Новый источник вони может появиться за городом



Размеры пометохранилища птицефабрики грозят вырасти в 10 раз.

«Нет средств», «Не готов проект», «Проект не устраивает», «Большие выплаты по кредитам», «Участок нам не принадлежит», «Начнём в следующем году», «После модернизации давно нет запаха», «Корма подорожали»… Всех оправданий и обещаний так сразу и не вспомнить. С 1966-го года птицефабрика складирует отходы на 41-м разъезде, и никто точно не знает, сколько тонн помёта там лежит. Мы неоднократно освещали проблему отходов, история получала всё новые и новые витки, но раз за разом находились какие-то причины, по которым решить этот вопрос не удавалось.

Однако на прошлой неделе в редакцию обратились сразу две компании, которые могут разобраться с этой проблемой. ТОО «Экополис» из Алматы предлагает применить так называемое бактериологическое оружие. А представитель ООО «Трансутилизация» из Белгорода прислал проект по строительству биогазовой станции для утилизации отходов. Но, чтобы утилизировать отходы, необходимо участие властей. А пока власти придумали только способ отложить решение проблемы на несколько лет. Об этом рассказали на самой птицефабрике.

20 гектаров для нового источника вони

В прошлую пятницу, 22 января, вместе с новоявленными депутатами областного и городского маслихатов, которые входят в состав комиссий по аграрным вопросам, природопользованию и экологии, мы отправились на птицефабрику.

Когда мы подъезжали к предприятию, увидели дымящие трубы. Судя по всему, в тот момент работали крематоры. Чуть приоткрытые окна авто сразу же захотелось закрыть из-за неприятного запаха гари. Директор ТОО «ADM Investment» Акылбек Мусин явно не ждал депутатов, но всё же пригласил всех за стол переговоров.

- В 2017-м году, когда вы встречались с акимом города, было обещано, что наладится перевозка отходов на поля сельхозпроизводства, - напоминает депутат, организатор волонтёрского движения «Актобе, дыши!» Евгений Лазарчук. - Но после этого ничего не произошло. По какой причине? И почему до сих пор не налажено производство удобрений из помёта? Его ведь можно не только отдавать, но и продавать.

- Областной акимат на днях выделил нам полигон площадью в 20 гектаров, - говорит Акылбек Мусин. - Сейчас мы будем составлять проект по перемещению нашего хранилища за территорию города. И потом. На данный момент запаха нет же, да?

- Мы проезжали когда, поняли, что, видимо, в связи с производством, запах есть. И ветер его разносит, - отвечает Евгений.
Судя по всему, мы очень вовремя нагрянули. Аргумент о том, что на фабрике давно нет неприятного запаха, там приводили неоднократно. Года полтора назад, когда мы приезжали поговорить с руководством предприятия, нас даже провели в цеха, и ничего сверхнеприятного мы тогда действительно не ощутили. Но местные жители объясняли, что запах волнообразен, и были правы.

Единственный вариант - раздача помета аграриям

Руководитель предприятия понял, что отнекиваться не получится, и признался, что источник неприятного запаха все же есть.
А. М.: - Мы вывозим помёт на помётохранилище. Но перерабатываем его. То есть новый помёт уже окислен, переработан, и запаха от него нет. Всё остальное - это просто старые запасы. Вот от них время от времени идёт запах.
Е. Л.: - Сейчас в каком виде отходы у вас хранятся?
А. М.: - Как раньше они хранились, так и хранятся. Это не нами придумано. Прежние руководители предприятия вывозили помёт для удобрения разным аграриям, но в большом количестве он им не нужен.
Е. Л.: - То есть предлагали помёт бесплатно, а они отказались?

А. М.: - Они брали необходимое количество, но каждый год они не могут использовать помёт в качестве удобрения.
Е. Л.: - То есть вы сейчас просто обрабатываете помёт, и он у вас лежит дальше. Он же при определённой температуре тоже начинает гнить, а при гниении вырабатывается аммиак, и из-за этого мы получаем специфический запах. Плюс он может тлеть, как и навоз.
А. М.: - Сейчас этот помёт сухой выходит, без запаха. Запах идёт от старых запасов. Мы сейчас собираемся их утилизировать, пригласили специалистов. Мы будем вывозить на поля, чтобы могли брать те, кто захочет.

Е. Л.: - Это понятно. У нас в Актюбинской области очень большие посевные площади. Причем у нас есть районы с очень скудной почвой. Для них, в принципе, и предусмотрены программы субсидирования. У них есть техника, есть возможность забирать от вас помёт. Но нужно будет всё-таки контролировать этот вопрос, чтобы у нас не появилось нового хранилища, и они его действительно использовали. У нас есть 20 теплиц, можно им предложить. Сколько у вас старого помёта?
А. М.: - Это на протяжении долгих лет складируется, учёта не было никогда. 2-3 гектара занимает.

«У нас нет денег»

Акылбек Мусин в ходе разговора также нашёл среди кипы бумаг план по созданию биогазовой станции (чуть ниже мы объясним его суть). Но после пары вопросов стало понятно, что директор птицефабрики не изучал предложение по решению проблемы. Дело в том, что проект инвестиционный, и совершенно не затратный для предприятия. А на птицефабрике парируют тем, что нет денег на его реализацию.

А. М.: - Похожее предприятие есть в Караганде. И, чтобы оборудование такое приспособить, нужно 1,5-2 года. И больше миллиарда тенге. У нас кредит на 800 миллионов тенге, для нас любые проекты сейчас - это очень большие деньги. Оптимальный вариант - это просто раздать удобрения желающим.
Е. Л.: - Да, у нас много компаний, которые тратят большие средства на химические удобрения, а тут у вас практически готовое. Мы постараемся найти желающих. Но за раз это всё равно не решит проблему.
А. М.: - Мы будем также постепенно перевозить отходы на новый полигон, выделенный акиматом.
Е. Л.: - Вы новый полигон с департаментом экологии согласовали по ущербу окружающей среде?
А. М.: - Экологи в курсе, мы ждём от них ответ.

Е. Л.: - Нет, это плохая идея. Нужно разрабатывать производство удобрений. Потому что сейчас мы опять начнём складывать, опять оно начнёт смердеть. У нас город строится. Мы опять столкнёмся с тем, что в каком-то районе будет вонь под открытым воздухом. Мы напишем в областной акимат о том, что нужно искать инвесторов на переработку отходов. Тогда мы сможем провести и рекультивацию земель, и поддержать бахчевые культуры, которые будут меньше использовать нитраты.
А. М.: - Великое дело сделаете.

По соседству с жилыми домами

Вместе с руководителем предприятия мы проехали к помётохранилищу, чтобы оценить масштабы бедствия. Оно находится относительно далеко от фабрики, но благополучно соседствует с жилыми домами через дорогу. Пока мы едем, холмики из помёта всё тянутся и тянутся. Создаётся впечатление, что площадь помётохранилища даже больше двух или трех гектаров. Картина ужасающая. На одном из холмов стоят овцы, пожирающие помёт. Не понятно, как такой огромный склад отходов жизнедеятельности может существовать столько лет, и не беспокоить городских властей. Вонь такая дикая, хочется поскорее уехать или найти в сумке противогаз. Слезятся глаза. А ведь зима, относительно слабый ветер. Летом и после дождей всё ещё страшнее. Чем дольше мы там стоим, тем менее резким кажется запах. Жители Ясного за долгие годы и вовсе привыкли к нему. Но менее вредными отходы от этого не становятся!
- Таковы наши реалии, - лишь развёл руками Акылбек Мусин.

Уже спасали Актобе от вони

Как же можно решить эту проблему? Вариант с раздачей помёта аграриям не плох, но проблема в том, что сам по себе помёт – не удобрение, и его нужно переработать. Мало кто из аграриев захочет взять на себя такую ношу.

Но вспомним о предложениях двух компаний. ТОО «Экополис» - компания, которая пару лет назад уже ликвидировала один из источников вони в Актобе.
- Мы обрабатывали барду – отходы спиртового производства биопрепаратами. Ликвидировали вонь за полтора года, это обошлось в 50 миллионов тенге. С помётом можно провести то же самое. Процедура позволит не только устранить запах, но и ускорить переработку помёта, производство удобрения. Но чтобы сказать стоимость, нам нужно знать, сколько его там, - рассказали в компании.

Решить проблему без затрат

Проект ООО «Трансутилизация» более масштабный. Там предлагают построить биогазовую станцию по переработке отходов птицефабрик «ADM Investment» (яичная продукция), «Ак-кус» (мясная продукция) и свинофермы в Бестамаке. Саму станцию предлагают установить возле свиноводческого комплекса, и ежедневно вывозить туда отходы с птицефабрик.

- Мы увидели, что у вас в городе есть такая проблема, практически экологическая катастрофа. Рядом с отходами жилые дома, водоём. Это всё можно переработать в рамках инвестиционного проекта, - рассказывает представитель компании Максим Михайлов.
Схема биогазовой установки следующая: отходы попадают в приёмник, откуда идут в биореактор для перемешивания. В бродильных резервуарах под действием четырех групп микроорганизмов отходы расщепляются, и при этом образуется биогаз, который в дальнейшем используется для выработки электрической и тепловой энергии. Перебродившая масса сливается в лагуны и используется в качестве удобрения.

По словам Максима Михайлова, компания может сама найти инвесторов, и покрывать затраты на строительство биогазовой станции при помощи продажи электроэнергии. Акимат должен будет только установить «зелёный тариф» на 15 лет согласно законодательству. Сам проект, по словам специалистов, окупается за 5-7 лет, и стоит более миллиона евро. Предполагается создание 20-и рабочих мест. Построить станцию обязуются за 1,5 года после заключения соглашения.

Проект может вызвать критику тем, что биогазовая станция будет осуществлять выбросы. Но в компании заверяют, что будут очищать газ от вредных примесей.

- Такие установки сейчас становятся популярными в России. В Германии, например, такие на каждом фермерском производстве, их там 11 тысяч. Насколько я знаю, в Караганде и Шымкенте есть такие установки. Мы готовы провести онлайн-совещание, чтобы всё подробно объяснить представителям акимата и птицефабрики. Но пока не было конкретной реакции. Из акимата ответили, что вопрос рассматривается, а от птицефабрики мы никакого ответа не получили, - добавил Максим Михайлов.

Оба варианта интересны, и намного лучше простого перемещения отходов, где не ясны ни сроки, ни конкретное воздействие на окружающую среду. Остаётся лишь гадать, почему власти и птицефабрика игнорируют тех, кто протягивает руку помощи в этой многолетней и безуспешной войне со зловонием и отходами.

Анна КУЗЬМИНА
aktobetimes@list.ru



Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Февраль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728