Дорога в Россию, Атырау и Уральск станет платной



По планам властей, вскоре на их содержание перестанут выделять средства из бюджета. Смогут ли дороги содержать себя сами, и стоит ли опасаться введения оплаты?

Ускоренными темпами

Первая платная дорога появилась в Казахстане ещё в 2013-м году. Вела она из Нур-Султана в Щучинск. В 2019-м году платными стали ещё 3 трассы: Алматы-Хоргос, Алматы-Капшагай и Нур-Султан-Темиртау. Общая протяженность этих трасс – всего 682 км.
Однако в ближайшее время протяженность платных дорог составит уже более 10-и тысяч километров. Об этом в начале месяца сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбит Атамкулов.

- Для нормативного содержания реконструированных автодорог внедряется платность, которая позволит в полной мере покрыть затраты содержания и снизить нагрузку на республиканский бюджет. Платные участки отвечают современным требованиям безопасности и комфортных условий пользователям, - сказал министр.

В марте уже была введена в промышленную эксплуатацию система взимания платы на 5,8 тыс. км.
- Планируемые сборы к концу года составят 25,6 млрд тенге, из них 20 млрд тенге - содержание платных участков, 5,6 млрд тенге - содержание системы взимания платежей и возврат инвестиций. На остальных 5,2 тысячи км внедрение платности планируется до конца 2024 года, по мере завершения работ по реконструкции, - пояснил глава МИИР.

Окупятся и выйдут в плюс

Всего в Казахстане 25 тыс. км дорог республиканского значения. То есть по планам министерства, через 2 года платными станут 43% трасс. И если сборы только с 5,8 тыс. км должны составить более 25 млрд тенге, то, в перспективе, сборы со всех 10,8 км платных дорог к 2025-му году составят около 49-и млрд тенге. Эти цифры, конечно, очень условны, так как транспортный поток и поступление средств везде будут очень разными.
Однако на содержание всех 25 тыс. км дорог республиканского значения из государственного бюджета нужно около 46-и млрд тенге. И платные дороги, по идее, окупят себя с лихвой.

Оплата только для грузовых автомобилей

В Актюбинском филиале «НК «КазАвтоЖол» - компании, которая занимается управлением автомобильных дорог в стране, нам более подробно рассказали о нововведениях.

- Платными в нашем регионе будут трассы Актобе-Мартук-Оренбург, Актобе-Уральск и дорога Актобе-Кандыагаш-Доссор, - говорит заместитель руководителя АФ АО «НК «КазАвтоЖол» Айбол Данагул. - Легковые автомобили за проезд платить не будут, только грузовые. С учетом большого транспортного потока, дороги будут полностью сами себя обеспечивать, и республиканских средств не потребуется. У оплаты будут нюансы. Грузовые автомобили будут платить за каждый проезд, но, например, у жителей Мартука будет абонемент. Они будут платить 1000 тенге за все поездки в год по абонентской плате. Это касается именно грузовых автомобилей. Будет также система предоплаты. Тому, кто будет оплачивать проезд заранее, будут определенные скидки.

Тарифы для нашей области пока не утверждены. Однако, по предварительным планам, платными уже в этом году станут дороги Актобе-Уральск и Актобе-Оренбург.

- Арки, камеры - уже всё у нас на трассах установлено. Контроль будет на каждом съезде и выезде, там будут информационные панно. Такого, что кто-то будет объезжать, не получится, - добавил Айбол Данагул.

Ремонт растянут на 3 года

Многострадальная дорога до Атырау платной станет только после того, как на ней закончат ремонт. До тех же пор автомобилисты, скорее всего, так и будут добираться из Актобе в Атырау через Уральск, проезжая лишние 500 км.

- Участок от Кандыагаша до границы Атырауской области протяженностью в 214 км мы в этом году сдадим в эксплуатацию. Помимо этого, мы начинаем в этом году ремонтировать 89 км на трассе Актобе-Кандыагаш. Закончатся работы в конце 2023-го года, - объясняет заместитель руководителя АФ АО «НК «КазАвтоЖол» по вопросам реконструкции Казбек Мамбетов. - На одном участке совместно выполняют работы местная и итальянская компании, на втором участке большую часть работа делает местный подрядчик. Если мы выполним план, и сдадим 214 км от Кандыагаша до границы с Атырауской областью, то в следующем году мы продолжим работы на участке Актобе-Кандыагаш. Там дорога первой категории будет, она технически сложная, широкая, много мостов. Поэтому проект растянут на три года.

А как у других?

В целом, тарифы за проезд на других платных трассах республики невысоки. От 100 до 600 тенге для легковых авто. Для автобусов и грузовых автомобилей – от 1000 до 7 000 тенге, в зависимости от вместимости.

Введение платных дорог – это общемировая практика. Однако в большинстве стран их не много. Не 43%, как это планируют сделать в Казахстане.
К примеру, в Индонезии, Венгрии, ЮАР и Испании доля платных дорог – как государственных, так и частных – составляет до 10% от протяженности основной дорожной сети. В Италии, Японии, Малайзии и Мексике – до 15% от всех дорог платные, в Южной Корее, Аргентине и Франции – до 30%. Среди стран Европы самая протяженная сеть платных дорог во Франции – около 9 тыс. км. Эти дороги не всегда принадлежат государству и часто передаются во владение инвестору на долгий срок.

Постепенно изменили мнение

В России платные дороги начали появляться ещё в середине нулевых. И граждане страны изначально относились к этому скептически. Как показывают социологические опросы, в 2013-м году против платных дорог выступали 52% россиян. Граждане России были уверены, что кроме неудобств это нововведение ничего не принесет, и качество дорог не улучшится. Противники строительства платных дорог опасались изъятия земель, находящихся в частной собственности, без надлежащей компенсации, а также ждали пробок на въездах и наплыва строителей-мигрантов.
Данные социологического исследования, проведенного в России в 2015-м году, уже другие. За 2 года количество водителей, предпочитающих платные дороги, выросло на 47%.

Данные 2019-го и 2020-го годов тоже показывают, что постепенно платные дороги в России начинают пользоваться популярностью. На одних транспортный поток только за год увеличился в 2,5 раза, на других – на 10-20%.
Судя по всему, есть шансы, что и в Казахстане платные дороги себя оправдают. И дело даже не в деньгах, которые не будут тратить из бюджета, а в том, что ответственность за качество дорог при прямом денежном потоке увеличится в разы.

Анна КУЗЬМИНА
aktobetimes@list.ru

Похожие новости

Календарь новостей
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031