Ольга Райнхольдт: «Фитнес стал очередным коммерческим трендом»
Ее день начинается со стакана воды и утренних асан. В доме Ольги Райнхольдт все так и «дышит» энергией и здоровьем. Бодрящий лимонад с горьким привкусом имбиря, литература о йоге и уютная маленькая спортивная студия. Недавно фитнес-тренер написала книгу, в которой рассказала о навязанной пропаганде спортивного маркетинга и о том, каким должно быть идеальное тело.
Ольга Райнхольдт,
специалист по формированию здорового образа жизни
«В детстве мне был поставлен диагноз - порок сердца. Лет через пять после того, как я начала заниматься, «порок» исчез»
В школьные годы я не была той девочкой, которая пользуется популярностью у мальчиков. Чувствовала себя полнее своих одноклассниц. Я бы не сказала, что сильно страдала лишним весом. Скорее, это недовольство «сидело» в голове. У меня так всегда: если что-то не устраивает, начинаю пытаться это изменить. Просто так сидеть и страдать я не умею. С четырнадцати лет стала тренироваться. Это была кассета с атлетической программой Синди Кроуффорд «Новые измерения. Как достичь совершенства». Я по ней занималась где-то год. Ходить на какие-то групповые занятия стеснялась, к тому же у меня было всегда освобождение от физкультуры.
В детстве был поставлен диагноз - порок сердца. Лет через пять после того, как я начала заниматься, мне его сняли. Это навело на мысль, что все болезни относительны.
Я начала заниматься рукопашным боем и там повредила колени. Тренировки стали под запретом. Заинтересовалась йогой. Пыталась обучаться по книжкам и видео. В двадцать четыре года нашла своего учителя и стала заниматься йогой Айенгара. На обучение ездила в Москву, побывала в Тайланде у учителей, которые были учениками Гуруджи Айенгара.
Фитнес стал очередным коммерческим трендом. Когда-то журналы мод пропагандировали фигуру девочки-твиги, потом появился хардкор-фитнес. Сейчас - мышечные рельефные женщины, каждая вторая бежит соревноваться. Это очень печально. Такие «примеры» отпугивают тех, кому на самом деле надо заниматься. Создается образ нездорового мускулистого тела.
Надо всегда понимать, для чего вы это делаете. Ради того, чтобы соответствовать навязанным стандартам? Через два-три года они изменятся, а здоровье уже не вернешь. Самое первое обещание в коммерческом фитнесе – минус столько-то килограммов и чем меньше для этого потребуется дней, тем лучше. Потерянные килограммы в течение короткого времени – это временная физиологическая реакция организма на стресс. Так человек реагирует на создание новых условий. Вторая стадия – возвращение утраченного и набор дополнительного.
Людям с артритом, артрозом суставов врачи не рекомендуют двигаться. Хотя им наоборот надо заниматься физкультурой. Формирование мышечной ткани – это самое главное, что помогает излечиться. В фитнесе первые четыре месяца мы не тренируемся, а учимся тренироваться.
«Было даже время, когда хотелось все бросить. Настолько чувствовала отторжение на всех этих «фитоняшей»…Я вижу этот маркетинг, и мне становится противно»
Меня спрашивают, почему я сама не преподаю йогу. Для того, чтобы стать тренером по йоге, нужно очень многому учиться. Я занималась у таких гуру, которые признаются, что только недавно почувствовали себя учителями. На самом деле понимаешь, насколько это глубокая сфера, насколько влияет она на человека и как много надо знать для того, чтобы вести свою полноценную практику. Не говоря о том, чтобы обучать этому других. Как есть некоторые специалисты, которые пройдут какие-нибудь курсы и уже становятся инструкторами йоги.
Было своеобразное паломничество. Я ездила в Шри-Ланка обучаться йоге. Большая ошибка - постигать духовность, «забив» при этом на тело. Наше тело – сосуд, и если он не крепкий и необожженный, то любая «жидкость» может его расколоть. Поэтому перед началом духовной практики необходимо укрепить физическое здоровье.
На русском языке в основном статьи о том, какая йога хорошая. В последнее время появляется много материалов на английском языке, что йога - не такая уж безопасная практика. Да, эти асаны естественны для тела. Но это тело, которое не покалечено сидячим образом жизни. И для нашего измененного тела, казалось бы, обычные асаны – небезопасны. Неслучайно в йоге Айенгара советуют неподготовленному человеку прибегать на занятиях к различным приспособлениям: кирпичам, ремням, одеялам. В наших спорт-клубах, к сожаленью, есть не все атрибуты. Самый простой пример – поза, скрестив ноги. Очень часто одно бедро при этом поднимается. От этого происходит защемление внутренних органов, перекрываются потоки лимфы, кровоснабжения. Создается лишнее напряжение. Конечно, от такой позы мало будет пользы, а только вред. Если человек встает неправильно в ту же позу собаки, у него везде начинаются пережимы. Такая асана приведет к увеличению артериального давления и даже может оторваться тромб. У учителей йоги девяносто процентов обучения – это анатомия. Досконально изучить организм человека, понять, как работает тело.
Мое недавнее открытие – понимание, что такое фитнес. У меня очень часто интересуются маркетологи, где мои фотографии с рельефным телом? Почему нет таких снимков. Было даже время, когда хотелось все бросить. Настолько я чувствовала отторжение на всех этих «фитоняшей», которые демонстрируют в «Инстаграм» свои тела. Хотя я знаю, что за этим стоит. Девочки калечат себя, готовясь к фитнес-соревнованиям. Сначала думала, может действительно подсушиться и сделать фотосессию. Ведь в рамках этой пропаганды и зомбирования чувствуешь себя немного неполноценным. А потом задала себе вопрос: «Зачем мне это надо?» Я вижу этот маркетинг в соцсетях и Инстаграмм, мне становится противно. Да, мода, она приходит и уходит. Зачем представлять из себя ту, кем я не являюсь. И, в общем-то, большой эстетической красоты я в этом тоже не вижу. В какой-то момент перестаешь быть тем подростком, который считает, что если стать стройной, весь мир будет у твоих ног.
В Актобе оздоровительный фитнес без так называемых «спецэффектов» – это не то, что можно легко продавать.
Мне всегда интересно, по каким критериям оценивают девушек на соревнованиях по бодибилдингу. Они же все одинаковые: с горой накаченных мышц. Знакомый говорил, что смотрят по харизме. Но какая может быть харизма, если ты голодаешь по полгода?
Кроссфит, по большому счету, тоже маркетинг. Травмоопасность в кроссфите очень большая. На тренировках у человека повышается резко сердцебиение. Наше сердце для этого не создано. Когда учащенное сердцебиение не несколько секунд, а длится минуты, это уже лишняя нагрузка. В кроссфите все делается быстро. Они берут те же самые классические упражнения, только делаются они за определенное время. Особенно тяжело это для новичков. Выполняются комплексные упражнения и задействовано огромное количество мышц, поэтому происходит переутомление центральной нервной системы. Возникает вопрос: зачем и к чему скорость? Чтобы заниматься кроссфитом, надо иметь крепкие мышцы, выносливость и не страдать лишним весом.
«Я не цепляюсь за условность. Если ты чего-то хочешь, только от тебя зависит, получишь ты это или нет»
С супругом я познакомилась в соцсети. Переписка у нас была короткой. Я написала ему, чтобы просто пообщаться. Здесь не было никаких претензий на романтику. Узнала, что к нам приехал иностранец-учитель искусств, мне это было очень интересно. Притяжение произошло во время встречи.
Совершенно не исключено, что в ближайшее время мы с супругом переедем. Все зависит от того, куда «позовет» его работа. Дома с мужем общаюсь на английском. Для меня это комфортно. Я и до этого постоянно говорила на иностранном. Когда говорят о несоответствии национальностей, другом менталитете, я в это не верю. Человек все равно остается человеком. Восприятие друг друга происходит вне нации. Просто надо принимать все мелочи, которые важны вашему близкому человеку. Даже не принимать, а относиться к ним уважительно. Делать так не для кого-то, а прежде всего для себя. Тогда это не будет казаться тебе чужим, а станет своим.
Мы не зацикливаемся на питании. У нас единственное правило – продукты натуральные и поменьше сахара. Муж не особо увлекается фитнесом. Хотя я ему говорю: «Работаешь – сидишь за компьютером, потом смотришь фильм – снова за компьютером». Но он очень поздно приходит домой, уставший, на физкультуру уже не остается сил.
Если мне попадаются под горячую руку, то моя реакция может быть достаточно агрессивной. Не сказала бы, что я ангелочек. У меня есть какие-то свои позиции, и я их отстаиваю.
Мой день начинается со стакана воды и практики йоги. Как минимум побыть пару минут с собой. Завтрак я сочетаю с чтением какой-нибудь книги или слушаю аудио-лекции, чтобы настроиться на новый день.
Во время беременности понимаешь, что тело – не красота. У него огромные способности, все остальное вторично. И это так прекрасно, когда в этот период тело с тобой «разговаривает». Твой ребенок может капризничать, мешать спать, он создает все условия, при которых любого другого человека мы бы возненавидели. Но мы продолжаем всю себя отдавать самому любимому созданию. Это настолько благодарная работа. Видишь, как твой ребеночек растет, развивается, и нет ничего ценнее.
Я не цепляюсь за условности. Если ты чего-то хочешь, только от тебя зависит, получишь ты это или нет. Хочешь поговорить с человеком, подойди и поговори. Зачем полагаться на то, подойдет он или нет? Если тебе самому это надо, дай себе это право.
Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: