Десять сакральных мест нашего региона региона



Краеведы определили священные объекты области.



1. Некрополь Абат-Байтак

Находится в Хобдинском районе, в 12 км от села Талдысай.
Значение комплекса Абат-Байтак связано с основанием здесь в XVIII-XX вв. некрополя, имеющего для казахов большое значение. Он, помимо мавзолея Абата, включает один мазар, построенный из сырого кирпича, и более 200 кулпытасов, которые расположены с западной стороны могил. Кулпытасы Абат-Байтака отличаются различными композиционными и декоративными решениями, привлекательностью резьбы по камню. На многих памятниках были вырезаны тексты и знаки, написанные на казахском языке арабской вязью. Здесь были похоронены представители табын, кете, шекти, ожырай, байбакты и других родов Младшего жуза. Основная высота мавзолея составляла 16 метров.
Согласно легенде, этот мавзолей был построен для Абат батыра – сына Асана Кайгы, который жил в XV веке, и искал землю обетованную - «Жеруйык». Второе название мавзолея «байтак» означает «обширное, широкое, бесконечное». По легенде Байтак был человеком, который много помогал бедным, был очень щедрым. Говорят, что это имя ему было дано народом.

Десять сакральных мест нашего региона  региона

2. Мечеть Досжан ишана

Темир, в 5 км к югу от села Шубардук.
Святой Досжан Кашакулы хазрет, жил в Младшем жузе в 1815-1896 годах. Построил мечети, обучал детей религиозной грамоте. Окончил медресе «Хусаиния» в Оренбурге, три года преподавал там, а затем вернулся в Уил, где и просвещал детей. Был известен своей религиозной, просветительской деятельностью, с помощью религии он объединял народ, собирал данные по казахской генеалогии.
Мечеть имеет длину около 28 метров, ширину 11 метров и высоту около 5 метров. Состоит из шести комнат, окна имеют длину выше человеческого роста. В комнатах нет никаких опор. В окнах также нет поперечных реек, они имеют в куполооб-разный вид. Сейчас крыша мечети провалилась, остались только стены.



3. Мавзолей Есет - Дарибай
Шалкарский район, в 10 км к юго-западу от села Байкадам.
Шекты Есет Котыбарулы, живший в ХІХ веке, является организатором национально-освободительного восстания против колониальных захватчиков. Он также был известен среди народа, как святой.
Мавзолей возведён в 1890 году из сырого и обожжёного кирпича. Из-за природных факторов, он был разрушен. В 1993 году построен заново в соответствии с современной архитектурой, с использованием элементов национального стиля.
Справа находится могила его младшего брата Дарибая, слева захоронен Есет Котыбарулы. Между двух мавзолеев построен высокий минарет.



4. Мемориальный комплекс Есет батыра Кокиулы

Алгинский район, в 3 км к востоку от села Бестамак.
Есет Кокиулы жил в 1667-1749 годах. Он один из самых известных батыров, боровшихся за свободу казахского народа против джунгарских захватчиков. Есет батыр внёс неоценимый вклад в победу объединённого казахского народа при сражении «Ақтабан шұбырынды».
Мемориальный комплекс построили в 1992 году на месте разрушенного мавзолея. На территории некрополя также находятся курганыV -VI веков нашей эры, каменные ограды с кулпытасами XIX века, дом для паломников.



5. Метеоритный кратер Жаманшин

Иргизский район, в 40 км на юго-запад от райцентра.
Исследователи установили, что Жаманшин возник в результате падения крупного метеорита 1 млн лет назад летевшего в направлении с юго-востока на северо-запад. Диаметр кратера 5-6 км, глубина - около 700 метров.
Место было названо Жаманшином, потому что там не росла трава, не водились животные. Здесь прятались от преследователей в годы респрессий и войн. В 1960 году на территории кратера Жаманшин находилось секретное воинское подразделение.



6. Мавзолей Исатай батыра


Хобдинский район, в 9 километрах на юго-восток от села Киыл.
Исатай Тайманов является народным батыром, героическим предводителем народного восстания Западного Казахстана 1836-1838 годов. В некрополе Шейтсай в 2014 году над могилой Исатай батыра был возведен мавзолей. Высота мавзолея составляет 11,5 метра, ширина - 6 метров.
Остановимся на одном из рассказов об Исатае. Примерно в 1814-1815 годах Бокей хан отправился в Астрахань, чтобы устроить на учебу своего сына Жангира. По дороге он заезжает в аул Исатая и говорит ему: «Этот сын станет ханом после меня». На что Исатай ответил: «Когда Жангир станет ханом, тяжелая жизнь начнется в стране». Тогда Бокей хан спросил его, почему он так считает, Исатай ответил: «У твоего сына спереди кровь, а сзади пыль».



7. Мемориальный комплекс Кобланды батыра

Хобдинский район, село Жиренкопа.
Кобланды батыр - известная историческая личность, живший в XІV- XV веках, батыр, боровшийся против джунгарских и калмыцких агрессоров. На месте захоронения героя стоял мавзолей. Был разрушен и в начале ХХ века представлял собой груду обломков.
Сейчас отреставрированный мемориальный комплекс состоит из мавзолея, где были перезахоронены останки Кобланды, Зала славы и обелиска. Общая площадь комплекса – свыше двух гектаров.



8. Могильник Хан моласы, место захоронения Абилкайыр хана

Айтекебийский район, в 90 км к востоку от села Толыбай.
Некрополь Хан моласы начали изучать ещё с 1771 года. На его территории насчитано более 950 могил и более 40 кулпытасов. До XVII-XVIII веков, до нашествия джунгар, памятник представлял собой некрополь племени алтын-жаппас Младшего жуза, а с 1748 года после захоронения Абилкайыр хана был назван «Хан моласы».
Согласно документам, Абилкайыр хан был захоронен по традиции кипчаков со всем воинским снаряжением. На могиле его сын Нурали посадил 12 деревьев. Из них осталось одно дерево, однако и оно сгорело в результате удара молнии. Это дерево было отличительным знаком места захоронения хана, на которое паломники привязывали белые куски ткани.



9. Некрополь Ойсылкара

Хромтауский район в 35 км на северо-восток от города Хромтау.
Время жизнедеятельности святого Ойсылкара - покровителя верблюдов - относятся к VII-VIII векам. По рассказам аксакалов, святой Ойсылкара проповедовал суфийское направление ислама и миссионерствовал в семи странах Сахары. Согласно иной информации, Ойсылкара был религиозным деятелем, который жил в IX-XI веках.
Комплекс, относящийся к XVIII-XX векам, имеет общую площадь 100х170 метров, протянувшуюся с востока на запад. Является древним некрополем, включающим около 150 могил, сооруженных в традиционном казахском стиле.



10. Могила Бопай

Айтекебийский район, в 15 км на северо-запад от аула Клемжайган.
Бопай - дочь Касым хана, одного из лидеров национально-освободительного движения казахского народа 1837-1847 годов, сестра знаменитого последнего казахского хана Кенесары. По словам местных старожилов, Бопай была второй женой Тлеу батыра из рода торткара.
На южной торцевой стороне могилы сохранились следы входного проёма. Стены могилы возведены из сырцовых кирпичей. Сейчас они сильно разрушены.

Подготовил Константин СЕРГЕЕВ



Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031