Актюбинская земля в огне
Пожары уничтожают пастбища и животных. Уже сгорели 15 000 гектаров.
Пламя заволокло небо
Страшный пожар длился три дня в Айтекебийском районе. Основной удар пришёлся на пастбища в Кайрактинском сельском округе.
- Огонь шёл со всех сторон, - рассказывает глава племенного КХ «Кайракты» Мурат Сатмагамбетов. – Табунщики с трудом выгнали лошадей через открытое пламя. К счастью, люди не пострадали. Часть лошадей табунщики вывели из огненного плена, обгорели 8 лошадей мугалжарской мясомолочной породы. Один косяк из 40 породистых лошадей ищут до сих пор.
Стоимость каждой лошади составляет 700-750 тысяч тенге. К счастью, ценный конь-производитель от огня не пострадал, его хозяйство покупало в прошлом году за 10 млн тенге.
Степь горела три дня. Небо заволокло пламенем, как в Турции или Греции. На борьбу со стихией выходили даже дети. Они смачивали одежду и сбивали ею пламя.
Комиссия определит ущерб
- С 7 по 10 августа на территории Айтекебийского района произошло крупное загорание степного массива, - говорит руководитель управления госпожарконтроля Евгений Овчарский. - Предварительная площадь – 15 тысяч га в Кайрактинском сельском округе. В тушении были задействованы все силы, которые имеются на территории района. Это пожарная часть Айтекебийского района, Карабутакское лесное хозяйство и добровольные противопожарные формирования в общем количестве 72 человека, 34 единицы техники. Так как была угроза воспламенения полей, туда выезжали противопожарные подразделения. На сегодняшний день пожар полностью ликвидировали. В настоящее время устанавливают последствия пожара, определяют точную площадь сельхозземель, которые были повреждены. Данная работа проводится вместе с комиссией, в которую входит акимат района, сотрудники ЧС и областного акимата.
Каждому округу - противопожарную технику
Восстановление пастбищ после пожаров длится не один год.
- В первый год после пожаров восстановится только 30% растительности, - рассказывает Мурат Сатмагамбетов. – На второй год – ещё столько же. И только на третий год после пожара можно говорить о восстановлении пастбища. А если степь загорится повторно, то самовосстановление её уже невозможно.
Сельчане приводят в пример период СССР, когда даже проводить сенокос не разрешали хозяйствам, у которых отсутствовала противопожарная техника. Сейчас сельчане тушат открытое пламя мокрыми тряпками и малоэффективными ранцевыми опрыскивателями.
- Сейчас такого контроля и требований у сотрудников ЧС нет, - считает Мурат Сатмагамбетов. – Если бы в акимат каждого сельского округа приобрели по «КамАЗу» с пластиковой ёмкостью еврокуб, мотопомпой и трансбоем, то тушить степные пожары стало бы намного легче. Одной такой установки хватает на 3,5 часа тушения огня.
Член объединения «Фермерский центр Актобе» Марлен Баймагамбетов предложил использовать в экстренных случаях также технику для опрыскивания полей госфонда:
- Они используют свою технику 15-20 дней в году, остальное время машины стоят. В перечень их услуг надо включить не только обработку полей против саранчи, но и борьбу со степными пожарами. Если бы включили тушение пожаров в функции минсельхоза, было бы легче спасать пастбища.
Животноводы предлагают также открыть пожарную часть в посёлке Карабутак:
- Каждый год горят пастбища в Иргизском, Айтекебийском и Хромтауском районах. Мы предлагаем поставить в Карабутаке отдельную новую пожарную часть. Потому что ближайшие части находятся очень далеко, и службы ЧС тушить огонь не успевают, - считает Марлен Баймагамбетов.
Напомним, что степные пожары в Актюбинской области уже не раз приводили к страшным последствиям. Так, 4 сентября 2017 года в селе Сулуколь Айтекебийского района от степного пожара погибли аким сельского округа и завуч местной школы. Во время этого пожара сильнейшие ожоги получили 38-летний охранник школы и 48-летний местный житель. 6 сентября они скончались в больнице.
Тамара ТРОЙКИНА
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: