Экоактивисты бросались под «Камазы», защищая реку в Актобе
Полицейские вновь пообещали начать разбирательства.
Мост снова перегородил Илек, а варварскую добычу песка, из-за которой нарушается русло реки, продолжили. Члены общественного совета и активисты пытались предотвратить экологическую катастрофу.
Артур САЙЫН
Третью неделю подряд ситуация с мостом и добычей песка на Илеке никак не найдёт своего логического завершения. Прокуроры, экологи, полиция, кажется, бессильны перед наглостью варваров, которые уничтожают экосистему города.
Насыпной мост вновь перегородил реку Илек.
В прошлом номере @aktobe_times мы писали о том, что прокуратура поручила департаменту экологии расследовать факт незаконной добычи песка. Репортер 1 августа побывал на месте и увидел, что насыпной мост к карьеру через реку был убран. К сожалению, и журналисты, и читатели были введены в заблужденье, надеясь, что работы на Илеке были полностью прекращены. Спустя неделю насыпной мост снова восстановили, добыча песка продолжилась.
На дне карьера стала сильнее просачиваться вода из реки.
«В прошлый мы взывали к акиму города, ответа нет»
8 августа экозащитники вместе с репортером «АТ» прибыли на злосчастное место в третий раз подряд. «Камазы» с порожними прицепами ожидали своей очереди, водители были явно недовольны нашим появлением и пытались запретить нам снимать их на фото и видео.
В одном из карьеров самосвал отпускал песок большегрузу. Как только мы приблизились, водитель заглушил двигатель и стал выжидать. Директор ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин отметил, что карьер стал глубже, и вода на его дне стала проступать сильнее:
- Уважаемые жители города Актобе, земляки! Если мы были бы в Европе, здесь бы человек 500 уже стояло. А я с горькой улыбкой констатирую, что буквально меньше, чем через неделю, имея на руках извещение от прокуратуры, что здесь ведётся незаконная добыча недр, мы видим то же самое – карьер, причем он уже углубился. Это безнаказанность и наглость. Продольный профиль реки уже нарушен, буквально 50 метров осталось до частного дома. Кто и как здесь ведет работы, в рамках какого проекта? Я сейчас скажу такую крамольную мысль: если есть проект на карьер, то где маркшейдерская служба? К кому обращаться по-хорошему? В прошлый раз мы взывали к акиму города, ответа нет.
Александр Мандрыкин обратился к президенту Казахстана с просьбой вмешаться в ситуацию.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! В рамках открытого государства, обращаюсь к вам, житель города Актобе, гражданин Казахстана Мандрыкин Александр Васильевич. Как поступать с этими ребятами? Где законы о недрах, водный, земельный кодексы? Вот стоим на русле реки, после обращения и в полицию, и прокуратуру работы продолжаются. Давайте будем принимать меры, и не станем, строя город, рушить водные артерии. Есть ли проект на эти работы, можно ли так делать в пойме реки? Дайте ответ, пожалуйста!
Фархат Сансызбай и Асхат Такауев не дают «Камазу» выехать. Водитель резко тормозит перед ними, стремясь напугать.
Бросались под машины
Экоактивисты решили позвонить в полицию и сообщить о незаконной добыче песка. В этот момент экскаватор выехал из карьера и через мост направился к трассе. Дорогу ему перегородил внедорожник, из которого вышел член общественного совета Актюбинской области Фархат Сансызбай.
Одновременно и водители «Камазов» решили покинуть место событий, но Фархат Сансызбай стал бросаться под большегрузы, не давая им проехать. Помешать ретироваться добытчикам песка присоединился и Мурат Жакиев, член штаба Экологического сообщества города Актобе и региона. Но несколько машин все же смогли прорвать заслон из людей.
- Благодаря нашим экоактивистам я узнал, что здесь опять возобновились работы по добыче. Жаль, что закон не для всех работает. Хотим строить новый Казахстан, а власть не работает, никто никого не может наказать. Может, рука руку моет? Это водоохранная зона, из-за этих работ они меняют русло. Мы надеемся, что органы что-то уже сделают! - возмутился Фархат Сансызбай.
Экоактивисты вызвали полицию, бульдозер хотел покинуть место событий.
Через некоторое время на карьер подоспела полиция. Участковый зафиксировал на видео оставшуюся технику, карьер и насыпной мост.
- Вся спецтехника будет находиться здесь до выяснения обстоятельств, вызвали сюда ответственное лицо, ознакомимся с документами. Сейчас вызвали следственно-оперативную группу. У рабочих, которые имеют к этому отношение, возьмем письменные объяснения. Те, кто успел уехать, мы их установим, вы же на камеру сняли два «Камаза», будем их вызывать, - сообщил участковый инспектор городского отдела полиции №3 Алматинского района Куттыбай Жолдыбаев.
Вскоре приехал представитель департамента экологии, но ничего не смог прокомментировать. По словам специалиста, он приехал сюда, чтобы «просто зафиксировать».
Создадут комиссию
Депутат областного маслихата Сулупан Шинтасова, тоже присутствующая на месте событий, пригласила экоактивистов и репортера в областной акимат. В ее кабинет объясняться пришёл руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог Актюбинской области Айбек Кайер. Он отметил, что в курсе, что песок на Илеке продолжают добывать, и ничего не знает о прокурорском решении. По его словам, на реке идет расширение русла под новый мост, который, как известно, построили еще в 2020 году. Расширение якобы нужно для того, чтобы вода не подмывала сооружение. «Излишки» песка подрядные организации забирают на строительство автодороги Южный обход.
- Есть рабочий проект по реконструкции автомобильной дороги Южный обход, он был составлен в 2016 году, - говорит Айбек Кайер. - Вы все прекрасно знаете, что на данной дороге построили новый мост. При строительстве нового моста предусмотрено регуляционное сооружение и укрепительные работы. При расширении русла с обеих сторон берется материал - песок, и этот материал используется для покрытия дороги. Это все предусмотрено ПСД.
- А почему тогда прокуратура говорит, что вы нарушаете? - спросила Сулупан Шинтасова.
- Мы, как заказчики, у нас изначально было постановление на выделение земельного участка при реконструкции. Согласно статье 237 Закона «О недрах и недропользовании», нам не требуется никакого разрешения на пользование (песком), - сказал Айбек Кайер.
- В прокуратуре сообщили, что они внесли прокурорское представление в департамент экологии по поводу незаконной добычи песка, - сказал репортёр «АТ».
- Я не видел этот акт, не могу ничего говорить.
- Но вы в курсе, что техника здесь продолжает работать?
- Да, я в курсе.
- Хорошо, это ваш участок в пределах водоохраной полосы, а кто давал разрешение ставить насыпной мост на реке? И почему его снесли, и вновь потом вернули?
- Эти насыпь и трубы потом демонтируются. И мост не убирали, его размыло при спуске воды с водохранилища, и потом опять насыпали, - сказал Кайер.
Сулупан Шинтасова, экозащитники и члены общественного совета остались недовольны ответами Айбека Кайера и решили сформировать комиссию по расследованию ситуации на реке. Редакция @aktobe_times продолжит следить за событиями.
Экозащитники, члены общественного совета и депутаты договорились создать комиссию по расследованию ситуации на реке Илек.
Автор: