Оплату проезда наличными могут поднять, когда установят валидаторы
Руководитель ТОО «Автопарк» рассказал корреспонденту «Актобе Таймс» о вероятном подорожании платы за проезд после установки валидаторов. Также он объяснил, почему выпускают не все автобусы на маршруты, и по какой причине горожанам приходится мерзнуть на остановках в ожидании общественного транпорта.
Прошло чуть больше недели с тех пор, как представители отдела ЖКХ пообещали, что восстановят некоторое количество столь недостающих городу маршрутов.
В минувшие выходные корреспондент АТ воспользовался услугами общественного транспорта. Надо сказать, что вечером ехать в наших автобусах – то еще «удовольствие».
Дождавшись необходимого мне маршрута на остановке у ЖД вокзала, я едва втиснулся в автобус. Приходится буквально вжиматься в стоящего рядом, чтобы дать возможность хоть как-то пройти другим к выходу. При этом стоит отметить, что при движении автобуса вовсе не обязательно держаться за поручень, везде люди – упасть просто некуда. А кондуктор все это время сидел на месте, оплату собирал у передней двери. Но пробраться к ней оказалось миссией невыполнимой, поэтому приходится выйти сзади, потом идти к кондуктору, чтобы оплатить проезд.
К слову, несколькими часами ранее я оплатил проезд посредством перевода на карту кондуктора. Что, кстати, совершенно не приветствуется предприятиями-перевозчиками. Но что делать, ведь в автобусе не было валидатора, а у меня закончилась наличность.
«Только на некоторых маршрутах дополняем по 1-му автобусу»
Наболевшие вопросы, актюбинцев, касающиеся общественного транспорта, мы задали руководителю ТОО «Автопарк» Акарысу Тлеулесову. Как известно, именно «Автопарку» принадлежит 32 городских маршрута из 51. И именно на это предприятие-перевозчика нередко жалуются горожане в соцсетях.
- Допустим, на одном маршруте должно ездить 17 автобусов, - объясняет Акарыс Тлеулесов. - Но сейчас, как видите, студентов нет, школьников нет, из-за этого 17 автобусам невыгодно ездить, в связи с сниженным пассажиропотоком. Сейчас я 17 автобусов пущу, но каждому автобусу нужен уход, запчасти, ГСМ и, соответственно, водители с кондукторами. Да, есть переполненный пассажиропоток в час пик. Но это было и до пандемии, потому что ведь в одно время все выходят на работу и потом с работы домой. Это во всех городах. Сейчас только на некоторых маршрутах мы дополняем по одному автобусу.
Так, к примеру, по словам Акарыса Тлеулесова, автобусов 24 маршрута до пандемии было 17, сейчас их 10.
«У всех поставщиков мы запчасти берем в долг»
Горожане также часто возмущались тем, что с маршрутов исчезли автобусы большой вместимости. А ведь они могли бы хоть частично решить проблему с переполненными салонами в часы пик.
- У автобусов с большой вместимостью большие затраты. Из-за этого мы не можем пустить их, они сейчас у нас стоят. 15 маршрут, допустим, там автобусы «Yutong» иностранного производства. Запчасти нужно заказывать только в Алматы или в Китае. Мы не можем их запустить. Как ситуация наладится, тогда и пустим. Мы у всех поставщиков запчасти в данный момент берем в долг, еще старые долги есть. Где-то в районе 300-400 миллионов мы должны. Некоторые отнеслись с пониманием, некоторые подали в суд, - объясняет Акарыс Тлеулесов.
Еще актюбинцы часто жалуются, что достаточно долго стоят на остановках в ожидании автобуса. Особенно томительно ожидание общественного транспорта в мороз.
- Долго ждут - это единичные случаи, и с единичными пассажирами бывает, - уверен директор ТОО «Автопарк», - Мы, как перевозчики, заинтересованы, чтобы наши водители не бездельничали. Если стояли в пробке, они стараются восстановить время, если один сорвался с графика, всем придется перенастраиваться. Бывает и ДТП, и поломки, может, из-за этого пассажиры ждут 20-25 минут, может и 30, но не час же? Это общественный транспорт. Это лето мы стояли в пробках.
Водители отказались работать из-за пандемии
Того, что, компании-перевозчику требуются водители, руководитель «Автопарка» и не скрывает:
- Некоторых водителей мы поделили на другие маршруты, другие уволились, перевелись на другую работу. Некоторые отказываются выходить на работу, так как сейчас пандемия, понимаете, в семье обсуждается. «Не надо, завтра заразишься, кто тебя лечить будет?» - такие разговоры есть. В зарплате есть небольшая разница, в связи с финансовыми проблемами есть задержки. Есть проблемы, но мы стараемся решать, - говорит Акарыс Тлеулесов
Между тем, один из водителей автобуса на условиях полной анонимности рассказал корреспонденту АТ, что у каждого из них есть свой план по выручке, а все, что накоплено сверх плана, они забирают себе.
- Если по 5-10 тысяч тенге у них оставалось бы, тогда у меня весь город здесь работал бы. Все водители с категорией Д у меня находились бы. Да, единственное, водители могут потратить на сигареты, питание с выручки, они ведь в 5 утра выходят, обед же из дома не возьмут, - говорит руководитель «Автопарка»
По словам Акарыса Тлеулесова, средняя зарплата у водителя 60 тысяч тенге, а у кондуктора и того меньше - около 35-40 тысяч.
Валидаторы установят, цену за проезд поднимут
Заговорив о валидаторах, директор «Автопарка» не исключает, что их установят до конца года на всех автобусах предприятия-перевозчика. На 15 новых машинах они уже имеются. Правда, сами эти автобусы не выходят на маршрут, потому что перевозчик еще не расплатился за них.
- Когда валидаторы полностью установят, тогда по карточке будет та же сумма, а наличкой будет больше, где-то около 90 тенге. Увеличение стоимости проезда необходимо, но население наше этого принимать не хочет. 80 тенге никак не окупают себестоимость. Ладно, ГСМ удержали цену, но на запчасти никто цены не сдерживает, - заключил Акарыс Тлеулесов.
Артур САЙЫН
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: