На ваши вопросы отвечает психотерапевт
`
Любите своего ребенка безусловно, и тогда сможете решить все сложности ваших взаимоотношений. Не справляетесь сами? Обратитесь за помощью к детскому психологу Центра развития личности «Анима» Жайнагуль Консбаевой.
- Здравствуйте, уважаемый специалист! Скажите, пожалуйста, возможно ли воспитывать ребенка без агрессии? Я имею в виду без криков, шлепков по попе и прочего. Читала, что с ребенком нужно разговаривать только спокойно. Но ведь всегда быть спокойной невозможно. И что делать тогда? Эти крики родительские и шлепки как-то влияют на психику ребёнка?
- Здравствуйте, Альмира. Ваш вопрос своевременен и актуален, так как у многих родителей возникают те же трудности, о которых вы пишите, только не все могут это признать и начать менять стиль взаимоотношений со своими детьми.
Во-первых, говоря о вопросах воспитания детей, хотелось бы процитировать слова профессора, детского психолога Ю.Б. Гипперейтер, что «воспитание - не дрессура»; во-вторых, хотелось сказать, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, и его судьбу. Самый главный и важный принцип в воспитании - безусловное принятие. Безусловно принимать ребенка - это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть. Также очень важно удовлетворение одной из базовых потребностей ребенка (и взрослых) - потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому. Удовлетворение этой потребности - необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда мы говорим ребенку, что он нам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день (это касается и взрослых). Когда у ребенка удовлетворяются вышеперечисленные потребности, он питается эмоционально и благоприятно психологически развивается. Если же он не получает этих знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, и даже нервно-психические заболевания.
Очень часто родители ошибочно считают, что самое действенное средство в воспитании детей - это крики. Но известно, что вообще крик - признак слабости, и дети это чувствуют. Окрик родителей у ребенка вызывает протест, желание не подчиниться и даже сделать наоборот. Если мама не может справиться со своими эмоциями, то и дети не будут собранными и спокойными.
- Здравствуйте! У меня такая проблема - как научить ребенка коммуникабельности. Дочь пошла в школу и оказалось, что ей сложно заводить новых друзей, жить в коллективе, так сказать. Ей постоянно кажется, что ее все хотят обидеть, смотрят на нее как-то не так. Говорю, общайся, знакомься. А она - нет, не буду, не могу, не хочу. Неужели она такая не социализированная. Вроде в садике не было таких проблем. Что же мне с ней делать?
- Здравствуйте, Галия. Ваша дочь пошла в первый класс, это не самый легкий период в жизни ребенка. Меняется его статус, привычный образ жизни, в его жизни появляются новые люди, новый коллектив. К нему предъявляют более завышенные требования, исходя из нового статуса - ученика, появляется новая для него, система оценивания его умений и навыков.
В первом классе одним из важных процессов является адаптация ребенка к новым условиям. Адаптационный период в среднем может длиться от 1 до 8-9 месяцев. И успешность адаптации ребенка к новым условиям и новому коллективу во многом зависит от его индивидуальных особенностей, от темперамента, от адекватности его самооценки, а также здесь важна помощь и поддержка, как родителей, так и классного руководителя. Роль родителя в адаптации к школе проста и сложна одновременна. Для ребенка в начальной школе очень важна поддерживающе-защищающая роль родителя. Поддержка заключается в виде интереса к его школьной жизни: к новостям, урокам, событиям, самочувствию, эмоциональному состоянию, к его размышлениям и впечатлениям.
Ребенку важно знать, что его будут любить даже тогда, когда он сделает что-то не так, когда совершит ошибку. Вы пишите о том, что «ей сложно заводить друзей, жить в коллективе» и т. д. Попробуйте вспомнить и проанализировать, как она вела себя в детском саду, на площадке во дворе; всегда ли она легко вступала в контакт со сверстниками? Если такие сложности в коммуникации возникли только при поступлении в школу, то причиной может быть вышеописанный процесс адаптации и вам нужно постараться «быть рядом», поддерживать и защищать ее, по возможности попросить классного руководителя помочь вашей дочери «влиться в коллектив». Если же такие проблемы с коммуникацией у вашей дочери были и до поступления в школу, то одной из возможных причин могут быть проблемы с самооценкой, и здесь вам потребуется квалифицированная помощь психолога. Также хотелось отметить, что часто дети транслируют миру ту модель поведения и отношение к нему, которые они усваивают в семье.
- Скажите, пожалуйста, как должен разговаривать и вообще развиваться ребенок в три года? Дело в том, что мой трехлетний сын говорит не очень-то и внятно. Часто слышу посторонние разговоры, что, мол, в этом возрасте ребенок должен четко все выговаривать и не подменять звуки. И что должен уметь то-то и то-то. А мы не все умеем. Есть ли какие-то границы того, что должен уметь ребенок в этом возрасте и как говорить?
- Здравствуйте, Тамара. Наиболее подробно я писала в одном из предыдущих номеров «АТ»: об уровне развитии ребенка до 3 лет, что он должен уметь делать в разные возрастные периоды.
Если остановиться вкратце на возрастных нормах речевого развития ребенка, то между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.
После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов.
Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой - маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.).
В три года ребенок должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи. Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий его мир. С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи; разные слова помогают осознавать величину, удаленность, количественные, временные, причинные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира. Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок. Их обозначение посредством речи необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка сформировалось различное отношение к хорошему и к плохому. Самые первые оценочные слова: «хорошо», «плохо» - дети слышат очень рано и понимают их, так как они сопровождаются интонацией, мимикой и жестами. Затем дети начинают пользоваться сами этими словами для выражения оценки своих поступков и поступков других людей. Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию.
Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер по игре. Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения. Это условные нормы речевого развития. Но, как известно, каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп развития, условия в которых он развивается. И если ваш ребенок только начал говорить, то ваша основная задача помочь ему в этом процессе, для этого вы можете заниматься с ним дома или водить на развивающие занятия. Если же ваш ребенок вообще не говорит, и даже не предпринимает попыток использовать речь, он не проявляет интереса к своим сверстникам и его поведение сильно отличается от них, то нужно как можно скорее обратиться за консультацией к логопеду, психологу, дефектологу.
Автор: Редакция
Любите своего ребенка безусловно, и тогда сможете решить все сложности ваших взаимоотношений. Не справляетесь сами? Обратитесь за помощью к детскому психологу Центра развития личности «Анима» Жайнагуль Консбаевой.
Воспитание без криков
- Здравствуйте, уважаемый специалист! Скажите, пожалуйста, возможно ли воспитывать ребенка без агрессии? Я имею в виду без криков, шлепков по попе и прочего. Читала, что с ребенком нужно разговаривать только спокойно. Но ведь всегда быть спокойной невозможно. И что делать тогда? Эти крики родительские и шлепки как-то влияют на психику ребёнка?
Альмира
- Здравствуйте, Альмира. Ваш вопрос своевременен и актуален, так как у многих родителей возникают те же трудности, о которых вы пишите, только не все могут это признать и начать менять стиль взаимоотношений со своими детьми.
Во-первых, говоря о вопросах воспитания детей, хотелось бы процитировать слова профессора, детского психолога Ю.Б. Гипперейтер, что «воспитание - не дрессура»; во-вторых, хотелось сказать, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, и его судьбу. Самый главный и важный принцип в воспитании - безусловное принятие. Безусловно принимать ребенка - это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть. Также очень важно удовлетворение одной из базовых потребностей ребенка (и взрослых) - потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому. Удовлетворение этой потребности - необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда мы говорим ребенку, что он нам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день (это касается и взрослых). Когда у ребенка удовлетворяются вышеперечисленные потребности, он питается эмоционально и благоприятно психологически развивается. Если же он не получает этих знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, и даже нервно-психические заболевания.
Очень часто родители ошибочно считают, что самое действенное средство в воспитании детей - это крики. Но известно, что вообще крик - признак слабости, и дети это чувствуют. Окрик родителей у ребенка вызывает протест, желание не подчиниться и даже сделать наоборот. Если мама не может справиться со своими эмоциями, то и дети не будут собранными и спокойными.
Ребенок не может влиться в коллектив
- Здравствуйте! У меня такая проблема - как научить ребенка коммуникабельности. Дочь пошла в школу и оказалось, что ей сложно заводить новых друзей, жить в коллективе, так сказать. Ей постоянно кажется, что ее все хотят обидеть, смотрят на нее как-то не так. Говорю, общайся, знакомься. А она - нет, не буду, не могу, не хочу. Неужели она такая не социализированная. Вроде в садике не было таких проблем. Что же мне с ней делать?
Галия
- Здравствуйте, Галия. Ваша дочь пошла в первый класс, это не самый легкий период в жизни ребенка. Меняется его статус, привычный образ жизни, в его жизни появляются новые люди, новый коллектив. К нему предъявляют более завышенные требования, исходя из нового статуса - ученика, появляется новая для него, система оценивания его умений и навыков.
В первом классе одним из важных процессов является адаптация ребенка к новым условиям. Адаптационный период в среднем может длиться от 1 до 8-9 месяцев. И успешность адаптации ребенка к новым условиям и новому коллективу во многом зависит от его индивидуальных особенностей, от темперамента, от адекватности его самооценки, а также здесь важна помощь и поддержка, как родителей, так и классного руководителя. Роль родителя в адаптации к школе проста и сложна одновременна. Для ребенка в начальной школе очень важна поддерживающе-защищающая роль родителя. Поддержка заключается в виде интереса к его школьной жизни: к новостям, урокам, событиям, самочувствию, эмоциональному состоянию, к его размышлениям и впечатлениям.
Ребенку важно знать, что его будут любить даже тогда, когда он сделает что-то не так, когда совершит ошибку. Вы пишите о том, что «ей сложно заводить друзей, жить в коллективе» и т. д. Попробуйте вспомнить и проанализировать, как она вела себя в детском саду, на площадке во дворе; всегда ли она легко вступала в контакт со сверстниками? Если такие сложности в коммуникации возникли только при поступлении в школу, то причиной может быть вышеописанный процесс адаптации и вам нужно постараться «быть рядом», поддерживать и защищать ее, по возможности попросить классного руководителя помочь вашей дочери «влиться в коллектив». Если же такие проблемы с коммуникацией у вашей дочери были и до поступления в школу, то одной из возможных причин могут быть проблемы с самооценкой, и здесь вам потребуется квалифицированная помощь психолога. Также хотелось отметить, что часто дети транслируют миру ту модель поведения и отношение к нему, которые они усваивают в семье.
Начинает активно говорить
- Скажите, пожалуйста, как должен разговаривать и вообще развиваться ребенок в три года? Дело в том, что мой трехлетний сын говорит не очень-то и внятно. Часто слышу посторонние разговоры, что, мол, в этом возрасте ребенок должен четко все выговаривать и не подменять звуки. И что должен уметь то-то и то-то. А мы не все умеем. Есть ли какие-то границы того, что должен уметь ребенок в этом возрасте и как говорить?
Тамара
- Здравствуйте, Тамара. Наиболее подробно я писала в одном из предыдущих номеров «АТ»: об уровне развитии ребенка до 3 лет, что он должен уметь делать в разные возрастные периоды.
Если остановиться вкратце на возрастных нормах речевого развития ребенка, то между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.
После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов.
Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой - маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.).
В три года ребенок должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи. Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий его мир. С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи; разные слова помогают осознавать величину, удаленность, количественные, временные, причинные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира. Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок. Их обозначение посредством речи необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка сформировалось различное отношение к хорошему и к плохому. Самые первые оценочные слова: «хорошо», «плохо» - дети слышат очень рано и понимают их, так как они сопровождаются интонацией, мимикой и жестами. Затем дети начинают пользоваться сами этими словами для выражения оценки своих поступков и поступков других людей. Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию.
Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер по игре. Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения. Это условные нормы речевого развития. Но, как известно, каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп развития, условия в которых он развивается. И если ваш ребенок только начал говорить, то ваша основная задача помочь ему в этом процессе, для этого вы можете заниматься с ним дома или водить на развивающие занятия. Если же ваш ребенок вообще не говорит, и даже не предпринимает попыток использовать речь, он не проявляет интереса к своим сверстникам и его поведение сильно отличается от них, то нужно как можно скорее обратиться за консультацией к логопеду, психологу, дефектологу.
Автор: Редакция