Когда в автобусах появится льготный проезд для пенсионеров
Власти готовы его ввести, но предварительно они хотят выяснить рентабельность маршрутов и наладить работу общественного транспорта.
Автобусов не хватает
Члены общественного совета города рассмотрели проблемы в работе ТОО «Автопарк» и ТОО «ПАТП». Эти организации перевозят пассажиров по городским автобусным маршрутам. В городе наблюдается большой дефицит автобусов. На совете прозвучало, что ТОО «Автопарк» по договору обязан ежедневно выпускать по 317 автобусов, однако на работу выезжают только 230 автобусов, то есть 72% от необходимого. При этом ТОО «Автопарк» обслуживает 34 маршрута.
- Основными проблемными маршрутами остаются № 5, 29, 37, 38, 42, 43, где наблюдается нехватка автобусов, - рассказывает руководитель ГУ "Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог" Руслан Торегали. - По всем этим маршрутам переданы материалы в транспортную инспекцию. Самым проблемным у нас остаётся 5 маршрут, который ездит в поселок «Заречный-3». По 5 маршруту с февраля запустили четыре автобуса вместо десяти, и интервал доходит до одного часа. Данный факт зафиксировал совет ветеранов. По этому поводу мы направили 10 материалов в транспортную инспекцию, в связи с чем ТОО «Автопарк» несколько раз штрафовали. На 25 МРП (60 тысяч тенге. – Н.Р.), 50 МРП (120 тысяч тенге), и 500 МРП (свыше 1 миллиона 200 тысяч тенге). По ТОО «ПАТП» аналогичная ситуация.
На сегодня есть решения судов по двум организациям, иски удовлетворены, но в законную силу еще не вступили.
В Заречный-3 ждут автобус по часу
Жителей поселка Заречный-3 мало интересуют проблемы организаций. Они хотят лишь одного: налаженной работы общественного транспорта.
- Движение с 5 маршрутом надо решать! - возмущается житель поселка Заречный-3 Ерлан Тансултанов. – Нас, как пассажиров, мало интересуют ваши отношения с перевозчиками. Нам лишь бы вовремя приезжали автобусы. Эта история с 5 маршрутом длится уже полгода! Руслан Торегали приезжал неоднократно, видел ситуацию. То есть, получается, госорган должен следить за перевозками, но он никак не решит эти вопросы. Поэтому просьба одна: оперативно решите вопрос с 5 маршрутом! На днях автобусов было 5, из них 3 сломались, а 2 автобуса на такое большое расстояние - это не дело.
На совете прозвучало, что от горожан поступает много обращений с жалобами на работу общественного транспорта. Пассажиры недовольны длинными интервалами между автобусами, низкой культурой обслуживания, превышением скорости водителями общественного транспорта и другими нарушениями.
В отвратительной работе общественного транспорта депутаты городского маслихата и члены общественного совета убедились лично во время рейда с опросом населения. Больше половины опрошенных пассажиров выходили из автобусов без билетов. А кондуктор автобуса даже не представляла, сколько билетов ей выдали в рулоне, и как ей за них отчитываться. Общественный совет решил, что такая ситуация говорит о явном сокрытии доходов.
Депутаты проехали в общественном транспорте и своими глазами увидели превышение скорости, гонки на трассе, разговоры водителей по телефону.
Не дал билет – отстранили от работы
- Сейчас у нас идет обновление автобусов, - рассказывает директор ТОО «ПАТП» Рустем Ергалиев. - В прошлом году закупили 40 автобусов, на это нам выделили 1 миллиард 200 тысяч тенге. На минувшей неделе приобрели ещё 70 новых автобусов марки «Akai». У предприятия появилась возможность обслуживать дополнительные маршруты.
Заработная плата водителей «ПАТП» сегодня составляет 60-80 тысяч тенге.
- Если пассажирам не дают билеты, мы наказываем водителей и кондукторов, отстраняем их от работы, - продолжает Рустем Ергалиев.
Электронное билетирование обойдется в миллиарды
- Вопрос льготного проезда ещё рассматривается, - продолжает Руслан Торегали. - Если комиссия сейчас будет оказывать помощь пенсионерам, мы не узнаем количество людей, которые будут ездить в течение дня. Мы планируем внедрить электронное билетирование. На одного человека собираемся выдать 60 поездок в месяц, это 2 поездки в день.
Электронное билетирование покажет реальную доходность перевозчиков, исключит теневые доходы водителей автобусов, кондукторов, диспетчеров, механиков. После внедрения системы электронного билетирования определят реальную стоимость поездок в общественном транспорте, рентабельность маршрутов для перевозчика.
Члены общественного совета считают, что оборудование для электронного билетирования очень дорогое. Так, для установки программы только на один автобус требуется 30 миллионов тенге. А город обслуживают сотни автобусов. Чтобы в каждый поставили систему, требуются миллиарды! Тем не менее, общественный совет поддержал новшество.
«Водителей никакими штрафами не напугать!»
Водителей общественного транспорта никакие штрафы и отстранения от работы не останавливают. Они продолжают нарушать правила дорожного движения.
- Лишь после получения категории «Д» водители имеют право приступать к работе на общественном транспорте, - рассказывает начальник местной полицейской службы города Актобе Бахытбек Сыдыкбаев. - Вот я слышал, что предлагали водителям смену работать и двое суток отдыхать. Но где гарантия, что водитель будет отдыхать? Если ему нужны деньги, он пойдет еще на одну работу. Никто же это не контролирует!
Всего с начала года полицейские выявили больше 500 нарушений правил дорожного движения среди водителей автобусов. Двое водителей ездили в наркотическом опьянении, один сел за руль в алкогольном опьянении. Полиция обнаружила 25 фактов, когда пассажиры выходили и заходили в салон в неустановленных местах. Водители общественного транспорта, не стесняясь, общаются во время поездок по сотовым телефонам – 147 фактов. Общественный транспорт превышает скорость – 39 фактов, выезжает на встречную полосу - 2 факта, совершает неправильные манёвры – 52 факта, не предоставляет преимущества пешеходам – 65 фактов.
- Куда смотрят руководители? Утром человек приходит полупьяный, садится за руль и возит пассажиров. Кто-нибудь это контролирует? – возмущался Бахытбек Сыдыкбаев.
Завершая заседание, члены общественного совета высказали ряд рекомендаций. Так, для обеспечения прозрачности доходов и полноты уплаты налогов предприятиями-перевозчиками, поступило предложение привлечь к работе с ними управление госдоходов. А для обеспечения прозрачности выплаты заработной платы работникам - инспекцию по труду.
Наталья РЫДВАНОВСКАЯ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: