров дорожек, но вынуждены простаивать. Среди необоснованных претензий: якобы мы сделали неправильные пандусы – съезды с автотрассы на велодорожку. Но это совсем не так. Дело в том, что фронт работы мы разбили на 2 этапа. Первый этап – укладка основного полотна, то есть всего километража. И только вторым этапом следуют, скажем так, отделочные работы. Мы не укладываем сразу постоянные пандусы, а заливаем временные. Только на втором этапе уложим постоянные. И они будут соответствовать всем нормам по уклону.
Это же касается и разметки в местах пересечений велодорожками заездов в различные организации.
- Если у нас асфальтированное покрытие ровное, то мы на него наносим разметку. Там, где асфальтового покрытия нет, где идет щебеночное покрытие, там мы углубляемся на уровень земли, то есть тоже будем заливать велодорожку, чтобы формировалась непрерывность – визуальная и физическая.
Все для комфорта
На некоторых участках компании пришлось столкнуться с препятствиями – деревьями, трубами теплотрассы и прочим.
- В месте, где проходили трубы, мы решили сделать веломостик, - показывает Самат Кущанов. - Он будет пологим: 16 метров длиной. А высотой – 60 сантиметров. То есть для велосипедистов это вполне нормальный подъем. Комфортно! И не нужно выезжать на обочину дороги.
В местах, где позволяли габариты техники, уложили дорожку шириной полтора метра. А где не позволяли габариты – 1,2 метра.
- Наша задача заключалась в том, чтобы сохранить пространство от дороги до велодорожки для аварийной остановки автомашин. Так как на этой оживленной трассе много грузового транспорта. Поэтому мы старались укладывать велодорожку подальше от трассы. Деревья, колодцы и прочие коммуникации мы вынуждены были обходить. Но, по словам велосипедистов, от этого трасса стала только интереснее.
Вандализм не пройдет!
К сожалению, компания столкнулась с тем, что не все жители Актобе относятся к новинке бережно.
- Хотелось бы обратиться к жителям города. Нужно уважать чужой труд. В процессе работы мы не раз сталкивались с такими эксцессами, когда по свежеуложенному бетону проезжали велосипедисты, проходили пешеходы. Их не останавливают ни преграды, ни сигнальная лента, ни конусы, которые мы ставим для ограждения. Давайте будем вместе беречь наш город! – заключает Самат Кущанов.
Автор: