Сотни семей остались без работы из-за закрытия завода в Кандыагаше
Руководство предприятия с апреля воюет в судах, забрасывает письмами прокуратуру и департамент госдоходов, но положение только ухудшается.
«Подарок» к 20-летию завода
В сентябре газета «Актобе Таймс» уже поднимала проблемы спиртзавода ТОО «Кентавр» в городе Кандыагаш. Тогда ещё была надежда, что суды пересмотрят дело, и завод не остановится. Однако 14 сентября суд лишил предприятие лицензии на производство спирта, завод остановился, а теперь встал вопрос возбуждения уголовного дела на его руководство.
Письма администрации завода в департамент госдоходов Актюбинской области, прокуратуру и другие инстанции ничего не дали. Похоже, что чиновники не хотят замечать предприятие в глубинке, где действующих заводов меньше, чем пальцев на руке.
Страдают в первую очередь простые люди. Им даже не дали высказаться перед журналистами. Когда просочилась информация, что в Кандыагаш едет пресса, рядом с проходной завода установили патрульную полицейскую машину. А людям, которые хотели излить душу журналистам, запретили подходить к предприятию.
Голодными оставляют почти 260 семей
И всё же прессе удалось получить письмо работников ТОО «Кентавр». Они бьют во все колокола, обращаясь к руководству области, района, в партию «Нур Отан» и другие инстанции:
«…Мы проработали более 20 лет на этом предприятии, многим из нас уже больше 50 лет. В этом возрасте нет возможности куда-то устроиться. Есть среди нас матери-одиночки с детьми, которым меньше 14 лет. Уехать куда-то на заработки, оставив детей без присмотра, нет возможности. У всех семьи, дети, внуки, кредиты, заложены дома и нет возможности погашения кредитов. Это влечет за собой потерю жилья. Мы хотим понять, где же право на труд, на достойную жизнь? Где же выполнение послания президента Казахстана по росту благосостояния граждан и улучшение качества жизни? Как при продолжительности жизни в 72,5 года нам дожить до этого рубежа без работы и, возможно, без крыши над головой?...
Мы, работники предприятия, просим объяснить, в чём причина бездействия властей и равнодушия к судьбам людей? Если всё-таки это не так, просим обеспечить всех уволенных рабочими местами с достойной заработной платой. Расчёт центра занятости по сокращению не решит наших проблем, у всех семьи, кредиты, дети, внуки! За все надо платить, а мы лишены такой возможности…».
Ситуация на предприятии, действительно, непростая.
- У нас работало 307 человек, 219 из них пришлось сократить с выплатой месячного оклада, - рассказывает директор ТОО «Кентавр» Марат Абдрахманов. - Четвёртого декабря мы планируем сократить ещё 39 человек, уведомления у них уже на руках.
Бюджет теряет миллионы
На заводе большей частью трудились женщины - мыли чаны и работали в лаборатории. По грубым подсчётам, ТОО «Кентавр» обеспечивало занятость каждой десятой жительницы райцентра. Получали сотрудники от 50 до 80 тысяч тенге в месяц. Для райцентра это хорошие деньги. Устраивал женщин и график: два дня работы, два дня отдыха. В выходные хозяйки могли заниматься домашними хлопотами, ведь в семьях в Кандыагаше, как правило, по четверо-пятеро детей.
Кроме женской занятости, предприятие в глубинке давало региону налоги, и немалые. Так, по данным администрации ТОО «Кентавр», за 2017 год товарищество уплатило в бюджет свыше 180 миллионов тенге налогов. Выпустило более 343 тысяч декалитров этилового спирта, реализовало на внутреннем рынке около 303 тысяч декалитров. Из-за остановки спиртовиков бюджет с сентября недополучает миллионы тенге акцизов и других налогов.
Верните рабочие места!
В четверг группа отчаявшихся рабочих ТОО «Кентавр» обратилась с письмом сначала к руководству завода, а после к акиму Мугалжарского района Ерболу Данагулову.
Власти района реагируют на ситуацию с завидным спокойствием:
- Ситуация с занятостью в районе стабильная, - считает начальник отдела внутренней политики Мугалжарского района Гульназ Тулебаева. - Из 219 человек, которые получили уведомления, в центре занятости зарегистрировали 127. Один человек уехал в Корею на заработки, девять имеют собственные индивидуальные предприятия. Сейчас пособия по утере работы получают 93 человека.
- В худшем случае, если завод остановят, мы готовы трудоустроить 127 человек, которые встали на учет в центре занятости, - добавил заместитель акима Мугалжарского района Бекболат Кулмагамбетов. - Если придут остальные, мы тоже возьмём. В апреле у нас начинаются большие дорожные работы при строительстве дороги Актобе – Астрахань. На стройках откроют столовые, женщины смогут там работать. Зарплаты ниже 42 500 тенге в месяц не будет. На полставки сейчас по законодательству работа не предусмотрена.
Понятно, что сотни поваров на строительстве автодороги не требуются, и женский труд в глубинке мало востребован. Убирать целыми днями снег с улиц Кандыагаша большинство женщин физически не смогут. В итоге, с сентября найти работу удалось единицам.
- 5-6 человек из сокращённых с педагогическим образованием устроились в садики, открывшиеся по государственно-частному партнёрству, - рассказывает главный технолог ТОО «Кентавр» Сауле Бекмуратова. – Несколько человек нашли рабочие места в салонах красоты и магазинах. Как быть остальным?
Власти района особо не печалятся и по поводу падения налоговых платежей:
- Перебоев поступлений в бюджет в связи с остановкой предприятия у нас нет, мы уже исполнили доходную часть нынешнего года на 100%, - подсчитал Бекболат Кулмагамбетов.
Завод стоит на грани банкротства
Как получилось, что процветающее предприятие оказалось на грани банкротства? Газета «Актобе Таймс» уже сообщала о проблемах спиртовиков из-за расхождений по объемам производства этилового спирта и водки у Комитета государственных доходов. Расхождения между данными контрольных приборов учета и акцизного поста у ТОО «Кентавр» возникли из-за сбоев у АО «Казахтелеком» в апреле нынешнего года.
- Судебная коллегия Верховного суда чётко установила причину возникновения расхождений - сбой связи при передаче данных по техническим причинам, - говорит юрист Лилия Кузьмина. – Несогласованность действий между ведомствами и организациями, участвующими в производстве и учёте этилового спирта, недоработка программного обеспечения и отсутствие чётких инструкций привели к незаконному, по нашему мнению, привлечению к административной ответственности ТОО «Кентавр».
Штрафом в 1,5 миллиона тенге и лишением лицензии дело спиртовиков не закончилось. На складе завода осталась продукция предприятия, которую они после лишения лицензии хранить не имеют права. Налоговики опечатали её, а после сами же «нашли».
- Мы делали запрос в областной департамент госдоходов о решении вопроса со спиртом, - рассказывает директор предприятия Марат Абдрахманов. - Это было 25 сентября, но ответа нет до сих пор! Мало того, 12 ноября в отношении нас местные налоговики открывают тематическую проверку и обнаруживают, что у нас хранится спирт, который они же и опломбировали. Мы подписываем акт, они указывают, что у нас находится спирт без лицензии, и там же пишут, что сами его опломбировали 14 сентября. Теперь за хранение спирта без лицензии администрации предприятия грозит уголовное дело.
Чем закончится спиртовое противостояние в райцентре – пока не известно. Понятно одно: пока неповоротливая государственная машина решит вопрос с остатками спирта на заводе, и «Кентавр» получит новую лицензию, сотни семей будут сидеть без денег.
Актобе – Кандыагаш – Актобе
Фото автора
Татьяна ТОКАРЬ
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: