Отходы «АЗФ» получили вторую жизнь
За качественным щебнем ТОО «ERG RECYCLING» выстраиваются очереди.
Щебень, товарный бетон, строительные блоки выпускает из обезметалленных шлаков ТОО «ERG RECYCLING». А недавно компания взялась ликвидировать мусорную свалку рядом с жилыми массивами Сазда и Бауырластар и возвести на её месте «Индустриальную зону зелёных технологий».
Тамара ТРОЙКИНА
Не только переработать и получить вторичные материалы, но и снизить пыление
Три года назад ТОО «ERG RECYCLING» занялось комплексной переработкой отходов всех предприятий Евразийской Группы, причем приоритетом стало именно АО «ТНК «Казхром». Цель компании – получать из отходов металлургии экологически чистые продукты, при этом достигнуть коммерческой рентабельности.
- В 2021 году наша компания переработала более 1 млн тонн промышленных отходов в Казахстане. Могу с гордостью сказать - мы доказали своей производительностью и финансовыми результатами, что можно делать экономически оправданные, безопасные, экологические продукты из отходов, - рассказывает директор ТОО «ERG RECYCLING» Михаил Этлин.
- Шлаки «АЗФ» всегда ассоциируются у населения с опасными отходами. Насколько безопасна ваша продукция? Тот же щебень, песок, товарный бетон и строительные блоки?
- Евразийская Группа и АО «ТНК «Казхром» инвестировали большие средства в исследования отходов, были проведены десятки испытаний, привлечены крупные научные казахстанские и зарубежные институты, проведены анализы на токсичность. В итоге был сформирован пул отходов, которые прошли с успехом все экзамены, чтобы считаться абсолютно безопасными.
Конечно, в «ERG RECYCLING» не только взяли готовые исследования, но и самостоятельно провели испытания, изучили опыт зарубежных стран по работе со схожими шлаками, подобрали современную технологию переработки с максимальным эффектом.
Безопасность отходов определяется еще на стадиях добычи руды на «ДГОКе», поступающей на ферросплавные заводы АО «ТНК «Казхром». Как известно, хромтауская руда, не имеющая вредных примесей, сама по себе является определенным залогом качества и безопасности. А построенные современные металлургические производства (такие, как новые цеха Актюбинского и Аксусского заводов) используют технологии нулевых примесей в шлаках, что было невозможно осуществить в советское время.
Руководитель ТОО «ERG RECYCLING» объяснил, в чем состоит уникальность специфики компании, занимающейся комплексной переработкой отходов.
- Наша деятельность начинается на отвалах «ДГОКа» в Хромтау, - продолжает Михаил Этлин. – Геологи компании проводят детальное изучение отвалов бортовых и вскрышных пород, некондиционных руд, которые были добыты, но не вовлечены в производство еще с 60-х годов двадцатого века. В те годы, к сожалению, нерачительно занимались добычей природных ресурсов.
Наша текущая задача – определить руды с достаточным содержанием хрома, что позволяет получать дополнительное сырье, но также и снизить объём накопленных отвалов, освободить земельные участки от пустой породы. С прошлого года компания «ERG RECYCLING» активно выполняет эту работу, разведала и ведет добычу, так называемых «техногенных минеральных образований». После дополнительного обогащения на фабриках «ДГОКа», уже в виде концентратов этот материал поступает на ферросплавные печи.
Следующий уровень передела, который осуществляет «ERG RECYCLING», - это обогащение шлаковых составляющих, причем уже достигнут класс обогащения до микронного уровня, после которого весь образованный хром опять возвращается на печи в виде концентратов или металлургических брикетов.
Остаточные материалы после обогащения (технологи называют их «хвостами») перерабатываются компанией в сертифицированные инертные материалы: бутовый камень, щебень, песок и активированные порошки. Но и это не является окончанием процесса. Компания построила бетонный завод и производит бетонные растворы и готовые изделия, такие, как ФБС-блоки, балки, плиты и т.д.
- Весь этот процесс, который начинается на отвалах «ДГОКа» и заканчивается выпуском щебня, бетона и другой продукции, мы ведём от начала до конца. Это и есть комплексная переработка отходов, - продолжает Михаил Этлин. - Кроме того, мы занимаемся целым рядом природоохранных мероприятий на предприятиях Евразийской Группы. На Актюбинском заводе вот уже третий год нами проводятся обеспыливание. Были применены специально подобранные реагенты, которые позволяют на запыленных участках создать корку в виде эффекта Сахары. Вы видели, что сейчас возле завода «АЗФ» не стало пыли? Это тоже наша работа.
Перед выпуском товара на свободный рынок, его многократно проверяют на содержание вредных веществ.
- Мы продаём только тот щебень и песок, которые прошли многократную проверку, на них получены сертификаты и подтверждение, что они состоят из абсолютно безвредных веществ, не вступающих в реакцию. Только эти материалы продаются на свободном рынке. Мы в них абсолютно уверены, они полностью сертифицированы и многократно перепроверены, - убеждён Михаил Этлин.
Гарантия безопасности стройматериалов
- Цель любой коммерческой компании – получение максимальной прибыли. Кто даст гарантию, что у нас не появятся дома из токсичного бетона или дороги с вредным для здоровья щебнем?
- Да, мы коммерчески ориентированная компания, - отвечает Михаил Этлин. - Но все должно находиться в рамках закона, собственной совести предпринимателя с осознанием социальной ответственности. Как знаете, у врачей есть закон Гиппократа: «Не навреди!» У нас цель не только не навредить, но и решить ряд экологических вопросов. Заниматься переработкой таким образом, чтобы она приносила ещё и определённый доход. Мы приняли осознанное решение – заняться коммерциализацией материалов, полученных из отходов. Мы можем смело смотреть в глаза нашим покупателям. Хотя, откровенно говоря, покупатели сами также перепроверяют нашу продукцию. Мы уверенно отдаем клиентам на проверку опытные образцы. Такая открытость дает свой эффект – наши материалы начали пользоваться большим спросом. Каждый день перед нашими воротами выстраиваются огромные очереди клиентов.
- Куда вы деваете вредные остатки переработки?
- Материалы, которые не подлежат реализации, идут на изготовление брикетов, - говорит руководитель западного региона ТОО «ERG RECYCLING» Руслан Ибраев. - Мы делаем металлургические брикеты, которые возвращаются в печи для повторной переработки. Согласитесь, что вовлечение обратно в производство образованных в советское время отходов – это своего рода «возвращение долгов». Мы в долгу перед нашей природой, и понимание ответственности должно волновать каждого гражданина. Конечно, технологии не стоят на месте, 20-30 лет назад невозможно было представить, что ферросплавные шлаки могут быть с нулевым содержанием металла. Мы не гонимся за количеством, разрабатывая технологию и налаживая производство, ставим целевым показателем качество выпускаемой нами продукции.
По представленным сведениям, ТОО «ERG RECYCLING» получило протоколы испытаний от государственной организации АО «КаздорНИИ».
- Наш щебень соответствует требованиям ГОСТа, - продолжает Руслан Ибраев. - Из анализа показателей физико-механических свойств щебня и песка из отходов «АЗФ» следует, что его можно применять для строительства дорог 2-5 категории при устройстве основания дополнительных и подстилающих слоёв.
Долгое время бытовал стереотип о низком качестве шлакового щебня «АЗФ».
Десятки испытаний во внешних лабораториях, научных центрах и институтах, проверок на токсичность, качество и применимость - все это потребовалось, чтобы доказать, что наш щебень применим в строительстве. Также наш щебень испытывало РГП на ПХВ «Национальный центр качества дорожных активов». Мы проводили радиационные замеры природного щебня и своего. У природного щебня радиационный фон выше, и это вполне объяснимо: природный накапливает естественный фон, а шлаковый нет.
Как утверждает Ибраев, шлаковый щебень в разы дешевле и качественнее природного.
- Цена нашего щебня - 200 тенге за тонну, - продолжает Руслан Ибраев. - Наш щебень используют сейчас в микрорайоне «Батыс», используют на строительство автодорог. Спрос очень высокий, с 7 утра на проходной нашего предприятия занимают очередь за шлаковым щебнем. Десятитонный «КамАЗ» обходится всего в 2 000 тенге. Продажи щебня у нас сейчас бьют все рекорды. При этом в Казахстане уже есть яркие примеры положительного опыта: дорога Караганда - Балхаш на 30% построена из шлаков.
В Актобе уже есть автодороги, возведённые с помощью шлакового щебня компании «ERG RECYCLING».
- С нынешнего года мы используем крупный щебень этой компании фракции 20-40 для основания автодороги, - рассказывает главный инженер ТОО «Агрофирма Коквест», менеджер Тулеген Абдуллин. – «Национальный центр качества дорожных активов» изначально дал заключение, что щебень проходит по всем стандартам. Только после этого мы начали его использовать. Сейчас мы строим с его помощью въезд в посёлок Мартук.
С помощью щебня рекультивируют свалку
У ТОО «ERG RECYCLING» давно была идея создания «Индустриальной зоны зелёных технологий». Не так давно появилась возможность её реализовать. Недалеко от посёлка Саздинский компания «Казахстан Гарыш Сапары» выявила стихийную мусорную свалку на площади 15 гектаров. Компания отправила фото свалки местным экологам, они дали предписание властям её ликвидировать.
- По другую сторону от Богословской трассы возле посёлков Сазды и Бауырластар около 50 лет шла добыча песка, - продолжает Руслан Ибраев. - Образовалась большая чаша, куда сейчас скидывают различный мусор: шкуры, потроха животных, медицинские шприцы, мебель, старую бытовую технику. Власти города выделили нам этот земельный участок под создание «Индустриальной зоны зелёных технологий». На основании меморандума о сотрудничестве с акиматом мы взяли на себя расходы по ликвидации незаконной стихийной свалки. Мы намерены выбрать из котлована весь мусор, обустроить гидрозащиту, завезти щебень и провести рекультивацию. В июне мы собирали на общественные слушания жителей посёлков Сазды и Бауырластар, экоактивистов и сотрудников акимата. Сейчас на этой свалке бегают дети, кругом валяются использованные шприцы и биологический мусор, шкуры животных. Во время дождей грязь со свалки уходит в грунтовые воды, которые сами же жители потом будут пить.
Рядом с посёлками Сазда и Бауырластар десятки лет создавали стихийную свалку, сваливая шкуры, потроха животных, медицинские шприцы, мебель, старую бытовую технику.
Что построят после рекультивации стихийной свалки – пока вопрос открытый.
У нас много планов: таких как тепличное хозяйство, кроме того, там хорошее месторасположение для парка и детской площадки, стадиона. Город растёт, и в посёлках Сазды, Бауырластар нет зон отдыха. Что будет там располагаться – будем решать вместе с жителями. Рекультивацию стихийного мусорного полигона мы намерены завершить до 2025 года.
- Если вы коммерчески ориентированная компания, для чего вам нужно убирать свалку, укладывать щебень, который пользуется спросом и выгоднее продать?
- Через этот социальный проект мы распространяем и создаем положительный бренд нашего материала, - говорит Михаил Этлин. – Мы считаем, что это будет действенным шагом по убеждению и снятию стереотипов. Во всём мире действуют программы по вовлечению вторичных материалов и поощрению переработки. Обратите внимание, как часто мы стали видеть в магазинах на полках товары с надписью: изготовлено из переработанного материала. Вот и мы создаем такую «полку».
Сегодня мы продаём щебень по 200 тенге за тонну, в 5-6 раз ниже стоимости природного щебня. И это неправильно. Если в Казахстане продукция переработки отходов ещё не так популярна, то во многих странах даже существуют законы, по которым бизнес обязывают её использовать. К примеру, в Японии, Корее, Евросоюзе, и даже на Украине, принят закон: любое строительство запрещено, если в нём применяется меньше 10% вторичных материалов, полученных из металлургической промышленности. В этих странах за безвредными отходами стоит очередь, и цена на них выше, чем на природные материалы. Если мы сейчас не найдём, как применять и вовлекать обратно в жизнь отходы производства, следующие поколения столкнутся с экологической катастрофой.
Как заявил Михаил Этлин, он готов пригласить в цеха предприятия экоблогеров, народных активистов и журналистов, которые убедились бы воочию, что продукция, полученная из отходов металлургии, безопасна.
Общественник не нашел хрома в шламовом щебне
Неподтверждённые слухи о том, что в шламовом щебне, полученном из отходов металлургии «АЗФ», присутствует шестивалентный хром, опровергает директор общественного фонда «Решимость и единство действий», общественный эколог Александр Мандрыкин:
- «АЗФ» я хорошо знаю, я там бываю с 80-ых годов прошлого века. Сейчас на предприятии наверстали переработку отходов, которую хотели сделать ещё лет 8 назад. Налажена сертификация получаемых из шлаков стройматериалов. Все документы я смотрел, они прошли сертификацию и лабораторные испытания. Мы должны убрать мифы: нет в этих отходах 6-валентного хрома! Любую партию просмотрите, как на самом заводе, так и среди купленной продукции. Мало того, продукция из шламовых отходов идёт на экспорт. Столь крупное предприятие не будет рисковать своей репутацией.
Моя позиция какая? Я уверен, что акцент на переработке отходов металлургии делается правильно. И комплексная работа, начиная с заброшенных карьеров и до переработки шлаков из печей – нужное и полезное дело. У «АЗФ» сейчас скопились 1,2 млн тонн отходов на переработку. В год они могут давать 600-640 тысяч тонн щебня. Стоимость шламового щебня в разы ниже, чем природного. Он может заменить при строительстве природный щебень, удешевив строительство автодорог и жилья. Не нужно пользоваться слухами, что шламовый щебень опасный. Аналогичные производства имеются в России, США и Индии.
Таким образом, в Актюбинской области действует уникальное предприятие, которое делает доходы из отходов, очищает природу Хромтауского района от шлакоотвалов, снижает пыление возле завода «АЗФ» и выпускает недорогие качественные стройматериалы.
На месте ликвидации многолетней свалки неизвестные сорвали баннер и свалили ещё больше мусора.
Автор: