«Меня называют режиссером-мистиком»

«Меня называют режиссером-мистиком»

Вячеслав Виттих,
режиссер Калининградского областного драматического театра.

«Бросил все дела и приехал в Актобе»


У меня сейчас плотный график в Калининграде. Пришлось все бросить, чтобы уделить время моему первому и одному из самых любимых театров. Актобе - это родина моей дочери. Для постановки выбрал пьесу Нила Саймона «Дураки». Она откроет театральный сезон. Постановки пройдут 7 и 8 октября. Пьеса написана пятнадцать лет назад. Смысл произведения в том, что у всех есть свои странности. Не надо этого стесняться и бояться. И в любой глупости есть своя мудрость. При этом присутствует некий политический подтекст в пьесе. Может быть, зритель удивится непривычной игре актеров, немного странная форма подачи материала. Мы показываем жизнь отдельного города, где все, скажем так, «немного того». Я почти не отошел от оригинала пьесы. А вот в Калининграде наоборот ставил пьесу в вольной интерпретации. Было много политических моментов, которые потом пришлось сглаживать.

Комедия – это не только, чтобы все просто посмеялись. В любом комедийном спектакле должен быть смысл. Заставить зрителя подумать над собой, над нашей жизнью. Люди ходят в театр отдыхать. Не очень хотят загружаться сложными вопросами. А через комедию можно дать маленький урок.

«Раздеваться на спектакле только ради эпатажа – пошло»


Сложно угадать, к чему больше тянется зритель. Иногда ставишь классику и думаешь, что вряд ли будет много зрителей: всем известное классическое произведение, нечем удивлять. А спектакль идет при полных аншлагах! Предугадать людскую реакцию невозможно. Сам себя ловлю на мысли: будь я зрителем, на какой спектакль бы пошел? И понимаю, что все зависит от настроения, погоды, каких-то внешних обстоятельств. Сегодня, допустим, я хотел бы пойти на классику. А завтра мне захочется на абсурдную постановку. Каждый спектакль находит своего зрителя.

Когда режиссер говорит актерам раздеться, просто для эпатажа, шокировать зрителей - это выглядит пошло. И с точки зрения искусства, на мой взгляд, такие сцены неприемлемы. Но бывают ситуации, когда этого требует спектакль. Например, в постановке «Тройка, семерка, туз» Герман в одной сцене полностью обнаженный в ванне. Там все выглядит невинно. Обнажение тела в данном моменте просто необходимо, чтобы показать внутреннее состояние главного героя. Он настолько опустошен, чист, первобытен, что не может в этой сцене быть одетым.

«Да, меня интересует потустороннее влияние на человека. Прихожу к мысли, что все-таки это наше самовнушение»


Еще со школы меня безумно тянуло к театру. В маленьком городе Киргизии Кара-Балта, где я родился, не было профессионального театра, только работали любительские студии. Я открыл свой драматический кружок в школе. Мой первый школьный спектакль по пьесе Набокова «События». Очень странно, что это произведение до сих пор не поставили на театральных подмостках. Я нашел книгу драматургии на домашней полке. Прочитал пьесу Набокова, не знаю, чем она мне так понравилась. Вместе со своими одноклассниками поставил спектакль. Иногда пересматриваю видео, получилось довольно забавно.
Учась в Москве, я понял, что мое призвание – режиссура. Первый профессиональный спектакль «Все мальчишки дураки» - в Актюбинском театре драмы, в котором я начинал. Актеры, которые здесь работают, мои хорошие друзья. Приятно наблюдать развитие артистов. Это хорошо, что театр приглашает разных режиссеров. Значит, актерская труппа не варится в собственном соку.

В пьесе «Дураки» говорится о том, что человек глуп не от рождения. Он становится дураком, когда сам начинает в это верить. Часто меня называют режиссером-мистиком. Я поставил на театральной сцене «Дракулу», «Мастера и Маргариту», «Панночку», «Тройку, семерку, туз». Да, меня интересует потустороннее влияние на человека. Прихожу к мысли, что все-таки это наше самовнушение. Если мы думаем, вот «Панночка» - мистический спектакль, какая-то мистика и начинает происходить. Я всегда успокаиваю актеров, что нужно относиться к этому,как к обычной роли. В жизни иногда происходят странные вещи. Сначала не находишь им объяснения. Например, подумаешь о человеке, и он неожиданно появляется из ниоткуда. Через время начинаешь анализировать и понимаешь: странные события - это случайность, стечение обстоятельств, что-то еще, но не потустороннее влияние.

«Очень редко кричу на артистов»


Отпуск в июле, обычно двадцать дней. Дома с книжкой. Иногда просто остаюсь один, слушаю музыку и стараюсь абстрагироваться от театра.

Я много занимаюсь самокритикой. Постоянно себя ругаю, что-то переделываю в работе. Бывает, актеры играют идеально, а зритель чего-то недополучает. Форму идеального спектакля сложно разгадать. Если меня все хвалят, говорят, что спектакль получился, значит, есть промах. Не бывает такого, чтобы постановка понравилась абсолютно всем! Хорошо, когда есть и критика, и похвала.

Многие режиссеры устраивают общие разборы после каждой репетиции. Я за индивидуальную работу с актерами. Чаще это происходит на каком-то ментальном уровне. Просто понимаем друг друга с полувзгляда. Очень редко меня можно увидеть кричащим на артистов. Это было в моей жизни всего раза три. Очень не люблю конфликты. Обычно все происходит по-доброму. Мы все хотим, чтобы получился хороший спектакль. Тогда зачем это делать на нервах?

Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031