Казахстанцев призвали встать на защиту месторождения «Кокжиде»
Международный политолог, экоактивисты и общественники требуют остановить добычу нефти на крупнейшем месторождении пресной воды. Они призвали жителей западного региона объединиться и не дать нефтяным компаниям окончательно погубить «Кокжиде».
Артур САЙЫН
Накануне Дня Конституции, 29 августа, почётные аксакалы – члены общественного движения «Голос народа» собрались вместе, чтобы выразить свою позицию по поводу непрекращающейся, вопреки требованиям и чаяниям народа, добычи нефти на «Кокжиде». Аксакалы после серии статей в «Актобе Таймс» заявили, что не могут молча наблюдать за происходящим. Они возмущены намерениями нефтяных компаний пробурить новые скважины в пределах источника подземных питьевых вод, сообщает @aktobe_times
- Вопрос запрета добычи нефти на «Кокжиде» обсуждается в обществе уже многие годы, - первым взял слово председатель общественного движения «Голос народа» Кайыргали Арыстангалиев. - В последнее время нас пытались утешить обещаниями. Но толку? Сказали, что этот вопрос будут решать на уровне министерства экологии, министерства энергетики. Но что мы видим: компании хотят увеличить количество скважин, мы считаем, что это будет катастрофа. Ученые делают прогнозы, что засуха будет усиливаться, что мы уже видим, а «Кокжиде» - это наш золотой запас, даже не наш, а нашего будущего, наших детей. Нехватка пресной воды может привести к войне за нее. Государство, по-видимому, об этом не думает, давая нам простые советы вроде того, чтобы экономить, и начать с себя. Мы должны спасти «Кокжиде» и показать, что общественность не спит.
«Без воды регион умрет»
Международный политолог, экономист Ануар Нуртазин сделал краткий обзор ситуации с водой в Западном Казахстане.
- Если в целом говорить о ситуации с водой, то, как вы знаете, Западный Казахстан очень сильно страдает, - говорит Ануар Нуртазин. - Регион гарантированно обеспечил бюджет страны 90-процентной валютной выручкой за последние 30 лет. При этом регион характеризуется рискованным земледелием, в регионе очень малое количество водных источников. Практически уничтожены системы лиманов нашей области, более того, можно сказать, у нас также уничтожаются лесополосы. Фактически отсутствует система задержания воды. Начиная с 1989 года, практически не рассчитывается водный баланс Актюбинского региона. По тем данным, которые у нас имелись, общее задержание воды около 2%. Если говорить по среднегодичной, то у нас ставка по воде плавающая. Соответственно, у нас максимальное накопление воды весной, и к лету она практически полностью исчезает. Более того, регион вступил в период маловодья, в период средней засушливости и, соответственно, кроме «Кокжиде», у нас пока нет других источников пресной воды.
Политолог называет добычу нефти на «Кокжиде» преступной:
- Правительство разрешило добычу нефти, в том числе на территории этого заказника, - продолжил Нуртазин. - И сейчас по тем данным, которые у нас имеются, часть этого источника уже отравлена нефтью. На официальных мероприятиях кто-то из министерства экологии говорил, что превышения предельно-допустимой концентрации не было, однако это не является для нас приоритетом. Для нас приоритет – сохранение этого источника. И то, что источник загрязнен, но не сильно, как говорил министр Брекешев на недавней отчетной встрече с жителями Актюбинской области, это не показатель совершенно! Следует учитывать такой момент: добыча и использование пресной воды из пресных источников региона (в том числе для нефтедобычи) является не только по своей сути преступной, а также экономически нецелесообразной. Потому что без воды у нас не будет никакой экономики. Без воды регион умрет. Откуда привозить? Фактически стирается генофонд всего Западного Казахстана.
«Мне хочется плакать!»
Нугмет Байбусинов в прошлом работал в департаменте экологии Актюбинской области. Эколог со стажем призывает граждан Казахстана обратить внимание на проблему с водой.
- Вплоть до 2003 года я работал экологом, вопрос о «Кокжиде» стоял постоянно. Сколько было шуму, сколько было написано протоколов, уже и не счесть. «Кокжиде» действительно загрязнено, но месторождение еще можно спасти. Мы слышим, что в ближайшее время компании хотят сделать новые скважины, это недопустимо! Да, нефть нужна, на ней вся экономика, но вода не может быть на втором месте. Тем более, когда мы говорим именно о пресной воде, - высказался Нугмет Байбусинов.
- Я присоединяюсь ко всему вышесказанному, - сказал Камиль Шагидуллин. - Когда мы говорим о проблеме воды, мне хочется плакать! Что человеку надо для нормально жизни? Хлеба и воды! Слава Богу, хлеб пока есть, а воды все меньше и меньше. Как мы без нее завтра будем жить? Зачем приезжал министр экологии, если не может решить эту проблему? Остановить добычу нефти на «Кокжиде» однозначно!
- Я поддерживаю статью газеты «Актобе Таймс» под названием «Добыча нефти на Кокжиде создает угрозу национальной безопасности». Действительно, без еды человек может жить месяцами за счёт внутренних резервов, а без воды и трех дней не продержится. Мы должны защитить «Кокжиде». Ведь такой пресной воды в Актюбинской области больше нигде нет. Это запасы для нашего будущего поколения. Я думаю, что жители города и области, а также других регионов нас поддержат, - высказался Омирсерик Оразалин.
Куда уходит вода?
Член штаба Экологического сообщества города Актобе и региона Мурат Жакиев напомнил, что в Темирском районе АО «СНПС Актобемунайгаз» контролирует водозабор, откуда вода берется из месторождения «Кокжиде». Эту воду потом поставляют в села Кенкияк и Сарколь.
- То есть, у сельчан нет прямого доступа к воде, как это можно понимать? Живем на нашей земле и не пользуемся своей же водой? – возмущается Мурат Жакиев. - Некоторые сельчане говорят: «Мы берем воду в зависимости от настроения компании». Это тяжелая ситуация. Посёлки должны получать воду напрямую без посредников.
Также экоактивист напомнил собравшимся, что представители управления природных ресурсов и управления природопользования Актюбинской области заявляли, что площадь заказника «Кокжиде - Кумжарган» расширят. Таким образом, новых нефтяных скважин на территории месторождения пресной воды быть не должно.
- По последним данным с 40 га должны увеличить до 84 га. Мы должны ускорить эту работу, тогда нефтяных скважин там бурить нельзя будет. Но я уверен, что 84 га очень мало, нужно увеличить на более чем 100 га. Все рычаги у нас, у общества. Актюбинцы, атыраусцы, актаусцы должны выразить свое мнение, - заключил М. Жакиев.
- Я считаю, что министерство экологии не защищает интересы народа, ни экологии, ни интересы нашей страны, - высказал мнение политолог Ануар Нуртазин. - Ведь вспомните: министерство экологии хотело использовать краснокнижных сайгаков для переработки их в консервы.
Мы хотим, чтобы каждый проект, каждый контракт по недропользованию был раскрыт. Мы хотим призвать к ответу тех людей, которые фактически дали разрешение на добычу здесь. Мы хотим, чтобы нормы экологического законодательства, в том числе Уголовный кодекс, на примере «Кокжиде» заработали. Однако, в противовес концепции «Слышащего государства», получается: нас не слышат, нам не сопереживают.
Что намерены делать?
Общественники вновь призвали власти исполнить обещанное и запретить добычу нефти на «Кокжиде». В ближайшее время они намерены официально обратиться в министерства экологии и энергетики, а также к президенту Казахстана.
- Вода из «Кокжиде» нужна не только для Актобе, но для всего Западного Казахстана. Пусть даже эта нефть принесёт нам миллиарды долларов, но это нас не спасет. Это самый главный экологический вопрос на сегодня, - заключил Кайыргали Арыстангалиев.
Автор: Редакция