Нефтяники требуют доплат от СНПС «АМГ»
«Рабочие из Шалкарского района скидываются по 1-2 тысячи тенге адвокату на поездку в Верховный суд для защиты их прав».
«Закон действует только для троих истцов»
Пенсионер АО «СНПС - Актобемунайгаз» Шамиль Тухватуллин в очередной раз пригласил к себе корреспондента газеты «Актобе Таймс», чтобы поднять проблему выплат компенсаций нефтяникам, проживающим в зоне Приаралья, за вред, который их здоровью нанесла экология.
- Я представляю интересы нескольких сотен ребят, которые работают в АО «СНПС Актобемунайгаз» и живут в зоне экологической катастрофы - в Шалкарском районе, - объяснил Шамиль Тухватуллин. - Из них более половины работают ещё со времен Советского Союза, некоторые уже вышли на пенсию.
Тухватуллин напомнил, что с 1992 года в Казахстане действует Закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье».
- Ещё в прошлом веке произошло высыхание Аральского моря, - рассказывает Шамиль Тухватуллин. - Государство направляло комиссию в зону Приаралья для обследования здоровья населения. В результате Приаралье разделили на три зоны: экологической катастрофы, экологического кризиса и экологического предкризисного состояния. Статус пострадавшего выдают всем, кто с 1972 года прожил в Шалкарском районе 10 лет и более. Этот статус присваивают человеку на всю оставшуюся жизнь. Статус даёт право получать зарплату, пенсии и стипендии с применением коэффициента по зонам. К примеру, в зоне экологический катастрофы коэффициент составляет 1,5, то есть полторы зарплаты. В зоне экологического кризиса – 1,3, в зоне экологического предкризисного состояния – 1,2. Это не льгота, а компенсация населению, проживающему в зоне Приаралья за вред, который экология нанесла его здоровью. Этот закон действует до сих пор.
В АО «СНПС-Актобемунайгаз» в 2016 году издали приказ, по которому начисляют доплату в размере 20% от месячной тарифной ставки или должностного оклада работающим по пятидневной рабочей неделе в зоне экологического предкризисного состояния. Речь идёт о территории Мугалжарского, Темирского и Байганинского районов.
Трое жителей Шалкарского района не согласились с доплатой в 1,2 и подали в суд на АО «СНПС - Актобемунайгаз» с требованием выплачивать им 50% компенсацию, как положено по Закону «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье». Кроме того, они просили добавить 12 календарных дней к отпуску. Городской и областной суд встали на сторону работников.
- АО «СНПС Актобемунайгаз» стало выплачивать компенсацию и добавило дни к отпуску, но только троим работникам, выигравшим суд. По остальным ситуация не изменилась. Закон действует только для троих истцов. А как же остальные шалкарцы? – возмущается Тухватуллин.
«Все работники находятся в одинаковых условиях»
Теперь нефтяная компания подала ходатайство о пересмотре дела в кассационном порядке в Верховный суд.
«Полагаем, при отправлении правосудия по настоящему судебному спору суды нарушили нормы материального права, неправильно установили круг обстоятельств, имеющих значение для дела, что влечёт нарушение прав и интересов не только компании, как работодателя, но и работников, получающих отменённые доплаты с 15 февраля 2017 года, - пишет в ходатайстве в Верховный суд первый заместитель генерального директора АО «СНПС-Актобемунайгаз» Т. Есенгулов.
Есенгулов указывает, что на месторождениях Северная Трува в Байганинском районе и Жанажол в Мугалжарском районе трудятся работники, проживающие в разных местностях – в городах Актобе, Кандыагаш и Шалкар.
«Все работники находятся в одинаковых экологических условиях, в связи с чем компания с 15 февраля 2017 года выплачивает работающим на месторождениях доплату по Приаралью в размере 20% от месячной тарифной ставки или должностного оклада, так как в период осуществления трудовой деятельности за работником признаётся фактическое место жительства в зоне экологического предкризисного состояния, - указывает Есенгулов.
Также, в соответствии с коллективным договором, работающим вахтовым методом по пятидневной рабочей неделе в зоне экологического предкризисного состояния - на территории Мугалжарского, Темирского и Байганинского районов, независимо от стажа работы, компания предоставляет ежегодную материальную помощь на оздоровление к отпуску в размере должностного оклада, так как в период осуществления трудовой деятельности за работником признаётся фактическое место жительства в данном регионе. Оплата труда производится по месту осуществления ими трудовой деятельности, то есть в зоне предкризисного состояния.
Компания полагает, что «вывод суда о том, что АО «СНПС-Актобемунайгаз» обязано производить доплаты истцам за проживание в зоне экологической катастрофы, а не за осуществление трудовой деятельности в зоне экологического предкризисного состояния, не основан на нормах, применимых к трудовым отношениям между работодателем и работниками».
«Свыше 2 150 работников дискриминируют!»
«СНПС Актобемунайгаз» указывает в ходатайстве, что «отмена приказа о доплатах подвергает дискриминации более 2 150 работников, которые трудятся в зоне экологического предкризисного состояния и впервые после введения приказа стали получать доплаты, хотя проживают в городе Актобе, а также дополнительный отпуск в размере 7 дней и материальную помощь в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада».
- На сегодняшний день почти 5 450 работников компании получают одинаковую доплату, так как все они осуществляют трудовую деятельность в равных условиях в зоне экологического предкризисного состояния, - озвучивает цифры Есенгулов.
Нефтяная фирма просит рассмотреть дело в кассационной инстанции и отменить решения судов города Актобе и постановление судебной коллегии по гражданским делам.
«Доплаты и компенсации – это разные вещи»
Тем временем, в Верховный суд собираются на заседание и истцы.
- Рабочие из Шалкарского района скидываются по 1 - 2 тысячи тенге адвокату на поездку в Верховный суд для защиты их прав, - говорит Шамиль Тухватуллин. – Мы считаем, что нефтяники могут платить доплаты и материальную помощь работникам из города Актобе по своему усмотрению. Это не противоречит нашим требованиям. Доплаты и компенсации – это разные вещи. Закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» никто не отменял. АО «СНПС-Актобемунайгаз» работает в Казахстане, и все обязаны соблюдать законодательство нашей страны. Статус пострадавших за проживание в зоне экологической катастрофы обязует работодателей выплачивать зарплату с компенсацией в 1,5 коэффициента.
Татьяна ТОКАРЬ
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: