«В голове подростка сидит главная мысль - самоутвердиться»

«В голове подростка сидит главная мысль - самоутвердиться»


Психолог Константин Зенин рассказал, в чем причины агрессивного поведения детей, как примирить враждующие стороны и в каком случае надо менять школу.

Артур САЙЫН


На фоне событий в школе №3 корреспондент @aktobe_times попросил подросткового психолога Константина Зенина рассказать о глубинных причинах буллинга в учебных заведениях и о том, как надо бороться с этим явлением.

- Причина травли в школах, которую я вижу, кроется в том, что, как и везде, в школах есть система иерархии, - говорит Константин Зенин. - Эта иерархия выстраивается и подростками, причем в грубой форме. К примеру, они видят более слабого, либо более отличающегося от основной массы детей, и проявляет к нему агрессию. В голове подростка сидит главная мысль: укрепить себя в коллективе, самоутвердиться. Это базовая потребность. Самоутверждение, в принципе, хороший вектор, но недостаток опыта приводит к выбору такого негуманного способа, как издевательства над слабыми. К главному агрессору могут примыкать другие дети: либо им дискомфортно быть на стороне жертвы, либо они желают находиться в банде «сильного».



Как правило, жертвенная позиция растет в результате нахождения в неблагополучной семье, там, где есть побои, насилие. Родители могут употреблять различные психоактивные вещества. Если ребенка часто бьют, то для него форма, когда над ним производится насилие, становится формой коммуникации, и он не дает отпор. Если мама и папа позволяют себе бить, значит, мир такой. И это становится базовой моделью для ребенка. Либо ребенок в благополучной семье может иметь некоторые проблемы со здоровьем или физические недостатки: плохое зрение, маленький рост, большая масса тела. Все это может стать фактором для насмешек, издевательств. Немаловажную роль играет и психоэмоциональная часть, которая может влиять на то, станет ли ребенок жертвой или нет.

Если по-простому, то есть интроверты и экстраверты. Те дети, которые более в себя направленны, замкнутые, необщительные часто становятся жертвами. Сама школа, в которую ребенок пришел, может провоцировать стать его жертвой буллинга. К примеру, ребенка отправили в суворовское училище, а он хотел в другое место, и у него будет расти внутренний протест. Этот протест будет рождать демотивацию, нежелание что-либо делать. Лидеры это видят и думают: «Что-то он постоянно грустный, не такой, как все. А давай-ка я над ним буду подтрунивать».

Психолог уверен, что буллинг - проблема комплексная, разрешать которую должна не только школа, но и родители. При грамотном подходе можно даже по-дружить конфликтующие стороны.

- Когда говорят о буллинге, часто ищут виновных, - продолжает психолог. - Это банальное нежелание взять ответственность на себя. Руководитель школы должен создать правильную атмосферу, к примеру, создать команду, вроде патруля в школе, который будет смотреть за обстановкой, чтобы не было очагов разборок, чтобы был контроль. Старшие (в лице учителей, психологов) должны задавать какие-то границы, рамки поведения, проводить тренинги. Детям нужно говорить о последствиях, что за насилие ждет уголовная или административная ответственность, что травля наносит психологические травмы. Ситуацию, которая произошла в 3 школе, надо взять за пример и рассказывать на занятиях. И сказать, что в нашей школе, коллективе буллинг будет пресекаться. Дети должны чувствовать, что у них есть надежный тыл. Это задача, над которой надо работать и родителям в том числе.

По сути, как жертва, так и агрессор не хотят разбираться, какой перед ним человек. Поэтому можно открыть родительские клубы и вместе с детьми проводить время. Приглашать одноклассников в гости, чтобы дети получше узнавали друг друга. Вдруг окажется что это человек вовсе не слабый и щуплый, а креативный, интересный, добрый. В этом случае дети даже станут друзьями.
- Когда стоит уходить из школы/класса, сталкиваясь с буллингом?

- Надо сходить к специалисту, которому вы доверяете, вместе с ребенком, и все рассказать. И прямо постараться почувствовать, хочет ли ребенок оставаться в этой школе или нет. Если не хочет возвращаться, то не надо принуждать. Если ребенок скажет, что готов вернуться, и не будет пытаться отомстить обидчикам, то включайте трезвый разум, ищите разумное решение, чтобы такая ситуация больше не случилась, - заключил Константин Зенин.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031