«НеМолчи.KZ» требует заставить судей и силовиков подметать улицы
Известная правозащитница Дина Смаилова считает, что предложение президента Токаева ужесточить наказание для семейных дебоширов спустят на тормозах. Поскольку в «верхушке» есть люди, которые сами не прочь поднять руку на женщин и детей.
Артур САЙЫН
Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу Казахстана признал, что семейные дебоширы зачастую уходят от ответственности. Президент считает, что любителей распускать руки нужно наказывать жестче:
- В обществе уже долгое время поднимается вопрос о криминализации насилия в семейно-бытовой сфере. Правоохранительные органы сомневаются в необходимости данного шага, поскольку считают, что он приведет к снижению выявляемости таких правонарушений. В этом есть доля истины. Однако, как бы то ни было, нам нельзя закрывать глаза на многочисленные случаи семейно-бытового насилия. Безнаказанность дебоширов развязывает им руки, фактически оставляет их жертв беззащитными. Считаю, что пришло время ужесточить ответственность за подобные деяния. Нельзя, чтобы пострадавшие от семейно-бытового насилия боялись осуждения общества или давления с чьей-либо стороны. Для этого полицейские должны очень деликатно работать с ними, принимая все необходимые меры, - заявил президент 1 сентября.
Отправят подметать улицы
Спустя несколько дней на заседании правительства министр внутренних дел Марат Ахметжанов рассказал о мерах, которые МВД предлагает ввести для ужесточения ответственности за насилие в семьях.
Когда потерпевшая вызывает полицию, у нее требуют написать заявление. Зачастую, как отмечают психологи, женщина от этого отказывается. Основной аргумент: «Ведь мне с ним жить еще». Да и доносить на отца своих детей женщине тяжело, а если и напишет, то, к примеру, штраф за то, что муж распустил руки, ляжет бременем на весь семейный бюджет. Этим уязвимым положением пользуются дебоширы. Глава МВД предлагает перейти на выявительный характер регистрации правонарушений. Иными словами, если полицейский приедет и увидит, что на вас синяки и раны, то должен сразу обеспечить вам безопасность.
- Это даст возможность полиции возбуждать дела об административных правонарушениях без заявления потерпевших – по факту совершения бытового насилия. При этом окончательная правовая оценка будет даваться судом. Данная мера позволит обеспечить принцип неотвратимости наказания, - отметил Марат Ахметжанов.
Также в Уголовном и Административном кодексах должен появиться квалифицирующий признак – «в отношении лица, состоящего в сфере семейно-бытовых отношений». По адмправонарушениям нижний порог срока ареста предлагают увеличить с 3-х до 5 суток, по повторным деяниям - с 20 до 25 суток. Примирение сторон при повторном правонарушении планируют исключить. Вместо штрафов, дебоширов хотят отправлять на общественные работы: убирать улицы, строить и ремонтировать дороги, и прочее.
Как ужесточат наказания за уголовные преступления, пока неизвестно.
«Ну, вот: из-за какого-то «шапалака» мы человека посадим»
Столь пристальное внимание к проблеме указывает на то, что семейное насилие в семьях Казахстана - явление массовое. Репортёр @aktobe_times поговорил с известной правозащитницей, главой фонда «НеМолчи.KZ» Диной Смаиловой. Она считает, что криминализировать домашнее насилие властям невыгодно.
- Все уголовные дела находятся на контроле у прокуратуры, все, что в адмпроизводстве, прокуратура не контролирует, - говорит Дина Смаилова. – Представьте, какой поток обращений пойдет в прокуратуру, как только криминализуют побои. В год по стране около 30 тысяч правонарушений идет по адмделам по побоям и легкому вреду здоровью, им придется этим заниматься, и рейтинг Казахстана пойдет на дно. Мы будем в десятке лидеров стран по преступности. Естественно, это невыгодно, никто не хочет свою страну так выставлять. И это своего рода политика, но почему-то она строится ценой здоровья наших женщин, на крови наших женщин. Сколько бы мы не были на рабочих заседаниях, какой-нибудь прокурор всегда заявлял: «Ну, вот: из-за какого-то «шапалака» мы человека посадим». А мы говорим, что речь идет о преломленных руках, ногах, люди здоровье восстанавливают годами. Я считаю, что здесь идет очень грязная мужская политика, потому что это все мужчины делают.
Смаилова, предлагает отправить судей, полицейских и прокуроров подметать улицы в жилетках с надписью «Я избил жену».
- Из всего того, что они предложили, мы поддерживаем переход с заявительного характера на выявительный способ регистрации преступления. Поддерживаю общественные работы, но как это будет? Какой-нибудь алкоголик, которому на все плевать, возможно, пойдет подметать, но потом же продолжит издеваться над семьей дома. Нужно, чтобы дебоширов заставили надеть жилетки: «Я избил жену», как это делают в Китае. Так же пусть поступают и с чиновниками, полицейскими даже судьями, которые бьют жен. Я знаю их имена. Тогда это будет показательно и эффективно.
Без реформ в правоохранительных структурах, никакие инициативы, как говорит Смаилова, работать не начнут.
- Надо учитывать, какая высокая у нас коррупция среди участковых. Мы знаем о случаях, когда они берут деньги, чтобы не выдавать защитное предписание, чтобы не завести дело, чтобы уговорить жену забрать заявление. 60 процентов дел закрывают, потому что жена забирает заявление! У нас из 100 полицейских только 10 грамотных, остальные приходят за пайком, и все. Лучше уволить 90 таких, и зарплаты повысить честным сотрудникам.
След Кремля и бородатые лоббисты
Правозащитница напомнила, что в Казахстане пытались внедрить законопроект о противодействии семейно-бытовому насилию. Но попытки оказались тщетны – общество восприняло предлагаемые новшества неоднозначно. Смаилова уверена, что принятию законопроекта препятствовали сторонники «традиционных ценностей», которые начали массовую кампанию против него, аргументируя тем, что закон грозит уничтожением институту семьи.
- Об этом законопроекте мы не забыли. Как мы считаем, его специально дискредитировали. Те активисты, которые выступили против законопроекта – это все провокационные группы, которые расплодились по всему Казахстану. Я считаю, что это какая-то пророссийская программа, кремлевская, потому что риторика их выступления абсолютно такая же, как у Путина. Они выступают якобы за традиционные семейные ценности и продвигают их в Казахстане, не расписывая, что они подразумевают под традиционными семейными ценностями. Это очень опасная риторика! У кого-то в традиции иметь 11 жен, например, у одного мною неуважаемого депутата. Все эти «бородачи», которые заселили в парламент, будут и выступать за эти традиции. Будут создавать такие деструктивные группы, которые выступают против всех законов. Они оперируют не нормами закона, а какими-то фейковыми статьями. Например, пишут, что закон якобы позволит отбирать детей из-за шлепка, и тому подобное. Эти люди регулярно выступают в СМИ и говорят, что нам не нужна криминализация, начинают обвинять жертв насилия, что они сами виноваты. Но это не тот разговор: все прекрасно понимают психологию жертвы. Нужно работать не с жертвами, а с агрессорами, наказывать и привлекать к жёсткой ответственности, а не так, как сейчас у нас происходит.
Смаилова уверена, что президент не знает о реальных масштабах проблемы бытового насилия в стране:
- К сожалению, мое мнение такое, что он поднимает вопросы, но поручения не исполняют. Если и исполняют, это абсолютно косметические меры применяют, которые не решают проблему как таковую. Не ведется статистики, чтобы президент видел реальную картину. Элементарно: пусть господин президент встретится с нами, а мы расскажем и покажем. Но он предпочитает выбирать людей, которые совсем не имеют отношения к проблеме бытового насилия. Я считаю, что до него попросту не доносят истинную ситуацию, он не знает всей правды и масштабов, это мое убеждение.
Автор: