Александр Лукин: «Просто я люблю ребят, которые качаются»
Серебряный призер Кубка Казахстана, Чемпионата Средней Азии и абсолютный чемпион западного Казахстана по бодибилдингу дал откровенное интервью «АТ».
Иван КУВАКИН
фото автора
Двадцать восьмого мая в нашей газете вышел материал под названием «Актюбинские бодибилдеры остались на улице перед чемпионатом Азии». На него сразу же отреагировала областная Федерация бодибилдинга и фитнеса в лице ее основателя и действующего руководителя. Александр Лукин обратился к корреспонденту «АТ» и попросил разъяснить читателям, что произошло в Алматы на Чемпионате Азии по бодибилдингу и каким образом работает его организация.
- Я открыл федерацию в 2007 году. Мне в этом никто не помогал, - рассказал президент Федерации бодибилдинга и фитнеса Актюбинской области Александр Лукин. – Прежде всего, когда я влился в эту систему, я стал просить многих о помощи. Позже обратился в акимат, и мы начали сотрудничать. Сам много лет профессионально занимаюсь бодибилдингом. Так вот, федерацию содержать очень тяжело. Мало кто помогает. Акимат поддерживает, но это большая редкость. И помощь нелегко получить: приходится много бегать, просить, нервничать.
- Федерация работает на добровольных началах?
- Я ее содержу на своем энтузиазме. Мне никто за это зарплаты не платит. Ни один бодибилдер не захочет содержать федерацию, если за это не платят деньги! Каждого нужно ходить и умолять провести соревнования, за это потом обещаю бесплатно потренировать. Расходы на Чемпионат области – 200 000 тенге за аренду зала, 200 000 тенге за свет и столько же диджею. Где взять столько? Хорошо, что жена меня постоянно поддерживает. У меня сил уже нет, иногда так устаю, а она подбадривает. Просто я люблю ребят, которые качаются, сам фанат этого вида спорта.
- Даже областные соревнования проводятся за счет спонсоров?
- Конечно. Например, я обращался к руководству филармонии, потом драмтеатра. Цена за аренду зала – 100 000 тенге. Попросил помочь провести соревнования без аренды. Мне сказали, что нельзя. А откуда у меня такие деньги? Никто же не знает этой системы.
В акимате иногда помогают с выездами, еще с медалями и грамотами для областных соревнований. Остальное все я добываю своим трудом бесплатно. Все удивляются, но до открытия федерации, последний турнир по бодибилдингу прошел в 2002 году, когда был жив Митрофанов. С тех пор не было федерации по бодибилдингу и фитнесу в течение 5 лет. Пока я не взял ее в оборот благодаря своему фанатизму.
Я поехал за свой счет в Актау знакомиться с представителями республиканской федерации. Там проходил гран-при по бодибилдингу. Они были в шоке, особенно главный судья, когда я представился. От того, что приехал один за свои средства, жил и питался там.
- Кто именно оказывает вам поддержку?
- Областное управление физической культуры и спорта. Но это с трудом. Сейчас идет переоформление документов нашей федерации в областном акимате: переаттестация, новые соглашения. Потому что сменился руководитель. Я сдал документы, их подписали. Оказывается, нужно еще сдавать. У нас приблизился Чемпионат Азии, все ребята сидели на диетах.
Ну как я скажу ребятам, что не надо готовиться и выступать? Они готовятся за 2-3 месяца. А документы быстро не сделают. А еще надо получать карточку, чтобы из акимата перевели деньги на поездку. В этой роли я не успевал все оформить. Мы не должны были пропустить Чемпионат Азии, иначе бы дальше не прошли – на Чемпионат мира и другие турниры.
- Участник Чемпионата Азии Сергей Кононов отметил, что о выезде за свой счет не знал ни он, ни его знакомые…
- Все знали. Каждое воскресенье они приходили на позирование. И я им сказал, что мы поедем за свой счет, потому что я не оформил до конца документы. Не знаю, кто это слышал, а кто – нет. Он не знал, потому что не хотел. Я за каждым бегать не собираюсь. Если надо человеку, то можно позвонить мне и спросить, едем мы за свой счет или нет. Я не могу каждого обзванивать, у меня много работы и народу.
Сергей первый раз поехал в Алматы и не понял ситуации. У меня есть много свидетелей, моих атлетов, которые скажут, как мы ездим на соревнования. В этот раз произошла промашка, потому что я не хотел отступать назад. Все мужики готовились, сидели на диетах, и согласились ехать за свой счет. Я и сам готовился, мне было не до него. Когда сидишь на диете, то не охота ни с кем разговаривать, никому звонить, ты ходишь замкнутым. И он вам пожаловался, что его выгнали. Никто никого не выгонял, просто не было средств.
Пришли бы и сказали, что сейчас оплатят проживание, а по приезду я им отдам. Нет, все обиделись. Во-вторых, у меня есть друг Мадияр, который работает в прокуратуре. Я с ним до этого созванивался, и он должен был помочь с оплатой квартир. Но к нему приехали гости, и он не выходил на связь. Пришлось мне оплачивать. Я бы просто так не поехал в Алматы…
- Значит, у вас был план действий?
- Да, благодаря моему другу нас встретили и отвезли на квартиры. Но что я сделаю, если к нему прибыли гости. Он не смог помочь с оплатой проживания.
Когда мы ездим на соревнования, нам выделяют деньги на плацкартный билет. Мы берем купейный. Я могу раздавать каждому выделенные деньги. Но они мне приносят удостоверения личности, чтобы сразу всем купить билеты. И согласны ехать в купе.
Живем в гостинице подороже, чем та, на которую выделили деньги. За гостиницу в Алматы сначала указывают одну цену, а по приезду – другую. Выходит еще дороже. После соревнований мы собираемся и кушаем не лапшу быстрого приготовления, а шашлык, пьем соки. Хотя это нельзя. Мы скидываемся своими деньгами. В акимате выделяют средства на плацкарт и суточные – около 5000 тенге. Строго подсчитано проживание и питание. Каждая копейка на счету.
А спортсмены хотят хорошо отдохнуть и покушать после выступления. И я не спрятал в карман деньги, которые даже не выделяли, а накормил ребят на 20000 тенге, за свой счет. Если жена узнает, что я кормлю бодибилдеров... Скажет, что сдурел уже. А на меня нажаловались. Надо было разбираться с этим делом. Сколько соревнований было, всегда ребята доверяли мне.
- Вы сами вкладываетесь в спортсменов?
- Однажды я повез Диму Еськова на силовой экстрим в Алматы. Ты не поверишь, я оплатил ему поезд со своего кармана. Он отказывался ехать из-за отсутствия денег. Взять Мустафу, чемпиона Казахстана по бодибилдингу. У него мама болела, и он объяснил, что нет финансовой возможности поехать на соревнования. Я сказал тогда, что он все равно поедет. Мне пришлось занять деньги у клиента и купить Мустафе билет. Вот он может прийти и сказать, какой я человек, чем дышу в федерации. До сих пор долг не вернул клиенту, которого тренирую.
- Правда, что один из участников спал на вокзале перед турниром?
- Да кто там, на вокзале спал… Прям уж. У него родственники там есть. Это случилось так: пришла хозяйка и попросила 64 000 тенге за две квартиры. У меня столько денег не было, к тому же были только личные, мы с женой взяли – примерно 30 000 тенге. Мне некуда было деваться, просто не мог оплатить проживание. Я позвонил Сергею, его жене и сообщил, что если они не могут оплатить, то пусть извинят, но освободят квартиру.
Я их не выгонял, но мне неоткуда было взять деньги. Заплатил бы за него, если бы было чем! Получилось снять только одну квартиру за 38000 тенге на трое суток. И то, я извинился перед ребятами за сложившуюся ситуацию, и мы вместе собрали эту сумму. Мне дали, кто 7000 тенге, кто 5000 тенге, кто 8000 тенге. Остальные деньги я добавил.
- Вышло недопонимание?
- Да. Надо же вот так прийти, и, не разобравшись с этой ситуацией, наклеветать на меня. Теперь некоторые думают, что я спрятал деньги. Я зашел в тренерскую, мне аж до слез обидно стало за эту статью. Сказал своим коллегам, что вообще откажусь от этой федерации. Они попросили не бросать ее, потому что хотят дальше заниматься и выступать. Никто не будет за просто так работать. Мне и семью приходится обделять, детей своих, выделять от зарплаты деньги на протеины и прочее.
Надо было подойти и пообщаться, что раз мы приехали за свой счет и не поняли друг друга, то давай подумаем над решением этой ситуации. Мы бы договорились с хозяйкой квартир. Я первый и в последний раз еду куда-то за свой счет. Чтобы потом на меня такое писали, зачем оно мне надо…
- На участие в Чемпионате Азии вообще не выделяли денег?
- Мы поехали за свой счет. И я брал билеты на самолет. Никогда не забирал ни у кого никакие деньги. Мы всегда скидывались и брали все, что надо. В том году мы посидели аж на 90 000 тенге. Хотя нам их никто не выделял. Мужики сами подходят и предлагают сбрасываться деньгами. За гостиницу 100 000 тенге отдай, за билеты в купе – 70 000 тенге, это если семь человек едут. Да, еще некоторым я должен по мелочи за прошлогодний выезд. Я им отдам эти деньги. Но у меня тоже есть семья. Половину суммы им уже вернул. Могу отдать деньги за плацкартные билеты, но мы ехали в купе. До Алматы в плацкарте невозможно добираться.
- С чем связано опоздание двух участников на предварительное судейство?
- Прежде всего, какое право имеет участник влезать в эту ситуацию? Пусть сам выступает, чего лезет? Надо будет, разберусь. Я представитель и сам решаю. Те, кто опоздали, никаких возгласов против меня не имели. Это вышло случайно. Я сам готовился, а остальные разбрелись по родственникам. А нас много было – 12 участников. Из-за этого пошло недопонимание. Я и сам чуть не опоздал на выступление, если бы жена не позвонила и не сказала, что скоро мой выход. И я побежал туда.
- Вам не удалось выступить удачно на прошедшем Чемпионате Азии?
- Кстати, мы будем уходить из федерации бодибилдинга в Алматы. Потому что они засуживают по известным причинам, которые не хочу называть. Меня закинули в категорию до 100 килограммов, хотя я вешу 93 килограмма. И еще в финал я не прошел, потому что меня засудили ужасно. Чтобы я вообще последний раз выходил на соревнования.
Все это пошло с тех пор, когда я выступал в Караганде. Когда выигрывал чемпиона Казахстана по бодибилдингу, а мне дали второе место. Засудили невероятным образом. Я развернулся и ушел, когда медаль вручали на сцене. Потом в поезде Мустафа откачивал. Хорошо, что врачом работает.
У меня чуть инсульт не случился, всего трясло после такого судейства. Тогда проходил Кубок Казахстана, я был в категории 90 килограммов, а меня поставили в категорию 95 килограммов. В этот раз вообще определили в категорию на 7 килограммов больше. Я перейду в Федерацию IFBB.
Автор: Редакция