Как офицеры продавали икру и осетрину
Начался суд над УБОПовцами, которые требовали деньги с продавцов деликатесов и отбирали товар.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Офицеры с детьми
На скамье подсудимых – заместитель начальника УБОПа Абай Давлетов и трое его подчиненных: Самат Нугметжанов, Нурлан Акаласов и Даурен Калилин. Трое из них находятся под стражей, один под домашним арестом, а пятого - Марата Баева – объявили в розыск. Их подозревают в превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия.
Под началом Давлетова они выискивали продавцов красной рыбы, черной икры и, угрожая возбуждением уголовных дел, требовали деньги, а сам деликатес отдавали на продажу другим людям.
Зачитывая обвинительный протокол, гособвинитель отметил, что все подсудимые сделали успешную карьеру: все они в этом году получили повышения, дослужившись до подполковников. У каждого есть жены и маленькие дети.
Ненужное знакомство
По делу проходит единственная потерпевшая Айгуль Н. и свидетель Нурлан Б. Все началось с их знакомства.
- Мы познакомились в сентябре прошлого года, - рассказывает Айгуль. – Я работала продавцом в рыбном отделе торгового дома «Аида». Нурлан занимался поставкой рыбы, предлагал товар и мне. Он рассказывал, что работал в КНБ и скоро должен восстановиться в звании майора. В начале апреля этого года он неоднократно просил меня найти потенциальных поставщиков осетрины и черной икры и, по возможности, сделать заказ. Все это ему нужно, якобы, для отчетности и для повышения рейтинга перед начальством.
Рыбное дело
По чистой случайности Айгуль вскоре познакомилась с поставщиком Асылбеком Б. Обменявшись телефонами, женщина узнала, что парень с легкостью может предоставить «запрещенную рыбу». Айгуль тут же сообщила о поставщике Нурлану, а тот потребовал сделать заказ.
- Мы договорились и 15 апреля собрались ехать на сделку, - продолжила Айгуль. – Нурлан приехал за мной с Давлетовым, тогда мы впервые познакомились. Он сказал, что работник органов и что будем брать Асылбека на живца. Мы выехали за город, чтобы встретиться с продавцом, и пока его ждали, проверяли машины с иногородними номерами.
План был прост: сделку хотели заключить в месте, где нет камер наблюдения. Этим местом должна была стать СТО «Двигатель». Не доезжая до СТО, Давлетов проинструктировал своих подчиненных (офицеров, которые на скамье подсудимых. – И.Г) и саму Айгуль.
- Нурлан был в роли покупателя, а Давлетов играл роль таксиста, - уточняет потерпевшая. – Асылбек не привез с собой товар. Он оставил рыбу в поселке Маржанбулак, в своей машине. Ничего не оставалось делать, как ехать туда. По дороге Давлетов нас высадил, чтобы иметь возможность инструктировать остальных полицейских. В поселок мы добрались на попутном такси.
По словам потерпевшей, вскоре поставщик начал что-то подозревать. Он нервничал и был предельно осторожен. Его машина стояла рядом с местной школой. Отъехав к деревьям, он наконец-то показал рыбу.
- 200 кило свежей осетрины были заморожены и замотаны в целлофан, - передает женщина. - Нам надо было протянуть время. Нурлан, как покупатель, рассматривал рыбу, задавал вопросы, а потом мы переложили товар в такси, на котором приехали. Позже мы сели к Асылбеку в машину, и в этот момент подбежали люди Давлетова. Все вышли, но Асылбек успел закрыть свою дверь и что есть мочи нажал на педаль газа. Он вырвался, врезавшись в балку, повредив машину и едва не задавил школьников.
Вскоре сотрудники полиции его догнали, и, как потом мне рассказал Нурлан, чтобы не возбуждать уголовное дело, с него потребовали 500 тысяч тенге.
По приказу Давлетова, Айгуль должна была найти продавца, который продаст рыбу за полдня.
- 79 килограммов продали, остальную они забрали и разделили между собой, - говорит потерпевшая. - На следующий день я отдала им выручку – 200 тысяч тенге.
Бабушку с икрой сняли с самолета
- Вскоре Нурлан решил провести операцию с черной икрой, - вздыхает потерпевшая. – Такая поставщица у меня есть, старушка – Жамеш апа. Мы хотели заказать 10 килограммов деликатеса, но у нее было только 2. Договорились и на следующий день поехали в аэропорт встречать ее с трапа самолета. В этот раз роль покупателя играл другой сотрудник УБОПа - Калилин. Для того, чтобы подать повод полиции, мы припарковались под запрещающим знаком и там принялись заключать сделку.
Поставщица была с 9-летним внуком. Они сели в машину, разложили замороженную черную икру в пластиковой таре. Выждав немного времени, машину окружили люди Давлетова. Апашка от неожиданности опрокинула икру на асфальт, и ее потом подбирал Калилин.
- Она мне звонила в тот вечер, ругала, плакала, говорила, якобы, из-за меня отдала 300 тысяч тенге, да ещё лишилась икры, - говорит Айгуль. - Икру опять же пришлось отдать на продажу. Продать удалось лишь половину, но Нурлан злился и требовал деньги. Он говорил, что я их подставляю, необходимо искать еще поставщиков. Требовали с меня 320 тысяч тенге или говорили, что подставят.
Угрозы Нурлана шли по переписке через WhatsApp. Их приобщили к уголовному делу. Как пояснила потерпевшая, угрозы передавали от имени Давлетова.
- Я больше так не могла, мне было страшно! - переживает Айгуль. - Несколько дней не спала, думала, как поступить. Я видела весь этот беспредел, чувствовала страх. И 20 апреля рано утром позвонила своему адвокату, все рассказала, а потом написала заявление в прокуратуру.
Автор: