Соцпомощь в Актобе: инвалид, потеряв работу, выживает благодаря соседям
У актюбинца после инсульта практически отказали рука и нога. На работу теперь его не берут, а инвалидность он оформить не может. Как и на что дальше жить, мужчина не знает.
Мы приехали к дяде Леше, (так он представился нам по телефону) в общежитие Авиа-городка. Поднимаясь к нему на 4 этаж, я с ужасом вдыхала местное зловоние, осматривала обшарпанные стены и думала: как же здесь могут жить люди? Воспитывать детей, смеяться, радоваться? Как тут может существовать больной человек, которому нужен покой, а за стенкой соседям приспичило погулять до глубокой ночи с пьяными выходками, мордобоем и всеми вытекающими последствиями? Как обходятся люди в 21 веке, когда что ни день то новое изобретение, без элементарных условий в комнате? Когда туалет общий, а мыться взрослому человеку надо в тазике?
- Я нес ведро с горячей водой, чтобы помыться в комнате, и не удержал его, - рассказывает о своем нынешнем быте дядя Леша. - Ведро упало, кипятком ногу себе обварил. Я вообще сейчас мало что могу сам делать. Разве что чайник поставить и бич-пакет заварить. Ну еще папироску скрутить. Привык курить за столько лет, а денег на сигареты нет. Курю махорку. А что остаётся делать, жизнь заставит…
Вообще-то по паспорту дядя Леша – Алексей Бирюков.
- Один как бирюк, полностью оправдываю свою фамилию, - горько усмехается мужчина.
Чтобы не было так тоскливо и одиноко, он завел себе кошку. Пока мы разговаривали, она ни на секунду не покидала своего хозяина, свернувшись подле него клубочком, и только изредка, когда дядя Леша особенно нервничал, рассказывая о своей жизни, внимательно смотрела на него желтыми кошачьими глазами. А он ее слегка поглаживал и продолжал говорить.
Говорил, как упал в обморок почти пять лет назад. А когда очнулся, не мог пошевелить левой рукой и ногой. Речь не складывалась, от страха заорал. Прибывшие медики скорой помощи тут же мужчину госпитализировали.
Диагноз – инсульт
Он поделил жизнь дяди Леши на до и после. В прошлом остались любимая работа и свой собственный дом.
- Я работал радиотелемастером, - рассказывает мужчина. – Наверное, с 90-х годов. Чинил телевизоры, приемники, DVD-плейеры, видеомагнитофоны. Зарабатывал нормально. Взял кредит. Платил его, как положено. Потом, после инсульта, работать не смог. Долг стал расти, коллекторы угрожали. Пришлось продать дом, чтобы оплатить долги. На оставшиеся деньги купил комнату в общежитии. У меня выхода не было. Дом был арестован банком, никто не хотел его покупать.
Один дядя Леша и по сей день
Все, что он может сделать левой рукой – это немного ее поднять. Держать что-то в ней не получается. Левую ногу он подволакивает при ходьбе. Говорит, на дальние расстояния ходить тяжело, но приходится.
- На работу не могу устроиться, - сетует мужчина. – Везде, куда ни прихожу, говорят – такой работник нам не нужен. Устроился как-то на стоянку, но проработал немного, и случился у меня приступ эпилепсии. Теперь вот дома сижу, пью лекарства, которые выдают в поликлинике. Сам я их не могу купить. Вот «Депакин», к примеру, стоит 8 тысяч тенге. На что я его куплю?
Казалось бы, при явной нетрудоспособности 54-летний мужчина должен был получить инвалидность. Однако, по его же словам, инвалидность ему не дают.
- Я собрал все документы, однако комиссия мне отказала в инвалидности. А на что мне жить? Сейчас заново готовлю документы. В поликлинике сказали, подойти в следующую среду за ними. Потом опять пойду на комиссию. Говорят, эти выплаты по инвалидности – они на лекарства. Но ведь чтобы до лекарств дойти, надо чем-то питаться.
Макароны, куриный кубик, иногда окорочка
Таков сейчас основной рацион мужчины после инсульта. Продукты он покупает, когда раздобудет денег. Их он берет у сердобольных друзей и родных. Однако навязываться никому не хочет. Говорит, у каждого из них свои проблемы.
Готовить себе дядя Леша тоже не может. Просит соседку. Она же помогает ему прибраться, помыть посуду и т.д. Впрочем, уборки особой не требуется. Обстановка в крошечной комнате общежития спартанская – стол, диван, телевизор, шкаф, раковина.
За помощью обращаться дядя Леша долго не решался. Стеснялся: мол, скажут, здоровый мужик, детям ведь больным помощь нужнее. Но нужда заставила все-таки пойти на этот шаг. Волонтеры откликнулись незамедлительно. Привезли продукты, помогли оплатить счета за свет, который уже отключили к тому времени за неуплату. Теперь неумолимо растет долг за тепло. Порядка 16 тысяч тенге должен уже дядя Леша с прошлого отопительного сезона. Сейчас он переживает, что останется в холоде, если за неуплату отрежут батареи.
- Сдохнуть хочу, - машет рукой мужчина. – Иногда думаю – наглотаться таблеток этих и сдохнуть. А как жить? Выхода я уже не вижу.
Когда у дяди Леши начинает судорогой сводить ногу, он ходит по лестнице с четвертого этажа на первый и обратно. Потом на смену судорогам приходят боли, до зубовного скрежета. В один из таких приступов мужчина, сжав челюсть, сломал зуб.
Хочется надеяться, что в этот раз дяде Леше все же оформят инвалидность. И он, получая хоть какие-то деньги, вновь захочет вставать по утрам, захочет жить. Сегодня этот мужчина очень нуждается в помощи, поддержке, добром слове. На мой вопрос, что ему необходимо в первую очередь, ответил: теплые штаны на резинке, а то джинсы неудобно с больной ногой надевать.
Если вы желаете помочь дяде Леше, позвоните ему по телефону 8 707 540 6681.
Ольга ЕРЕМЕЕВА,
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: