Решается судьба проекта расширения русел рек
Власти намерены искать золотую середину.
Проектировщик проиграл три суда
В пятницу аким города Актобе Асхат Шахаров вместе с представителями общественности, автором проекта расширения рек, а также руководством «Казводхоза» обсудили судьбу приостановленного в прошлом году проекта расширения рек. Напомним, что его стоимость составляет 6,7 миллиарда тенге. Общественные слушания превратились в горячий спор. Глава города то и дело перебивал выступающих, которые выходили на трибуну, и напоминал людям о регламенте. А у горожан наболело. Одной из общественниц пришлось даже сказать: «Вы меня не скинете с трибуны, пока я всё не скажу!». Общественники и председатели садоводческих коллективов требовали отказаться от продолжения проекта, а его автор доказывал необходимость как вырубки деревьев, так и создания широких берегов.
- В июне 2019 года мы выехали на место и приступили к работе, - выступал автор проекта расширения рек Еркын Тажгалиев. - Мы запросили акт комиссии о причинах паводка, он стал основанием для нашего проектирования. Весь характер паводка 2017 года носит природный характер.
Группа проанализировала состояние всех мостов и водоохранной полосы.
- Оценку, почему все водоохранные полосы застроены, не мне давать, как частному лицу, - продолжал Еркын Тажгалиев. - Все мы понимаем, что в 90-ых годах были ошибочно выделены земли под застройку. В советское время на берегах этих рек располагались садоводческие общества, и затопление допускалось. По нормам, на дачах во время паводка не должно было быть жителей. Но при нынешней ситуации вся прибрежная зона застроена. И часть зданий имеет статус ИЖС, как капитальное строительство. Там стоят 1-2-этажные особняки. Мало того, на Каргале имеются банные комплексы, и куда они девают свои стоки: в реку или откачивают – это вопрос санитарных служб и Тобыл-Торгайской бассейновой инспекции. От нас потребовали защитить город от техногенной аварии.
Все инженерные коммуникации, по сведениям Еркына Тажгалиева, проложены вблизи рек без соблюдения требований, в том числе напорный коллектор. В случае порыва коллектора канализация может хлынуть в реку:
- Сейчас не советское время, население использует очень агрессивную бытовую химию, например, «Ферри». Это тяжёлые примеси для экологии.
Еркын Тажгалиев считает также, что без вырубки деревьев и расширения рек не обойтись, так как имеющиеся мосты не выдержат дноуглубления и сложатся. Использование земснарядов для очистки местных рек, якобы, тоже невозможно.
Директор РГП на ПВХ «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Булат Арыстанбаев:
- Мы можем спустить воду с водохранилищ, но русло реки её не пропустит. Я понимаю, что там зелёная зона. Я сам люблю лес и понимаю цену деревьям. Но у нас много мест, где можно посадить деревья и провести озеленение. Хочу сказать, что всё равно река своё возьмёт, расчистит своё русло. А стихия обычно приходит ночью, когда её не ждёшь.
- Уже сейчас по берегам реки Бутак пошла молодая поросль тополя. Это такая дикая культура: ветку достаточно воткнуть, она прорастёт, - пытался убедить население Еркын Тажгалиев.
Это высказывание возмутило дачников. Они напомнили властям, сколько миллионов они ежегодно закапывают в землю, занимаясь псевдоозеленением города без налаженной системы полива.
- Яблоню, чтобы она дала урожай, нужно выращивать семь лет, - напомнила власть имущим садовод Инна Кубинская.
Общественник Евгений Лазарчук предложил не возвращаться к вырубке деревьев и использовать на реках только щадящую технику:
- Предугадать ЧС невозможно, поэтому я предлагаю не уничтожать больше деревьев, не пускать на реки тяжёлую технику, а очистить реки от горельника и пластика щадящими способами. Это существенно увеличит пропускную способность рек и будет гораздо дешевле. Сэкономленные средства можно пустить на другие важные цели.
Председатель СК «25 лет Целины» Нурбек Молдакулов:
- Важен вопрос водного баланса. Без воды ничего не будет. Все мы это понимаем и осознаём. Это касается не только наших дачников, которым сейчас катастрофически не хватает воды, но и ресурсов, которые находятся под землёй. Мы сомневаемся, что этот проект не влияет на восполнение подземных запасов. На сегодня наш город уже испытывает проблемы с водообеспечением. Как этот проект повлияет на восполнение водных запасов, это тоже большой вопрос, на который пока чёткого ответа нет. Говорят, что он не влияет, но при этом никаких обоснований не представляют. Мы считаем, что наши реки чистить необходимо, но щадящим способом.
Водохранилища могут затопить город
По сведениям автора проекта, выше города по течению находится два больших водохранилища. Это Каргалинское водохранилище объёмом 262 млн кубометров воды и высотой плотины 10 метров. А также Актюбинское водохранилище объёмом чаши 220 млн кубометров и высотой плотины порядка 22-23 метров.
- Все мы знаем, что случилось 1 мая на юге Казахстана, из-за прорыва дамбы водохранилища в Узбекистане пострадали жители Казахстана, - продолжает Еркын Тажгалиев. - Суммарный объём водохранилищ Актобе составляет 500 млн кубов. Объём Сардобинского водохранилища, которое прорвало, составлял 90 миллионов кубометров. Самоизлив там произошёл только половины чаши накопления - около 45 млн кубометров воды. Там равнинный рельеф, поэтому под водой оказалась большая площадь. В Актобе в случае прорыва водохранилищ произойдут масштабные последствия. Мы должны создать защиту города от паводковой ситуации, то есть за счёт расширения рек сделать транзитный. Чтобы без аварийных ситуаций пропустить воду через город. Каргалинское водохранилище 1975 года постройки. Актюбинское водохранилище - 1988 года. Водохранилищам уже по 40-50 лет. Все мы ходим под Всевышним, в случае аварии какие будут масштабы?
Как рассказал автор проекта, от него потребовали также предусмотреть сход воды на случай террористического акта - взрыва и прорыва плотины.
Тажгалиев признался, что не в каждом городе Казахстана столь активная общественность, как в Актобе. Он привёл примеры городов, где укротили реки, одев их в бетон, выкосили вокруг них всю прибрежную зелёную зону.
- В 2019 году я проиграл три судебных решения, но голову не склоняю, не опускаю, потому что ошибок в проекте нет, - считает Еркын Тажгалиев. - 15 месяцев я пытался объяснить суть проекта, если есть ошибки, скажите мне. Пока я о них не услышал.
- Вопрос стоит в том, кто возьмёт ответственность в случае техногенной аварии? Мы слова общественников в случае аварии к делу не пришьём. Отвечать в случае аварии будет заказчик. Русло рек не готово принять эту воду. Понятно, что земли под ИЖС у нас выдавали неправильно, но это уже вопрос прошлого, - выступал глава города Асхат Шахаров. –
- Нельзя использовать такие фразы! – перебила акима общественница Светлана Маркевич. - Что значит: нельзя копаться в прошлом? Есть законы! Если люди их нарушили, они должны за это ответить!
«Не оставляйте город без воды!»
Общественнице Светлане Маркевич дали слово на слушаниях. Она рассказала, как выполняли очистку русел рек подрядчики и возмущалась слабым контролем этих работ:
- Ни один подрядчик не сделал очистку русел рек от бытового мусора! Весь этот мусор просто подняли и вкатали в берега. Деревья вырубали, утрамбовывали вместе с бытовым мусором и пластиковыми бутылками! Так каким образом там может появиться дренажный слой из песка и щебня? Каким образом теперь родники пройдут в реку? Да никогда в жизни они туда не поступят. И это сразу отразилось на состоянии рек, и все мы этому свидетели.
А плотина? Все говорят, что сегодня-завтра она может рвануть. А не заняться ли её реконструкцией сейчас, когда водохранилища практически пустые? Есть какие-то трещины, весь город уже об этом знает. Шило в мешке не утаишь. Так направьте средства туда, займитесь ремонтом плотин! Вы народные деньги тратите на что-то непонятное, пытаетесь навязать нам какой-то ненужный проект. Все горожане против него. Мы же неглупые люди и понимаем, что есть взаимосвязь с тем, что испортили реки и исчезла вода. Не надо ссылаться на непогоду и на природу.
Вы говорите, что 2017 год – это уже история? Не так далеко она ушла. Преступников времён Великой Отечественной войны до сих пор призывают к ответу. Вы думаете, мы не сможем призвать к ответу тех, кто стал виновником разлива 2017 года? Сейчас есть люди, которые серьёзно занимаются расследованием этого дела. Причём имеются свидетели, которые утверждают, что за день до того, как произошёл разлив-2017, ниже по течению создали плотину гигантского размера. Для чего? Не для того ли, чтобы создать заслон, и этот разлив образовался таким масштабным? И не надо говорить, что это было природное явление. Я живу тут 50 лет, и никогда таких паводков не было. Да, были подтопления, и люди нормально к этому относились, потому что у людей были временные строения. И это тоже история.
Общественность возмущалась, почему в поймах рек продолжается выдача земли под ИЖС.
- Когда прекратят выдачу разрешений? – спрашивала акима города Светлана Маркевич. - Человек строит себе коттедж из нескольких этажей с кремлёвскими стенами 5-метровой высоты. А потом говорит, что ему мешает река. Звучало даже, что река не нужна, потому что там тонут дети. Это разве аргумент? Вся Европа стоит на реках. Давайте иссушим всю Европу и все моря, чтобы никто не утонул! Почему вы не даёте земельные участки в Юго-Западном направлении? Пусть бы люди там строились. У нас необъятные степи.
Вам, хозяевам города, в 21 веке должно быть стыдно за то, что у нас есть такие районы, как Махамбетовка и Вохра. Вот там на самом деле живёт очень социально уязвимая часть населения, очень бедные люди. Так вот, этих 7 миллиардов тенге, заложенных в проект по очистке русел рек, хватило бы, чтобы построить муниципальное жилье и переселить их туда. А не располосовывать реки, лишая город чистой экологической зоны.
В Актобе нет ледников, которые мы могли бы растопить и взять воду. У нас нет моря, которое мы могли бы опреснить и получить воду. Посмотрите на арабские страны! У них солёное море, его опресняют и к каждой травинке делают капельное орошение. У нас же гектарами рубят лес, потом приводят народу статистику о 37 тополях и одной ольхе. О чём вы говорите!
Проектировщик нас пугает, что придёт 12-метровая волна, и нас всех смоет. А вы лучше подумайте о том, что будете говорить жителям через 2-3 года, когда они реально останутся без воды? И вот тогда все ваши ссылки на природу будут не актуальны. Народ тогда выйдет с тяпками и лопатами и будет требовать воду. И куда вы будете чуть ли не миллионный город выселять? Готовы вы к этому? И мы тогда уже не позволим никому из вас сказать: «Это уже история!». Мы вас всех призовём к ответу, не переживайте!
«Откажитесь от водохранилищ»
Общественник Александр Мандрыкин предложил властям города, если они не могут наладить спуск воды при среднестатистическом наполнении водохранилищ и регулируемых шлюзах, вообще отказаться от водохранилищ:
- Если не хватает сообразительности пропустить через реку среднемноголетний поток, тогда не нужно мудрить. Просто откройте шлюзы и ничего не делайте. Пусть река течёт в свободном потоке. Это самое простое природное решение. Если вы не в состоянии регулировать воду, займитесь отселением людей с берегов и пустите речку в свободный полёт.
Общественник выступал достаточно эмоционально, требовал показать человека, который давал проектировщикам столь губительное для природы техническое задание. Александру Мандрыкину сделали замечание.
- Этикет нужно было соблюдать тогда, когда паводок прошляпили, - ответил А. Мандрыкин. - А сейчас нужно вопить и орать, потому что в городе уже нет воды. Кто даёт разрешение к подсоединению к водозаборам нового микрорайона Батыс-3? Чем вы будете поить город?
Проектировщик Еркын Тажгалиев высказался, что не аккумулировать воду в водохранилищах нельзя. Так как в Актюбинской области полноводные годы бывают только раз в 5-7 лет. Всё остальное время стоит засуха:
- Если не собирать воду в водохранилища, перед городом быстрее встанет проблема дефицита воды, - отметил Тажгалиев.
Он настаивал, что дефицит воды в реках никак не связан с реализацией проекта расширения русел рек, потому что они не укладывали бетонные блоки по берегам:
- Небесная канцелярия решает, когда быть полноводному году.
«Подрядчики провели безобразную работу»
83-летний горный инженер Пётр Котик высказался:
- Я считаю, что отдел ЖКХ пригласил неквалифицированные структурные подразделения на расчистку русел рек город Актобе. В их составе не было гидрологов. Подрядчики провели безобразную работу!
В 2017 году была ложно созданная чрезвычайная ситуация природного характера. Она произошла из-за бесконтрольности «Казводхоза». Я поднял отчёты и сравнил полноводные годы. Так, в 1998 году в Каргалинском водохранилище были запасы воды в размере 225 млн кубометров воды, в 2014 пришло 226 млн талых вод. В 2017 году в Каргалинском водохранилище пришло всего лишь 210 миллионов кубометров талых вод. Но почему-то ни в 1998, ни в 2014 годах затоплений в Актобе не происходило, хотя объём поступления воды в водохранилища был больше.
Тамара ТРОЙКИНА
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: