В Актобе ради строительства автодороги жертвуют рекой
Фото со спутника: по состоянию на май 2021 года моста нет. В октябре спутник запечатлел насыпной мост.
На реке Илек возвели насыпной мост, а рядом с руслом выкапывают огромный котлован для добычи песка. Общественники говорят, что река рискует потерять большие объемы воды. Между тем прокуроры и полицейские хотели поймать злоумышленников с поличным, но в ситуацию вмешался сотрудник акимата, который находился в отпуске.
Артур САЙЫН
Директор ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин сообщил редакции @aktobe_times о том, что неизвестные лица засыпали реку Илек в районе трассы Южный обход рядом с садоводческим коллективом «Геолог-4». Также, по его словам, там рабочие на погрузчиках добывают песок и погружают его в большегрузы. Так, в пределах водоохраной полосы появился карьер. Илек теряет воды, - уверен общественник.
- Об этом нам рассказали местные, и мы сразу же выехали сюда, – говорит Александр Мандрыкин. - Кто-то перегородил речку, заставили там технику, добывают песок. Мы видим, что изменился речной поток, который формировался веками. Это вообще абсурд! Там нельзя делать такие работы, вы меняете русло реки. Реки сохнут, а потом спрашиваем - почему? А тут бульдозером работают. Рядом они вырыли котлован целый, уже проступает вода. Значит, они поменяли профиль уже, теперь будет ответвление, и вода будет накапливаться там и испаряться.
Котлован, откуда добывали песок. На дне просачивается вода. Общественники уверены, что река будет терять большие объемы воды из-за этого.
22 июля репортер «АТ» отправился на место, чтобы воочию увидеть происходящее. Приехав, мы застали людей в форме, они сидели в гражданской машине на противоположном берегу реки (со стороны садоводческого коллектива). Это были прокурор специализированной природоохранной прокуратуры Актюбинской области Кайсар Байдышев и старший инспектор по особым поручениям природоохранной полиции Серик Елеуов. Как оказалось, они приехали по заявлению Александра Мандрыкина. Репортёр «АТ», стоит отметить, ничего не знал о намечаемой «облаве».
В день выезда на участок репортер оказался в гуще событий. Полиция и прокуратура планировали устроить «облаву» на добытчиков песка.
- Мы хотим на месте с поличным, так сказать, поймать их, - говорит Кайсар Байдышев. – Сейчас ждем, пока работу начнут, мы тоже только подъехали.
Прокурор сначала отказывался говорить подробности, отметив, что на то у них есть пресс-служба. Силовики ненадолго вышли из машины. В этот момент репортер хотел их сфотографировать, но оба стали уворачиваться от камеры.
- Не надо меня фотографировать! - сказал Серик Елеуов.
- Вы при исполнении, я имею право, - возразил репортер.
- Артур, тоже поймите, на благо общества работаем,- вмешался прокурор.
Потом каждый сел в свою машину. Мы проследовали за ними и подъехали к месту событий.
Вдруг откуда ни возьмись…
К нам присоединилась еще одна легковушка, из нее вышли двое мужчин, в одном из них я узнал заместителя руководителя управления индустриально-инновационного развития (УИИР) Азамата Кудайбергенова.
- Вы тоже участвуете здесь? – спросил репортер.
- Интервью пока не надо, - говорит Азамат Кудайбергенов.
- А зачем вы приехали?
- У нас рейдовое мероприятие совместно, - сухо ответил чиновник. - Зачем вы записываете?
- Как же? Я свою работу выполняю, - снова пришлось напоминать госслужащим о своих правах.
Повисло молчание. Прокурор сказал, что участие сотрудников УИИР согласовано.
- Мы ничего не сможем им предъявить, если они не работают, - отметил полицейский, имея в виду рабочих, копавших карьер.
Вдоль дороги к реке стояли заведенные «Камазы». Один из водителей при виде нашей группы стал куда-то звонить. И прокурор, и полицейский, казалось, удивились, что реку засыпали. Теперь оба берега соединяет насыпной мост, а под ним несколько труб, через которые вяло течет речка. Пройдя по мосту, репортер увидел тот самый котлован, там стояли экскаватор и бульдозер. Деревьев здесь практически нет – земля изрыта, под одиноким кустом сидели рабочие. Рядом стояли еще несколько мужчин. Одним из них оказался Айбек Кайер, руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Что он делал здесь во время рейда и почему в кроссовках и тенниске в рабочий день?
Ни травинки. Земля буквально изрыта вокруг.
Было видно, что силовики и сотрудники УИИРа не ожидали увидеть Айбека Кайера, они поздоровались и стали о чем-то тихо говорить. Репортер хотел задать вопрос.
- Сейчас, минуточку, мы сначала переговорим, - сказал Кайер.
Слышны были только обрывки фраз: что-то про разрешение и документы. Репортер продолжил осматривать местность. После настоятельной просьбы объяснить ситуацию, не представившийся мужчина сказал, что Айбек Кайер «ответственен за карьер».
Почему-то в день рейда на участке оказался руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог Айбек Кайер. В акимате сообщили, что он находился в отпуске.
- Здесь работает субподрядчик ТОО «Ерхат-Жолдары». В рамках реализации реконструкции объекта (дороги) Южный обход города Актобе проектом предусмотрены разработка грунта, уширение русла реки. Координаты имеются, соответствующие документы предусмотрены. Остальные дополнительные документы мы представим в органы, - говорит Айбек Кайер.
- То есть песок собирали здесь?
- У нас объект Южный обход, - повторяет Кайер. - Предусмотрен грунт под дорожное покрытие на основание дороги. Эта разработка не первый год идет, уже три года, и это проектом предусмотрено.
Кайер сказал прокурору и полицейскому, что работы приостановят до тех пор, пока подрядчик и заказчик не передадут «все нужные документы». Люди в форме согласились и начали расходиться. Экскаватор и бульдозер стали выезжать из карьера. А «Камазов» давно и след простыл.
Репортёр спросил у Серика Елеуова, видит ли он какие-либо нарушения здесь. Он ответил, что ничего не может сказать без документов.
- Расследование будет?
- Так точно, - проговорил Елеуов.
Прокурор также сказал, что сможет дать комментарии только после проверки документов.
Однако, если всё согласовано и всё по закону, зачем тогда было приостанавливать работу?
Силовики и чиновники не стали на месте ничего предпринимать.
В понедельник, 25 июля, репортёр «АТ» связался с Азаматом Кудайбергеновым. В управлении индустриально-инновационного развития сомневаются в законности действия подрядчика.
- Мы сейчас выясняем, дело в том, что заказчик – управление автомобильных дорог, у них там имеется какое-то разрешение на использование участка. Но дело в том, что там работала другая компания, ТОО «Ерхат-Жолдары». Не можем понять, насколько правомерно они работают. Песок, получается, использовали на дорогу, но насколько законно это было, - тоже вопрос.
Совпадение?
Репортер также хотел задать несколько уточняющих вопросов Айбеку Кайеру. Но в приемной управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области сообщили, что Кайер давно находится в отпуске и вернется на рабочее место 27 июля. Тогда возникает вопрос: почему Айбек Кайер во время отдыха 22 июля оказался на реке Илек во время визита прокуратуры и полиции?
Не впервой…
Тем временем Александр Мандрыкин уверен, что надо разбираться не только с незаконной добычей песка, но и с искусственным мостом и котлованом, которые могут привести к гибели Илека.
- Мы в прокуратуру написали и хотим узнать, во-первых, кто дал разрешение на перекрытие. Мы заставим провести проверку строительных проектов. С какой стати идет разработка карьера на берегу реку? – вопрошает Мандрыкин.
По словам экозащитника, он не раз находил следы от добычи песка рядом с городскими реками, причем в пределах водоохранной полосы. В прошлом году журналисты газеты «Актобе Таймс» вместе с А. Мандрыкиным нашли карьер у реки Каргала. О наказанных по этому факту ни полиция, ни местные исполнительные органы публично не высказывались.
Все вырубили?
Репортер с помощью карт от Google обнаружил, что мост был возведён приблизительно в период между маем и октябрем 2021 года. Снимки за август 2018 года демонстрируют, что на этом участке было довольно много растительности. Сегодня же здесь практически голая земля.
В августе 2018 года здесь много растительности, сегодня с трудом можно найти одинокий кустарник.
Автор: