Вредительством назвал проект по расширению рек академик
Академик Владимир Юриш высказался о скандальном проекте расширения русел рек. Напомним, его реализация началась в Актобе после паводка 2017 года. Однако спустя некоторое время проект был приостановлен и отправлен на корректировку.
«Зачем вмешиваться в природу?»
В прошлом номере «Актобе Таймс» была опубликована статья о возможном паводке. Редакция получила отклики на это предположение.
Бездумным вредительством назвал проект по расширению русел рек почетный разведчик недр РК, академик Академии минеральных ресурсов РК, действительный член Уральской академии геологических наук Владимир Юриш.
- Это варварство, этого делать ни в коем случае нельзя! - сказал академик. – Даже те наши слабенькие речки, которые для нас являются донорами, мы губим. Это безграмотное отношение к речкам, лесонасаждениям. Вот стригут деревья (причем стригут до пня) - это тоже варварство. В Ташкенте, в Алматы деревья с пышными кронами склоняются так, что даже над проезжей частью тень, а у нас их обстригают, как пуделей! Это же легкие растений, это же не волосы, украшающие человека. Зачем это? То же самое и по отношению к речкам. Зачем вырубать берега? Это однозначно бездумное вредительство и элементарная неграмотность.
Владимир Юриш считает, что предупреждение весеннего половодья и его возможных последствий должно заключаться в иных мерах
- Когда я был еще мальчишкой, то весна у нас была такая, что заливало весь Курмыш, мы плавали по улице на корытах, на разных калитках, - вспоминает В. Юриш. - Я вообще тогда считал, что весенние каникулы в школе вызваны тем, что половодье, и нельзя никуда пройти. То есть половодье было рядовым явлением. Сейчас ведь такого не наблюдается. Почему сейчас этого боятся? Был такой геолог, Юрий Абрамович Славутский, он любил говорить, что Актюбинск – единственный город в Союзе, где нет ливневой канализации, поэтому любой дождик у нас вызывает затопление улиц. Вот над чем надо думать – устроить ливневую канализацию! Со спуском в Сазду, Женишке, Илек и т. д. Расширение русел рек не поможет. Зачем вмешиваться в природу, если она сформировала такое русло?
Секретно?
О том, что происходило в Актобе после паводка-2017, горожане, скорее всего, не забудут никогда. Да и не дадут забыть о том пересохшие наши реки и водохранилища.
К слову, сам паводок, несмотря на его относительную давность, до сих пор оставляет много вопросов. Надеясь получить на них ответы, наши корреспонденты неоднократно обращались в различные ведомства, но тщетно. Без ответов оставались даже официальные журналистские запросы.
Остались без воды
Возвращаясь к проекту, хочется отметить, что в прошлом году зрелище на местных водоемах было особенно печальным – лишенные растительности берега, маловодье, повсеместно гибнущая рыба. Специалисты уверяли, что несчастных рыбешек погибает не так много, и тому есть объективные причины, однако горожане были уверены: происходит это только потому, что в реках нет воды. И припоминали властям скандальный проект расширения русел рек, выкорчеванные деревья, экскаваторы, варварски раздирающие ковшами берега.
Видя все это, общественность возмутилась. Самые активные пытались противостоять процессу, отстоять и без того подвергающиеся постоянно в нашем городе уничтожению деревья и кустарники, защищать животных, которые селились у берегов, а теперь были вынуждены покидать свою среду обитания. Дачники, волонтеры, неравнодушные горожане просили использовать не строительную технику, а земснаряды, выборочно подходить к выкорчевыванию деревьев на берегах. Автор проекта расширения рек Еркын Тажгалиев на встречах с общественностью отвечал на это, что использование земснарядов, якобы, невозможно, а без вырубки деревьев не обойтись, так как имеющиеся мосты не выдержат дноуглубления и сложатся.
«Я говорил: остановите!»
За актюбинские реки заступались не только общественники, но и специалисты в этой области. К примеру, горный инженер Пётр Котик не раз называл все происходящее на реках вандализмом. Своего мнения специалист с огромным стажем не поменял и сейчас.
- Расширение русел рек – это нарушение водоносного горизонта, который подпитывает наши реки и создает все запасы в тех водоносных чашах, которые находятся вокруг Актобе, - говорит Петр Котик. - Там, где берега размываются, надо их расчистить и укреплять бутовым камнем. А лучше всего сделать посадки на берегу, корневая система лучше всего удерживает влагу…
Последствия гидрогеологического вандализма - у нас будут реки сохнуть. Даже Жаман-Каргала к этому идет, Бутак… Я говорил: остановите! Они делали так, как им удобно.
Достучались?
Мнение общественников услышали лишь в 2019 году. Тогда проект приостановили и отправили на корректировку.
А 16-го января 2020 года актюбинский геолог Пётр Котик направил открытое письмо президенту с просьбой остановить вандализм на реках, а именно: проект по расчистке, дноуглублению и берегоукреплению восьми актюбинских рек. Пётр Трофимович также просил выполнить корректировку и экспертизу проекта, усилив контроль со стороны местных исполнительных органов.
В конце января он получил ответ из комитета по водным ресурсам, в котором значилось, что актюбинскому акимату было рекомендовано «рассмотреть целесообразность и возможность дальнейшего выполнения работ». Геолога заверили, что «работы будут возобновлены лишь после внесения изменений в проекты и получения положительного заключения государственной экспертизы». При этом в комитете добавили, что на 2020 год финансирование проектов не предусмотрено, а предложений по откорректированным проектам от акимата Актюбинской области пока не поступало.
Стоит отметить, что автор проекта Еркин Тажгалиев сообщил корреспонденту «АТ», что корректировка проекта началась не так давно.
- Корректировку полтора года не вносили в проект потому, что полтора года с нами договор не подписывал акимат. А мы же бесплатно не будем работать. Только в декабре с нами подписали договор, и только эти пять месяцев мы работаем над корректировкой, - сказал Еркин Тажгалиев.
В берегах – миллиарды
Напомним, что на реализацию проекта по расширению русел рек было выделено более 6 миллиардов тенге. Большая часть выделенных средств освоена.
Однако первой же «большой» водой, пришедшей в Актобе весной этого года, часть укрепленных берегов основательно размыло. Горожане снимали все это на видео и выкладывали в соцсетях, жалуясь на то, что миллиарды, выделенные на реализацию проекта, были потрачены зря.
Так, на Бутаке глина, которой укрепляли берег, осталась лишь в самой верхней его части, куда не поднялась вода. Смыло и кое-где уложенный камень.
Размытыми оказались и укрепленные берега Каргалы.
Автор проекта Еркин Тажгалиев назвал это закономерностью и отметил, что «вопрос выделения шести миллиардов тенге нужно ставить на чье-то попустительство».
Вырубили сотни деревьев
В июле 2019 года на совещании по экологии первый заместитель прокурора Актюбинской области Куандык Рахметов сообщил, что по работам на реках возбуждено 7 уголовных дел.
Представитель прокуратуры сообщил, что проекты разработали без учёта того, что на берегах растут краснокнижные породы деревьев. Незаконно вырубили более 600 редких деревьев, в их числе была ольха клейкая, которая занесена в Красную Книгу. Ущерб составил более 7 млн тенге.
В уполномоченные органы были внесены акты прокурорского надзора. В результате департамент экологии привлёк подрядные организации к административной ответственности за отсутствие экологического разрешения. Но можно ли этими действиями возместить тот ущерб природе, который был нанесен в угоду… В угоду чему? Ответ на этот вопрос все-таки должны дать правоохранительные органы, которые уже несколько лет не торопятся выявить виновников.
Мария ФЛАГМАН
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: