Появятся умные камеры и безопасные автобусы
На вокзалах установят камеры с распознаванием лиц. На общественном транспорте введут электронные билеты. Что еще изменится в Актобе с превращением в «Умный город», рассказал главный идеолог программы Серик Аширбеков.
Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Актобе может превратиться в умный город уже к концу 2018 года. Как сообщала газета «АТ» в предыдущем номере, создание системы smart city позволит обезопасить граждан от терактов и наладить более тесную связь между населением и властью. Произойдет это, если все планы сбудутся, за счет внедрения многочисленных информационных технологий.
Распознают преступников
По подсчетам Серика Аширбекова, начальника Отдела развития информационных технологий и информационной безопасности аппарата акима Актобе, для создания smart city потребуется не менее 900 новых камер наблюдения. В том числе с функцией распознавания лиц. Такие камеры планируют установить на «воротах» города – в аэропорту и на вокзалах.
- Подобные камеры сегодня у нас стоят в аэропорту и на границе. Но распознают лицо они только в случае, если человек стоит напротив камеры неподвижно и без головного убора. Фотографируют и определяют. А новые камеры смогут распознавать лица в движении, в толпе. Как утверждают сами производители, при правильной установке такие системы обладают точностью в 72-85 процентов. Качество, естественно, с каждым годом повышается, - объясняет Серик Аширбеков.
Следить в автобусах
Также видеокамерами планируют оснастить общественный транспорт.
- Одна из камер будет направлена на водителя. Она сможет фиксировать все его противоправные действия. Допустим, он разговаривает по телефону за рулем или курит. По салону установят камеры для фиксирования карманников, - говорит сотрудник аппарата акима.
Основной вопрос: вести прямую трансляцию происходящего в автобусах или записывать на видео и потом анализировать? Система онлайн-режима – очень дорогостоящая.
- Поэтому мы сейчас рассматриваем вариант без трансляции. На маршрутах автобусов, к примеру, в самом автопарке можно производить забор всех скопивших видео. Автобус отдал информацию, а затем идет на следующий круг, - поясняет Серик Аширбеков.
Система умного города предполагает установку большого числа камер на улицах, площадях, в скверах и во дворах Актобе.
- По долгу службы я посетил очень много городов мира. Некоторые улицы Лондона, к примеру, буквально напичканы камерами: идешь – и можно попасться на видео более 50-и раз. В Гонконге на одном столбе я насчитал 16 камер – общественная безопасность, дорожная безопасность, а некоторые, по-видимому, установлены секретными службами.
Планы создателей умного города постепенно воплощаются в жизнь. Устанавливаемые на улицах камеры выводят на мониторы в участковых пунктах полиции, а сами эти пункты интегрируют с созданными в прошлом году управляющими компаниями, ответственными за чистоту улиц.
Электронные «билеты»
В планах – обустройство умных остановок. Они должны быть оснащены электронным табло с расписанием маршрутов, голосовой системой, сообщающей время прихода автобуса. Тут же горожанин мог бы подзарядить свой смартфон, а благодаря системе кондиционирования – отдохнуть от летнего зноя.
Также власти рассматривают введение в автобусах электронных платежных систем. Одна такая – «Онай» уже действует в Алматы. Жители южной столицы не расплачиваются наличными, а закидывают деньги на карточку «Онай», которую «пропускают» через терминалы в общественном транспорте.
- Сейчас мы ведем переговоры с несколькими компаниями. Есть свои нюансы. Система «Онай» находится на российских серверах, принадлежащих компании «Золотая корона». Получается, все казахстанские платежи уходят вначале туда, российская фирма снимает процент с этих платежей за обслуживание и за аренду. Нам бы хотелось, чтобы компания была отечественной, - рассказывает Серик Аширбеков.
На сегодня одним из элементов умного города можно назвать разработанное приложение «Aktobe bus». Каждый автобус оснастили GPS-навигатором – на смартфоне можно увидеть, где находится нужный автобус, и когда он подъедет к остановке.
Работу светофоров на некоторых участках планируют интегрировать с видеокамерами. При увеличении потока машин, к примеру, на выезде из города вечером пятницы, светофор сможет гореть зеленым дольше, чем в обратном направлении. Реагировать он будет автоматически.
Единая регистратура
Электронная революция должна коснуться и здравоохранения. Но здесь идеология smart sity столкнулась с проблемой. В Актобе нет госоргана, отвечающего за медицину. Все государственные клиники и больницы находятся под контролем Областного управления здравоохранения. Поэтому сейчас рассматривают вопрос создания личных кабинетов пациента для жителей города и единой регистратуры. Они позволят записываться на прием к врачу по мобильному приложению. У каждого актюбинца должна появиться электронная медицинская карточка. Благодаря ей в каждом лечебном заведении смогут ознакомиться с вашей историей болезни. Сдаете анализы в одной клинике – данные записывают в карточку. Идете в другую клинику – данные уже там. Работу аптек также намерены перевести на «электронные рельсы».
Аким будет знать
Новшества внедрят также в сферу ЖКХ. Первая задача – сформировать электронный реестр всего жилого фонда. Вторая – создание приложения, через которое каждый актюбинец сможет оплачивать коммунальные услуги, следить за расходованием средств жилищных кооперативов.
Еще одна задача - перевести получение госуслуг (запись в детсады, очередь на землю и т.д.) в формат мобильных приложений. Через них также можно было бы направлять жалобы в акимат.
Серик Аширбеков признает: горожанин не должен устанавливать на свой смартфон уйму электронных программ, необходимо, чтобы все функции стали доступны через одно приложение, к примеру, «Aktobe smart»:
- Приложение пока не создано, но техническое задание уже формируется. Поэтапность внедрения мы уже распланировали.
В свою очередь, «Aktobe smart» должен быть интегрирован с программой, доступной сотрудникам акимата. Чтобы глава города не входил в различные реестры, а получал все данные на своем планшете. Но это должны быть не поверхностные статистические отчеты, а «глубокие» сведения. Так, чтобы аким города смог узнать со своего планшета о пропуске уроков учеником, скажем, пятого «Б» класса. Причем с объяснением причины: «Вася Петров сегодня заболел».
Основной вопрос при формировании умного города – финансирование. Бюджетные средства на его создание не выделяются. Поэтому власти надеются на государственно-частное партнерство. Говорить о точных сроках интеллектуальных преобразований Актобе пока рано.
Автор: