Освобождал Прибалтику

Актюбинец, воевавший с фашизмом в Литве и Латвии, раненый на пути к Кенигсбергу, рассказывает о задачах, поставленных Жуковым, отношении прибалтийцев к красноармейцам, горе и счастье мирной жизни.


Дмитрию Федоровичу Царуш 90 лет, крепостью его духа и постоянством памяти приходится лишь восхищаться. О фронтовых годах ветеран рассказывает обстоятельно, крупными «мазками». Если и ускользнет какой-либо образ либо дата – напомнит супруга Анна Семеновна, с которой вместе они уже 67 лет.

Освобождали Прибалтику
В действующую армию 17-летний уроженец Новосергеевки Актюбинской области был призван в 1942 году.
- Дали мне до особого назначения, - рассказывает фронтовик. – В начале войны забрали отца и брата. Их отправили в Сибирь на работы. Они не вернулись. Там от холода и голода умерли. А меня в 1943 году направили в Уральск на обучение военному делу, прикрепили к 24 Стрелковому полку.
После учебы – Дмитрий Федорович служил в пехоте – 18-летний актюбинец попал в Прибалтику.
- Привезли нас в Литву. Помню, как заняли оборону. А ночью в 4 часа пустили ракету. Всё - идем в бой. Страшно было. Но будто и не обращали внимания. Даже не знали на кого идем. Главное - нужно было защитить себя и товарища. Заняли участок – дальше нельзя. Георгий Константинович Жуков требовал меньших потерь. Немецкие подразделения мы старались окружать, а не убивать людей. Остановились. Пришло подкрепление – самолеты, танки.
Красная армия освободила литовские города, подступила к Кенигсбергу.
- Шли на Кенигсберг. В бою получил я ранение глаза. Попал в санитарный батальон. Доставили в госпиталь в городе Паневежис.

Рижане были не довольны
Дмитрия Федоровича выходили, поставили на ноги, но зрение на правый глаз так и не вернулось. Тем не менее, пехотинца не комиссовали, а направили в 145 Артиллерийский полк.
- Мы были как бы в охране, - говорит ветеран. – Так на дежурствах я прослужил до мая 1945 года. Нас отпускали в Ригу. Красивый город! Разрушений больших там и не было.
Как рассказывает Дмитрий Федорович, бойцы, направляемые в Ригу, получали наказ – с местными жителями не общаться.
- К жителям и подходить не должны были. Не разрешали нам и воду пить из колодцев, у местных – могла быть отравлена. Должен сказать, что жители Риги не очень-то были довольны нашим присутствием. Мы с ними и не старались общаться.

Салют из всех орудий
О победе над фашистской Германией и конце войны Дмитрий Царуш узнал, находясь в дежурстве на посту.
- С 8 на 9 мая, ровно в два часа ночи в Риге дали салют со всех видов оружия. А мы в 25 километрах от Риги находились. Все видели.

Породнились
25 декабря 45-го наш собеседник был демобилизован и направлен домой. Новый год – первый год мира, встречал в окружении оставшихся близких.
- Начали работать в селе. Шло строительство. Работал я вначале учетчиком, затем машинистом. На разных специальностях был.
В 1948 году Дмитрий Федорович женился. У четы Царуш 10 детей, 14 внуков, 13 правнуков.
- Наш сын переехал с женой, она немка, в Германию, - рассказывает Анна Семеновна. – Наш дедушка, Дмитрий Федорович, немного был против этого отъезда. Говорил, я же там воевал… Но потом отпустил.
- Живут они в Германии нормально! – добавляет ветеран. – Там культура!
Дмитрию Федоровичу и его супруге с родными краями – селом Новосергеевка – пришлось проститься в 1995 году. Многие сельчане к тому времени уже уехали. Хозяйство развалилось. Село пришло в запустение. Судя по рассказам супругов Царуш, переезд и прощание с родным краем пережили они с трудом. Медленно привыкали к «квартирной» жизни. Унывать им не приходится. Дети и внуки навещают постоянно. Немецкая родня тоже приезжает. 6 января девяностолетие Дмитрия Федоровича отпраздновали всей семьей.
Не забывают о ветеране и его спутнице жизни и актюбинские школьники.
- Приходили дети и учителя из музыкальной школы №2 в апреле, проведывали, расспрашивали о войне, о жизни. Делимся воспоминаниями, - говорят супруги Царуш.



Ренат ТАИПОВ



Автор: Редакция

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930