Обвиняемый в пропаганде терроризма назвал свидетеля «мышью»
«Рассуждал о терроризме свидетель. Но почему-то мы сидим за решеткой, а он - на свободе!» - возмутился подсудимый Ерлан С.
Напомним, 26-летние Ерлан С. и Азамат Д. попали на скамью подсудимых в ноябре прошлого года. Друзей-однокурсников обвиняют в пропаганде терроризма. В деле имеется единственный свидетель Денис (имя изменено). Якобы именно его подсудимые и пытались завербовать в парке Абая в августе прошлого года.
«Их слова не воспринял всерьез»
По ходатайству защиты 15 мая повторно допросили свидетеля Дениса.
- Что конкретно вам говорил Азамат? – начали допрос адвокаты. – Слова о том, что он хочет себя взорвать, вы восприняли всерьез? Вам предлагали сделать самоподрыв или другой террористический акт?
- Не помню. Можно посмотреть текст? Только так смогу ответить,- пожал плечами свидетель, но по требованию суда продолжил говорить. – Его слова я всерьез не воспринял, и они мне ничего не предлагали. Они включили лишь аудио на своем телефоне, но их телефон я в руках не держал.
Далее адвокаты озвучили, что квартиру свидетеля обыскивали оперативники в момент, когда его не было дома. Что искали полицейские, Денис не знает и разговаривать на эту тему особо не желает.
- Задавайте вопросы по делу. Зачем лишнее спрашиваете? - возмутился герой.
Впрочем, свидетель давал показания неохотно: «не помню», «не знаю», отвечал вопросом на вопрос, шептал и даже переговаривался. От всего этого ситуация в зале суда постепенно накалялась, а самому председательствующему приходилось делать неоднократные замечания всем присутствующим.
Живут на «истине»
Адвокаты отметили, что экспертиза показала: весь разговор на тему религии начался с подачи Дениса. Однако он категорически это отрицает. В суде также многократно озвучивали термины религиозного характера. Защита пыталась выяснить, что они означают. В особенности те, которыми «жонглировал» свидетель.
- Когда я ему сказал: «Брат надо на истине жить, чтобы не заблудиться». Он ответил: «По истине, только по истине», а потом добавил строки экстремистского содержания, - поясняет подсудимый Ерлан С. – Эти строки означают самоподрыв. Его слова обескуражили Азамата, и он в порыве страсти сказал, что хочет себя взорвать. Поняв ситуацию, я добавил: «Вообще-то брат, у нас мусульман намерения должны быть чистыми». Но этот свидетель не прекращал и продолжал говорить про террористов, приводил примеры…
Слова подсудимого вызвали гнев у Дениса. Парни начали пререкаться и спорить друг с другом на повышенных тонах. Судья вынужденно сделал очередное замечание и пригрозил, что удалит подсудимых из зала суда, а свидетеля накажет.
Его кумир - Саид Бурятский?
- Я не говорил тех слов, которые упоминает свидетель, - продолжил Ерлан. - Это все произносил он. Но почему-то я сижу тут, а он стоит там. Этого я никак не могу понять. Ваша честь, в чем меня обвиняют? Обвинение настаивает, что я воздействовал на его психику. Хотя он сам признавался, что придерживался салафизма с 2013 года. И про брата своего говорил.
Судья не позволил подсудимому излить душу, отметив, что пока идет допрос, время для высказываний еще будет.
Весь допрос адвокаты вели перекрестно, пытаясь поймать свидетеля на лжи в показаниях. Они попросили Ерлана ответить, как он понял слова свидетеля «вертолет», «жигули» и другие.
- Я понял лишь то, что он хочет воздействовать на Азамата, - сказал Ерлан. - Он восхищался Саидом Бурятским (участник террористических групп, считается мертвым – прим. авт.) Он не уставал его цитировать. На видеозаписи это все видно. Мы с Азаматом спокойно сидели в парке. Я говорил, какие имена мне нравятся и как бы я хотел назвать сына. Подошел свидетель, и наш разговор резко изменился.
Смех, штраф и «мышь»
Некоторые ответы свидетеля вызвали смех среди присутствующих. Устав от лишнего шума, судья попросил пристава вывести одного из слушателей и составить на него рапорт. В это же время подсудимые настаивали, что запрошенное аудио включал именно Денис, а потом сам все комментировал. Они утверждали, что все его показания – ложь.
- Я подошел к ним и говорил, чтобы сменить их тему, - настаивал на своем свидетель.
Но о какой теме говорили парни до прихода Дениса, и почему он не сказал им «не болтать лишнего», свидетель пояснить не смог. Вообще к парню у защиты было много вопросов, но долго задерживать его не стали. Свидетель представил справку о болезни родителей, и его отпустили.
Надо отметить, что несколько раз во время процесса подсудимый Ерлан охарактеризовал свидетеля одним единственным словом - «мышь». Когда тот, возмущаясь, покидал суд слово «мышь» напоследок полетело ему в спину.
Под конец гособвинитель ознакомил подсудимых с обновленным обвинением. Он попросил осудить их по двум статьям: «Разжигание межрелигиозной розни» и «Пропаганда терроризма группой лиц». Он также подчеркнул, что Ерлан уже четвертый год исповедует нетрадиционный Ислам.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: