Кризис снова у порога
Крупнейшие экономисты предсказывают новый финансовый крах.
Стабильность в мире уже давно под большим вопросом. Особенно, когда в игру вступают одиозные личности в лице нынешнего президента США Дональда Трампа. А тут ещё и санкции в отношении России давят. На днях немецкие и австрийские бизнесмены снова поставили вопрос перед своим правительством: мол, от таких недружественных отношений страны недополучают миллиарды евро.
На днях ряд экономистов с мировым именем высказались о возможных финансовых последствиях. Перспективы, честно говоря, не радуют.
- Всё, что может пойти не так, пошло не так. Мы можем увидеть еще один крупный финансовый кризис, - заявил миллиардер Джордж Сорос. - Больше всего от него пострадает Европа, а также страны с развивающимися рынками.
Причины, которые и будут катализатором финансовой заварушки: рост курса доллара, бегство капитала с развивающихся рынков, срыв ядерной сделки с Ираном и разрушение «трансатлантического альянса ЕС и США». К негативным моментам Сорос отнёс и выход Великобритании из состава ЕС.
Его слова подтверждают данные Всемирного банка, как оказалось, мировая экономика в последние сорок лет имеет чёткий цикл (каждые 7-10 лет происходит резкое снижение темпов роста экономики): кризис был в 1975, 1982, 1991, 2001 и 2009 годы. Это значит, что уже в этом или в следующем году нас накроет очередной финансовый крах.
Сорос славится некоторой маниакальной боязнью кризисов, хотя именно в эти годы аналитик неплохо зарабатывал. Впрочем, его опасения не напрасны, нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман также предупреждает о кризисе, но уточняет, что речь идёт о развивающихся странах:
- Сегодня ситуация напоминает финансовый кризис в Азии конца 1990-х годов, когда акции развивающихся стран упали на 59 процентов, а правительства повысили процентные ставки до исключительно высоких уровней. По крайней мере, теперь можно представить себе классический самоусиливающийся кризис в духе 1997-98 годов: валюты развивающихся стран падают, нанося удар по корпоративным облигациям, усиливается давление на экономику, а валюты слабеют ещё больше. Являемся ли мы свидетелями начала нового глобального финансового кризиса? Возможно, нет, но если раньше я говорил, что на горизонте нет и намёка на такой кризис, то сейчас я не могу этого утверждать.
Растущие долги крупных компаний и государств вызывают опасения и у главы Международного валютного фонда Кристин Лагард. В 2018 году этот показатель побил все рекорды и составил 162 триллиона долларов.
- Ещё одна проблема, несущая большие риски, в стремлении некоторых сломать систему, которая руководила торговыми отношениями. Эта буря попытается поставить крест на правилах, которые руководят движением капиталов, услуг и товаров, - сказала Лагард, тонко намекая на Трампа.
Для реализации своих идей Трампу нужны деньги. Печатать ничем не подкреплённые доллары – опасно, поэтому Белый дом наращивает заимствования, в том числе, и через ценные бумаги. Впервые за много лет доходность гособ-лигаций стала настолько выгодной, что инвесторы миллионами начали выводить деньги из развивающихся рынков и вкладывать в американские бумаги. Именно об этом и толкует Сорос.
По сравнению с прошлым кризисом есть одно маленькое, но существенное но: валюты большинства развивающихся стран не фиксированы к доллару США, а находятся в режиме относительно свободного плавания. Это даёт возможность маневрировать в ухудшающихся условиях. По мнению российских и казахстанских аналитиков, возможный мировой кризис пройдёт менее болезненно для национальных экономик, чем раньше.
А вот что думает по поводу опасений Сороса глава крупного американского банковского холдинга «Morgan Stanley» Джеймс Горман:
- Это нелепо и нереалистично. Мне вовсе не кажется, что для Евросоюза существует финансовая угроза.
Автор: