Цены на обувь взлетят осенью
Уникальные коды должны будут прикреплены на каждую пару обуви в Казахстане. «В конечном итоге именно покупатель будет нести расходы», - говорят предприниматели.
С первого ноября в Казахстане будет введена маркировка обуви. Каждая пара, например, женских туфель, завозимая в республику, должна иметь уникальный код «DataMatrix». Это квадратное изображение в виде чёрных и белых полей. По такому коду можно отследить передвижение товара, время и место производства, а также другую информацию. Власти хотели реализовать этот проект еще с 1 июля, но по невыясненным причинам передвинули на осень. Видимо, на это повлияло недовольство торговцев обувью, которые уже сулят неимоверное подорожание своего товара. О том, почему введение маркировки ляжет бременем на простых граждан, рассказала одна из предпринимательниц города.
«Это ручной труд, будет дорого»
- Когда будет введена всеобщая маркировка, то это будет не просто стоить денег, это будет занимать много времени, - говорит предпринимательница Нина Малышева. - Для того, чтобы пересечь границу с товаром, эти коды должны уже стоять. Маркировка нужна на каждую пару обуви, а это физически трудно, потому что код надо приклеивать, а не просто положить в коробку. А мы берем не 10 же пар, а тысячами. Я покупаю в России и Турции, ранее в Польше и Чехии, но сейчас лететь в Европу из-за пандемии нет возможности. То есть я должна нанять людей, чтобы они сидели и маркировали каждую пару. Турция - страна не бедная, да и в России средние зарплаты повыше, чем у нас, соответственно рабочие будут просить достойную плату. А завтра вдруг я полечу в Европу? Там вообще ручной труд дорого оплачивается. Думаете, фабрики будут на себя это брать? Потом, видимо, будет задержка товара: ведь чтобы промаркировать тысячи пар обуви потребуется не один час.
Продавцы понесут убытки
Как говорит предпринимательница, на одном труде рабочих дело не заканчивается. Все данные на обувь должны быть отражены в базе данных.
- Далее, сам код – это не просто на бумажке что-то написано, а оно стоит денег, - продолжила предпринимательница. – Потом, когда этот товар придет сюда для того, чтобы мне считывать этот код, мне нужен специальный сканер, который надо отдельно покупать. На каждую обувь должна быть заведена база данных, с несколькими фотографиями. Представляете, на каждую пару по 3-4 фотографии надо и информацию вбивать! Я думаю, сильнее всего не повезет продавцам на рынках, потому что на постоянной основе надо сидеть за компьютером. В итоге все эти расходы куда денутся? Естественно, они будут ложиться на обувь, и в конечном итоге именно покупатель будет нести расходы. Я уверена, что каждый предприниматель будет делать накрутку на ту сумму, на которую понес убытки. Расход на эту маркировку будет одинаковый, как на дешевую, так и на дорогую обувь. Просто придем к тому, что некачественная обувь обретет цену такую, какую сейчас имеет брендовая.
Насколько подорожает?
Некоторые эксперты считают, что обувь подорожает, как минимум, на 30%. Однако предпринимательница говорит, что пока рано говорить о конкретных цифрах.
- Сейчас это сложно понять, пока не реализовано. Кто говорит, на 30%, кто-то - на все 50%. Честно говоря, где-то в глубине души у меня есть надежда, что это отменят. Во-первых, меня возмущает, что обувь приравняли к алкогольной продукции и сигаретам, ведь их уже маркируют. Ну, не понятно, почему такой интерес к обуви, хотя есть подозрения, что со временем это распространится на все товары, не только на обувь. Почему именно сейчас, в период пандемии, когда мы и так многие разорились, работать практически не дают? В субботу и воскресенье, когда наблюдается пик торговли, мы не работаем, например. Очень тяжело выживать, естественно. Сейчас часто о прибыли речи нет. Главное, заплатить аренду, налоги и зарплаты работникам. Некоторые мои партнеры разорились, не смогли концы с концами свести и закрылись. Маркировка сейчас к тому же, еще добьет, - предполагает Н. Малышева.
А есть ли плюсы?
АО «Казахтелеком» определен единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров. Созданием единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в РК будет заниматься ТОО «Центр развития цифровой экономики». Так, по данным этой организации, если с 1 ноября 2021 года начнется обязательная маркировка обуви, то с 1 ноября 2022 года будет полный запрет на реализацию и оборот немаркированной продукции.
Какие преимущества получат простой потребитель, бизнес и государство? Так, покупатели получат подробную информацию о товаре и будут уверены, что обувь не контрафактная. Предприниматели будут уверены, что будут защищены их права на интеллектуальную собственность, также предполагается, что для них улучшатся конкурентные условия на рынке. А государство надеется на увеличение поступлений налогов и выхода части рынка из теневой экономики.
Пока же продавцы обуви в Актобе уже готовятся написать обращение к властям с просьбой приостановить проект. В противном случае многим из них придется уйти из торговли.
Артур САЙЫН
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: