Город настиг автобусный коллапс
Водители пожаловались на каторжные условия труда, мизерную зарплату и отказались выйти в рейс.
Ни приехать, ни уехать
Речь идёт о маршрутах 8, 8а, 9, 10, 32, 40, 45, 46, 48, 51, 52, 56, 23, 41, 44, 47, 49, 49а. Утром 12 февраля жители поселков Кызылжар, Россовхоз, Акшат, Курайли, Рауан остались без общественного траспорта. Из микрорайона «Нур-Актобе», где проживает не одна тысяча жителей, можно было уехать разве что на автобусе номер 2, который обслуживает другой перевозчик - ТОО «Автопарк».
В городе Актобе образовался транспортный коллапс: на остановках возникло большое скопление людей. Многие в тот день до обеда так и не смогли добраться на работу. Радовались в этой ситуации, похоже, только таксисты. И торопились извлечь пользу. Так, за поездку длиной в два квартала они просили утром в пятницу свыше 500 тенге! На тротуарах образовались целые шеренги идущих на работу людей, так как оплачивать такси не всем по карману. Если прибавить к этому сильный гололёд, то утро пятницы для горожан выдалось нелегким.
Потребовали зарплату в 200 тысяч тенге
12 февраля с 5 часов утра возле офиса компании начали собираться водители и кондукторы. В 6:30 там собралось около 40 человек. К 8 утра людей стало ещё больше, около 70 водителей и кондукторов. Собравшиеся рассказали, что пять дней назад подали коллективное заявление руководству с требованиями повысить заработную плату до 200 тысяч тенге, выдавать бесплатно запчасти для автобусов, делать пенсионные отчисления, оплачивать медицинское страхование, перевести кондукторов на официальное трудоустройство. А также водители просили администрацию не устраивать гонения и не увольнять водителей, которые активно добиваются улучшения условий труда на предприятии.
11 февраля они получили ответ, что повысить зарплаты и выполнить другие требования возможности нет. Тогда работники предприятия решились на забастовку.
Водители ТОО «ПАТП» говорили, что они получают примерно по 3 000 тенге за один рабочий день. Если автобус сломается или водитель заболеет, то ни за простой, ни за время больничного в ТОО «ПАТП» ничего не оплачивают. По их словам, в месяц максимально тут можно заработать 70 тысяч тенге.
Рабочий день, как утверждают водители, длится по 14-15 часов. Доплат за ежедневную переработку свыше 8 часов, работу в праздники и выходные в организации нет. В случае поломки, запчасти для автобусов, как утверждают водители, они покупают за свой счёт. Ремонтировать автобус зимой дороже для собственного здоровья. В ангаре, где есть яма для автобуса, очень холодно. Тепловая пушка есть, но пользоваться ей можно, только добившись разрешения от руководства: предприятию просто нечем оплачивать электроэнергию.
- Я возвращаюсь с работы около 23 часов, а в 5 утра нужно опять быть на работе, - рассказывает многодетный отец Берик. – Моему младшему ребёнку 4 месяца, когда я к нему подхожу, он даже меня не узнаёт и плачет. Мы не видим ни дома, ни детей, каждый день возим людей по всему городу. Почему у нас такие мизерные зарплаты, а труд такой каторжный?
Водители рассказали, какие затраты они несут. Так, утром водители, у которых есть автомашины, едут к 5 утра на базу по проспекту Санкибай батыра, 10. У многих из них нет личного автотранспорта, приходится заказывать и оплачивать такси за свой счёт.
«Куда уходят наши деньги?»
- Кондукторов нам предприятие не выделяет, - говорят водители. - Мы нанимаем их опять же за свои деньги. Каждый день мы должны сдать в кассу ТОО «ПАТП» план по сборам. К примеру, на автобусе № 46 план по сборам составляет 70 тысяч тенге. Ежедневно водители приносят в кассу ТОО «ПАТП» по 1,7 млн тенге. Где эти деньги? Почему у нас настолько низкая зарплата, да и ту мы вовремя не получаем? До сих пор есть водители, которые не получили зарплату за декабрь, а на календаре уже февраль!
Как рассказали собравшиеся, пенсионные отчисления несколько лет оплачиваются не стабильно.
- Тем, кто ходит к администрации и добивается пенсионных отчислений, их делают, но с задержками. Мне, к примеру, последний раз делали пенсионные отчисления в августе 2020 года, - рассказывает водитель Берик. – Из-за отсутствия пенсионных отчислений мы даже не можем получить адресную помощь. Например, я обращаюсь за пособиями, а мне отвечают, что сначала нужно трудоустроиться и полгода поработать. В нашей организации есть мужчины, у которых по 9 детей! Мы любим свою работу, но устали так жить, у каждого кредиты.
Водители и кондукторы жаловались, что летом во время вспышки коронавируса и пневмонии не могли попасть к врачу, пока не сделают 3 000 тенге отчислений в фонд медстрахования. Руководство за работников в ФСМС не платит, и на водителей распространяется только экстренная медпомощь.
- Нас вообще за людей не считают, официального трудоустройства у нас нет, - жаловались кондукторы. – Нам каждый день платят водители из сборов за проезд.
Власти обещают бюджетные деньги
Около 7:30 к бастующим приехал и.о. руководителя ТОО «ПАТП» Есбол Сатаев. Он сказал, что ситуация может улучшиться после субсидирования из бюджета, которое они надеются получить в марте нынешнего года. С 2016 года организация не получала субсидий и дотаций.
- Из 19 маршрутов, которые мы обслуживаем, 11 - убыточные. Себестоимость проезда - 200 тенге, а мы возим население за 80 тенге. В месяц нам нужно субсидирование в размере 40 млн тенге.
Что касается пенсионных отчислений, Есбол Сатаев пояснил, что платить их нечем.
Водители не согласились на уговоры Е.Сатаева прекратить забастовку и напомнили, что требуют зарплату в 200 тысяч тенге. Водители и кондукторы не расходились, хотя все уже замёрзли. Дверь в офис ТОО «ПАТП» закрыли, и людям негде было погреться. Далеко не у всех была добротная тёплая обувь. Многие топали ногами и прыгали, чтобы не отморозить ноги. Люди простояли на морозе около 4 часов.
Около 9 утра к офису ТОО «ПАТП» прибыл аким города Асхат Шахаров и лично всех выслушал. Глава города попросил водителей выйти в рейс, не оставлять горожан без общественного транспорта. Он пообещал, что, когда водители приедут сдавать смену, вопрос будет решён. В 9:30 водители выехали на маршрутные линии.
«Надеемся на субсидии»
Целый день администрация города разбиралась с ситуаций в ТОО «ПАТП». Рассказы водителей о том, что предприятие не проводит соцотчислений, подтвердились.
- Пенсионные отчисления с 2017 года не перечисляют за 300 человек, - комментирует главный бухгалтер ТОО «ПАТП» Айсулу Мустафина. - Сейчас мы делаем перечисления только людям предпенсионного возраста, получающим адресную социальную помощь, а также тем, кто хочет взять кредиты. Как сказал аким города и и.о. директора, ежемесячный доход предприятия - где-то 40-45 млн тенге. Из них около 28 млн тенге уходит на ГСМ и порядка 17 млн тенге на зарплату. То есть выручка полностью тратится только на зарплату и ГСМ, у нас нет источников, чтобы перечислить остальные долги. Мы стараемся, выкраиваем деньги, как можем. Но выручка очень мизерная. Мы надеемся только на субсидии акимата. Перечислить пенсионные взносы, накопившиеся с 2017 года, у нас нет возможности.
- Насколько повысят зарплаты водителям?
- На встрече с водителями 12 февраля аким города объяснил, что для повышения зарплаты предприятие должно получать субсидии и дотации. Все расчёты мы отдали в отдел ЖКХ, в дальнейшем их рассмотрят на февральской сессии маслихата. После этого мы сможем решить вопрос повышения заработной платы. С начала 2016 года и по настоящее время предприятие не субсидируется.
Договорились снизить план
Водителей такое разъяснение не устроило. Закончив работу, группа активистов до поздней ночи 12 февраля вела переговоры с властями и руководством ТОО «ПАТП». В итоге договорились немного снизить план по ежедневным сборам. У водителей теперь чуть больше остаётся с выручки за день, которую они могут забрать домой.
Надо сказать, что это уже не первое недовольство, которое водители высказывают в адрес начальства. В минувшем году они уже требовали сократить ежедневный план, повысить заработную плату. Но тогда волнения закончились увольнением трёх водителей. Сейчас уволенные пытаются восстановиться на работе через суд и взыскать свою зарплату за время вынужденного прогула.
Татьяна ТОКАРЬ
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: