Многодетная мать боится остаться на улице
Актюбинка одна растит пятерых детей, двое из которых – инвалиды. Не спит ночами, потому что у сына и дочки могут в любой момент начаться судороги, а днем занимается домашними делами. Мечтает поставить детей на ноги, а также когда-нибудь обрести собственное жилье.
Ольга ЕРЕМЕЕВА
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Эта семья уже привыкла к многочисленным переездам. Съёмные комнаты, дачи. Какое-то время Гульмире Шабдаровой с пятью детьми даже пришлось жить в восьмиметровой кладовой общежития. Тогда женщина рассказывала представителям местной и республиканской прессы, что больше всего боится выселения из крохотной комнатушки. Сейчас она говорит, что в месяц порой по 2-3 раза меняет место жительства.
- Мой младший сын болен, у него задержка психического развития, еще он глухонемой - рассказывает женщина. - Сын может не спать до 4 утра, стучит, кричит. Соседи начинают на нас жаловаться, им утром на работу. И хозяева нас просят освободить жилье.
Но болен в этой семье не только самый младший из детей. У 12-летней Айнуры генерализованная эпилепсия. Болезнь начала проявлять себя шесть лет назад. До этого времени Айнура, по словам мамы, была обычным ребенком, и даже начала учиться на отлично. Теперь же девочку обучают на дому.
- Когда у нее начался приступ в школе, они стали на нее воду лить, - говорит многодетная мама. - А в таких случаях нельзя этого делать. Она может упасть, когда сильно радуется. Или когда на улице кто-то скажет: мол, ты больная. Она на улице не может играть как нормальный ребенок, бегать, кататься на качелях. Всё ей нельзя. Она спрашивает: «А что можно?». На этот вопрос я не могу ответить… Я ее сама купаю, в туалет вожу. Во время приступов у нее все тело трясется. Знаете, как матери это тяжело видеть! Первое время я боялась, а сейчас научилась. Ложку сразу в рот, чтобы не задохнулась, лекарство даю.
Нет вещей и мебели
Из-за кочевой жизни у семьи почти нет мебели, паласов, мало вещей. Ведь перевозкой во время очередной смены места жительства занимается женщина со старшим сыном.
- Как-то мы переезжали, вещи оставили у хозяйки, - рассказывает Гульмира. - Потом пока нашли «ГАЗель» для перевозки, пока время выбрали, приехали, а хозяйка говорит, мол, все вещи выкинула.
Приобрести новые вещи и мебель Гульмира не может. Большая часть дохода семьи тратится на пропитание. Женщина рассказывает, что в день только хлеба им нужно пять булок, еще два литра молока и т.д.
Пособие для выживания
Пособие по инвалидности на детей Гульмира оформила не так давно. До этого времени выживала, как могла.
Муж оставил её с детьми, когда младшему сыну было полтора годика. Гульмира супруга не ругает и не обвиняет. Говорит, не выдержал такой жизни.
Главным кормильцем стал старший сын Алдияр. Парень учился и в свободное время брался за любую подработку. На эти деньги покупали еду, собирали младших детей в школу.
- Я на 2-3 часа могла выйти, убрать кому-нибудь квартиру, в огороде помочь, - вспоминает женщина. - Потому что раньше у сына не было судорог и приступов. И дочка в школу могла ходить.
Сейчас присутствие Гульмиры требуется постоянно. Она, впрочем, и сама давно привыкла к такой жизни. И не жалуется. Мечтает только о том, чтобы дети были здоровы. Ну, и о собственном жилье.
- Мне бы хоть какое-нибудь жилье, пусть комнату, но постоянную, - робко произносит женщина. - Остальное я все могу сама. А так я ничего не прошу. Один раз попросила парту. Мне выделили большую парту. Она много места занимает в комнате. А если приступ случится у дочки? Она упадет на нее, ударится.
В какой-то момент, отчаявшись, Гульмира все-таки попросила помощи. Волонтеры с поддержкой неравнодушных актюбинцев собрали для семьи продукты, привезли диван и телевизор, теплую одежду.
Однако у младшего мальчика по-прежнему нет своей зимней куртки. Он донашивает одежду старшей сестры, поэтому и вещи у него в основном девичьи.
Конечно, у каждого ребенка в этой семье, как и в любой другой, найдется свое пожелание для Дедушки Мороза в приближающуюся новогоднюю ночь. И эти дети, естественно, будут прыгать до потолка при виде игрушек или сладостей, которых я не заметила в их нынешнем доме. Но главное, самое заветное желание – это свой угол. Откуда больше никто не будет выгонять на улицу, где можно учиться за нормальным столом, и спать не на холодном полу, а на уютной кровати. Где мама варит в большой кастрюле мясо для вкусного бешбармака…
Если вы желаете помочь семье, звоните по телефонам 8 775 705 7375 Гульмира, 8 707 883 9777 волонтер Екатерина.
Автор: