Лидера ОПГ «Четыре брата» обвиняют по 17 статьям
«За что сижу, я сам не знаю. За год ни разу не допрашивали», - возмутился на предварительных слушаниях арестованный инвалид 1 группы Еркин Избасаров.
Татьяна ТОКАРЬ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Как появилась ОПГ «Четыре брата»
Дело нефтяной ОПГ в нынешнем году стало самым масштабным по количеству подсудимых и размерам обвинения у актюбинской фемиды. Из 26 подсудимых 17 находятся под арестом, пятеро – на свободе под залогом и четверо – под обязательством о явке. Подозреваемых защищают 32 адвоката, гособвинение поддерживают 3 прокурора. В уголовном деле 257 томов. Один обвинительный акт занимает несколько сотен страниц.
Среди арестованных - инвалид первой группы Еркин Избасаров, он проходит как организатор нефтяной ОПГ. Членами ОПГ следствие считает семь человек: Бекжана Култаев, Мурата Туржанов, Аухат Калиев, Кəдіржан Пангерейұлы, Болатбек Бекетов, Кайыркелди Изтурганов, Қалдымұрат Қартжан.
Среди статей обвинения, кроме краж в особо крупных размерах и транспортировки нефти без документов, значатся похищение человека, вымогательство в особо крупных размерах, рейдерство, причинение тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью, незаконное хранение оружия.
Гособвинитель Айбек Шокпаров рассказал в суде Актюбинской области, как появилась ОПГ «Четыре брата». По версии следствия, лидер группы Еркин Избасар с 2003 года вербовал людей и искал возможность приобрести оружие.
- В группировку вступили 7 человек, - сообщил в суде Айбек Шокпаров. - Они признали иерархию в группировке и чётко распределили роли между собой. Избасар руководил, материально обеспечивал членов группы, организовывал правонарушения, ориентировал членов ОПГ на постоянный поиск объектов посягательств, получал преступные доходы и распределял их.
Прокуратура считает, что ОПГ пользовалась способами ухода от слежки, занималась хранением, приобретением и перевозкой огнестрельного оружия и боеприпасов.
Правой рукой инвалида первой группы Еркина Избасара был Аухат Калиев. Он следил за дисциплиной в ОПГ, занимался её конспирацией, выполнял личные приказы, задания и поручения Избасара.
Ещё один член ОПГ - Кайыркелди Изтурганов, как считает следствие, организовал хищение нефти в особо крупных размерах с месторождения в Байганинском районе Актюбинской области, его перевозку и реализацию без документов. Якобы он передавал денежное вознаграждение должностному лицу в государственных органах. Использовал для этого доходы от преступлений.
Ещё пять членов ОПГ были исполнителями.
- Они владели устойчивыми навыками стрельбы, использовали их для вымогательства денег у различных граждан, - сообщил гособвинитель Айбек Шокпаров. - Участвовали в актах возмездия и устрашения.
При задержании членов группы у них нашли оружие – пистолеты и патроны к ним.
Гособвинитель Айбек Шокпаров успел зачитать в суде, как вымогали 60 тысяч долларов у предпринимателя Е. Так, в начале декабря 2003 года Избасаров приказал трём участникам ОПГ потребовать у предпринимателя Е. 60 тысяч долларов. Члены ОПГ создали психологический портрет Е., выяснили круг его общения, связей и материальных возможностей. Они сделали вывод, что Е. не будет обращаться с заявлением в правоохранительные органы.
Все трое прибыли в офис предпринимателя по улице Братьев Жубановых, представились участниками ОПГ «Четыре брата» и сказали, что в случае обращения в правоохранительные органы расправятся с семьёй бизнесмена. 5 декабря они назначили предпринимателю встречу в кафе «Альянс». Бизнесмен прибыл туда в сопровождении местного криминального авторитета. Но даже это ему не помогло, с него потребовали 60 тысяч долларов. Испугавшись за жизнь членов своей семьи, Е. передал 20 декабря в кафе 11 микрорайона 60 тысяч долларов.
Об остальных фактах обвинения прокурор рассказать не успел. Одному из адвокатов стало плохо, судья объявил перерыв. После перерыва выяснилось, что сверять обвинительный акт нет необходимости. Что ещё совершила ОПГ, озвучат в главном судебном разбирательстве, которое назначили на 5 декабря. Процесс проходит в открытом режиме при повышенных мерах безопасности – журналисты и все желающие следить за ходом разбирательства могут сделать это из комнаты с прямой трансляцией из зала суда.
«Условия содержания граничат с пытками»
На предварительных слушаниях адвокат и мать подсудимого Еркина Избасара заявили ходатайство. Адвокат Тамара Сарсенова сообщила, что «условия содержания подозреваемого Еркина Избасара граничат с пытками».
- С декабря прошлого года Еркин Избасар элементарно ни разу не вымылся и не видел солнечного света, хотя остальные арестованные ежедневно по часу гуляют и моются раз в неделю, - сказала Тамара Сарсенова. – Мы просим заменить ему меру пресечения свободы на домашний арест хотя бы для того, чтобы этот человек почувствовал себя гражданином Казахстана.
Еркин Избасар практически недвижим и не в состоянии даже сидеть. Он лежит на носилках, его приносят на судебные заседания. Сбежать куда-либо он не сможет.
- Еркин Избасар в 1997 году попал в аварию, с тех пор он перенёс 9 тяжелейших операций, по 9-10 часов находился между жизнью и смертью, - рассказала в суде мать подсудимого Мейрамхана Избасар. - Разве такой человек может совершить уголовное правонарушение, когда он находится в больнице, когда он находится за границей на операции? Его не поймут те, кто не попадал в автокатастрофу. Три раза ему во время операций меняли пластинки на спине. Прошу назначить ему домашний арест, чтобы хотя бы ему помыться, по-человечески побыть. Носилки 4-5 человек поднимает, куда он денется?!
Судья Ахметкали Мулдагалиев не отпустил Избасара под домашний арест.
- В ходе расследования Избасара поместили в железнодорожную больницу, где он содержится под охраной, - сообщил суду Ахметкали Мулдагалиев. - Материально-бытовое и медицинское обеспечение подсудимого осуществляет администрация мест содержания под стражей. Избасар – лицо, ранее судимое за тяжкие преступления. В настоящее время его подозревают в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений в составе организованной преступной группы. Находясь на свободе, он может воспрепятствовать установлению истины по делу.
Кроме того, судья оставил без рассмотрения ходатайство о рассекречивании материалов о создании ОПГ и отказался отправлять под домашний арест экс-заместителя начальника департамента криминальной полиции МВД РК Рахата Аханова. Его знают в Актобе больше как бывшего первого заместителя начальника ДВД Актюбинской области. Аханова судят за «Злоупотребление должностными полномочиями в интересах преступной группы». Ему грозит от 4 до 8 лет лишения свободы.
- Аханов подозревается в совершении должностного преступления с коррупционной окраской в интересах преступной группы, - сказал судья Ахметкали Мулдагалиев. - Изменение меры пресечения свободы может повлиять на установление истины по делу.
«Мы ждем оправдательного приговора!»
В суд пришёл бывший спортсмен-вольник, а ныне инвалид-колясочник Жанбулат Избагамбетов. Он рассказал, что уже пять лет дружит с Еркином Избасаром, знает его как мецената и бывшего спортсмена.
- Я познакомился с Еркином Избасаром на Дне инвалидов, - рассказывает Жанбулат Избагамбетов. - Его тогда впервые пригласила Куралай Байменова (председатель центра поддержки парализованных граждан Актобе. – Авт.). Мы знаем Еркина как честного, добросовестного, трудолюбивого человека. Я его друг, соратник, единомышленник. На меня он произвёл впечатление самого доброго и искреннего человека. Он всё время стремился хоть как-то помочь инвалидам, себе подобным. Благодаря проводимой им работе человек, который всё время сидит дома, ощущает себя нужным обществу, хочет чем-то заняться, внести лепту в развитие Казахстана. Мы собирались открыть производство – цех по пошиву спецодежды на заказ, участвовать в тендерах. Если бы он владел таким состоянием, мы бы давно открыли этот цех. Ввиду отсутствия денег мы обивали пороги всяких организаций, обращались за содействием в городское объединение инвалидов. Дело потихоньку шло. У него хотели работать, как минимум, 10-15 человек.
С приходом Еркина Избасара в вольную борьбу наши борцы стали показывать лучшие результаты. В позапрошлом году сборная Актюбинской области заняла первое место в Казахстане. Его мечта - сделать из казахстанских борцов хотя бы одного олимпийского чемпиона по вольной борьбе. Несмотря на состояние своего здоровья, у него всё время были разъезды с борцами, устраивал сборы вместе с российскими спортсменами. Это тоже привело к большим результатам.
Я категорически не верю, что он мог бы такое сотворить - какие-то преступления 2003 года давности. Я думаю, что суд вынесет справедливый оправдательный приговор. Я буду писать на имя президента, просить его о справедливом суде.
Автор: