Бывшие заключенные в Актобе не могут найти работу
Работодатели боятся принимать граждан с судимостями. Сами заключенные прячутся от органов соцзащиты.
В редакцию газеты «Актобе Таймс» обратились двое жителей Актюбинской области. Мужчины несколько лет назад освободились из мест не столь отдаленных. Найти работу они не могут до сих пор.
- Уже более 10 лет, как я вышел, - рассказывает Вадим, житель Кандыагаша. – Но найти нормальную работу не могу. Работодатель, как узнает, что я бывший зэк - сразу отказывает. Как быть? К кому я могу обратиться?
Схожая ситуация у Олега, проживающего в Актобе.
- Я по специальности военный инженер. Из колонии вышел 4 года назад. Работу по специальности найти не могу. В лучшем случае меня берут разнорабочим на строительство дорог. Зарплаты там небольшие. А кормить семью как-то надо.
Из 200 дошли только 16
Корреспонденты «АТ» за разъяснением обратились в Отдел занятости и социальных программ города Актобе. Нурия Аблакимова подтвердила, что проблемы с трудоустройством заключенных имеются. Обусловлены они преимущественно двумя факторами. Не каждый работодатель готов принять к себе бывшего заключенного. Вторая причина проблем – сами осужденные не идут в центры занятости в поисках вакансий.
- Не на все виды работ их могут принять, - объясняет Нурия Аблакимова. – На работу с детьми не берут, иногда не принимают и в дворники. Большинство вакансий у нас для этой категории граждан – общественные работы, вакансии дорожных рабочих.
По данным отдела, в 2014 году учреждения исправительной системы уведомили о том, что на свободу выходят около 200 человек и о том, что всех их требуется трудоустроить. При этом в органы соцзащиты в поисках вакансий обратились только 16 человек. Сотрудникам отдела, большинство из которых женщины, приходится направлять в рейды на поиски освободившихся из заключения. Находить удается далеко не всех. Судьбу остальных предсказать не трудно. Так, заместитель генерального прокурора Казахстана Жакип Асанов недавно признал, что пенитенциарная система работает по принципу вращающейся двери, и привел такие цифры:
«В колониях 41 процент заключенных - два и более раза лишавшиеся свободы. По сути, в 2015 году свыше 10 тысяч выйдут на свободу. Без денег некоторые из них, скорее всего, пойдут по накатанной дорожке. Как говорится, «украл - выпил - в тюрьму».
7 из 10 остаются безработными
По мнению зампрокурора, реабилитация осужденных в государстве не продумана. На проблему указывают и представители европейских государств.
«В Казахстане, если посмотреть статистику, семь из десяти освободившихся остаются безработными, шесть из десяти являются наркозависимыми», - утверждает посол Норвегии в РК Даг Малмер Халворсен.
Обещают найти
Тем не менее ситуация все-таки сдвигается с некоей точки. Как и раньше, в отношении освободившихся из мест заключения действует 3-х процентная квота при приеме на работу. К тому же бывшие заключенные введены в целевую группу особо уязвимых слоев населения. На них распространили различные госпрограммы, включая и «Программу занятости – 2020».
Казахстанские правозащитники неоднократно заявляли, что и этих мер недостаточно, и что процесс реабилитации должен начинаться практически в самих колониях и тюрьмах.
Обратившимся в редакцию «АТ» актюбинцам Нурия Аблакимова рекомендует посетить отделы и центры занятости. Велика вероятность, что им все-таки найдут работу.
Ренат ТАИПОВ
Автор: Редакция