Хождение по мукам малого и среднего бизнеса продолжается
Как монополисты, недропользователи и комитет по госзакупкам штрафуют, лишают доступа к тендерам и изобретают нелепые инструкции.
Павел НОГИН
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Законы работают не для всех
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев придает огромное значение развитию малого и среднего бизнеса. С помощью малого и среднего бизнеса ускоряется экономическое развитие страны, растёт самодостаточность населения.
У нас для развития экономики, в том числе для малого и среднего бизнеса, имеется достойная законодательная база. Проблемы чаще возникают с исполнением законов. Они возникают в основном у малого и среднего бизнеса, самого незащищённого.
На страже интересов хозяйствующих структур с участием государства стоят суды, административный ресурс. Монопольные структуры и недропользователи не нуждаются в защите, они сами себя и кого угодно могут защитить.
В реальности так складывается ситуация, что у малого и среднего бизнеса практически нет судебной и административной защиты.
К сожалению, мы не слышали, чтобы иски к госорганам решали в пользу малого и среднего бизнеса. Эта ситуация порождает вседозволенность со всеми вытекающими последствиями.
Производителей насчитываются единицы
Не озвучиваются данные, сколько юридических лиц работает в малом и среднем бизнесе в производственном секторе, а сколько - в секторе «купи-продай». Таких может оказаться более 90 процентов.
Неслучайно в малом и среднем бизнесе промышленным производством занято меньшинство. С этим нужно разбираться и принимать меры. От государства требуется значительная поддержка малого и среднего бизнеса, пересмотр требований, особенно в производственной сфере.
Требования новые, заводы старые. Как быть?
Приходит проверяющий, предъявляет проверочный лист на 8-и листах, при этом в проверочном листе внесены изменения требований, внесенные за 25 лет. Если эти производственные площади построены в 70-х годах, то у них эти изменения, внесенные через 30-45 лет, не могут применяться, так как закон обратной силы не имеет. Но попробуй это докажи!
Ну какое юридическое лицо выдержит эти проверки?
Естественно, в таких случаях риски, связанные с изменением технических требований, берет на себя юридическое лицо, и не нужно с него требовать, чтобы мощности, созданные 40-50 лет назад, переделывали под изменения последних 25 лет. В противном случае, легче разрушить эти здания и построить новые. Возникает вопрос: за чей счет? Нужно реально оценивать обстановку.
Из-за вируса потеряли доступ к сайту госзакупок
Примером слабой защищенности малого и среднего бизнеса может служить случай с АО «Актюбинскглавснаб». Выиграли тендер по госзакупкам и должны были подписать договор не позже 2 мая 2017 года.
2 мая 2017 года из-за проникновения вируса произошел сбой работы компьютера. По этой причине в установленное время 2 мая 2017 г. по форс-мажорным обстоятельствам не могли подписать договор. Всё случившееся подтверждено независимой квалифицированной организацией. Более того, утром 3 мая 2017 года поставщик побежал с письмом к покупателю - Актюбинской детской музыкальной школе № 1. Объяснил причину, просил подписать договор и разрешить в этот же день завезти трубы диаметром 20 мм, в количестве 80 метров на сумму 38 тысяч тенге из наличия на базе. Но 3 мая 2017 года комитет по госзакупкам признал АО «Актюбинскглавснаб» недобросовестным участником госзакупок и заблокировал им доступ к сайту госзакупок.
Актюбинская детская музыкальная школа №1 по этой причине отказалась от подписания договора, ссылаясь на возможные обвинения в коррупции. Комитет по госзакупкам своим решением заблокировал компании реализацию продукции.
Штампуют недобросовестных участников госзакупа
По существующему порядку комитет автоматически, по формальным признакам, без обращения покупателя признаёт предпринимателей недобросовестными участниками госзакупок. Если бы это делалось по обращению покупателя, то такие решения уменьшились бы в разы. Но такой порядок не ввели, чтобы ничто не мешало формально штамповать недобросовестных участников госзакупа.
Причём это делается без участия субъектов сделки! Как говорится, без меня меня женили - я на мельнице была.
АО «Актюбинскглавснаб» обратилось в областной экономический суд. Он не установил причинно-следственной связи и отказал в иске. Я считаю, что в данном случае суд принял решение в нарушение Гражданского кодекса РК, где сказано, что признаётся вина, если она доказана.
С протестом по этому решению выступила областная прокуратура. Компанию поддерживает палата предпринимателей Актюбинской области, актюбинский областной Союз предпринимателей. Сейчас ждут апелляционного суда.
Тем временем компании заблокировали реализацию выпускаемой и другой продукции, она накапливается на складах. Предприятие несет значительные убытки и упускает выгоду. Казалось бы, такой незначительный вопрос, как задержка на несколько часов подписания договора поставки труб на 38 тысяч тенге, превратился в глобальную непреодолимую проблему. Хотя объективно вопрос, как говорится, не стоит и выеденного яйца.
Возникает ряд вопросов:
- Почему участника госзакупок признают недобросовестным без учета мнения покупателя?
- Почему компании блокируют участие в госзакупках, без учета презумпции невиновности?
- Почему в вопросах принятия решения по малому и среднему бизнесу никто не церемонится?
- Почему через тендеры проводят закупы, начиная с иголки, или, как в данном случае, труб на 38 тысяч тенге?
- Почему не ввести в госзакупах суммы свыше 500 тысяч тенге, и не загружать мелкими сделками центральные органы и электронный портал?
К поставщикам применяют кабальные штрафы
Учитывая, что у малого и среднего бизнеса нет защиты со стороны уполномоченных органов, монопольные структуры и недропользователи, образно говоря, вьют верёвки из малого и среднего бизнеса.
Например, не вовремя платят за полученную продукцию. Для этого разработали целую систему:
- Ввели сроки оплаты за полученную продукцию от 60 до 90 дней, хотя фактически оплата длится на 20-30 дней дольше. Это объясняется тем, что монопольные структуры и недропользователи имеют возможность бесконтрольно диктовать любые условия. Они бесплатно используют чужие оборотные средства. Для удлинения сроков оплаты объявляют тендеры до 50 наименований совершенно не взаимосвязанной, разноименной продукции.
По условиям договора, отсчёт вышеназванных сроков оплаты начинается, когда поставляется последняя позиция, а всё это время остальной полученной продукцией пользуются до оплаты бесплатно, т. е. пользуются беспроцентным товарным кредитом. Для сравнения: банки дают кредиты под 18% годовых.
В свою очередь, недропользователи записывают в договоры поставки товара кабальные штрафные санкции для поставщиков, а для себя ставят очень выгодные условия. Например, для недропользователей за несвоевременную оплату за полученную продукцию штрафы не превышают 5% от суммы задолженности, пусть не платят за неё даже пять лет. А для поставщиков продукции штрафные санкции за просрочку поставки товара составляют 1% от его стоимости за каждый(!) день. И ограничений в процентах нет!
Шкафы собирают в степи
Как принимают у поставщиков продукцию – это отдельная песня.
- Приёмка продукции делается не по общепринятым инструкциям П-6, П-7 и положениям Гражданского кодекса РК, а по их собственным понятиям.
- Не признают нормы естественной убыли, относят эти потери в недопоставку продукции. Со всеми вытекающими последствиями - штрафы за недопоставку, удлинение сроков расчётов.
Могут потребовать поставить продукцию на месторождение в собранном виде. Примером может служить объявленный недропользователем закуп 80 металлических шкафов для одежды. Одним из условий считается поставка шкафов в собранном виде. Заводы реализуют их упакованными в комплекты. Если везти их в заводской упаковке, нужна одна четырёхтонная автомашина. Если собранными, то пять(!) автомашин – целая автоколонна.
Другой пример - объявляется закуп силикатного кирпича. В заводской упаковке (в поддоне) насчитывается 480 штук, а недропользователь заказывает в упаковках по 400 штук. Поставщику приходится делать разупаковку поддонов и уменьшать количество кирпичей на 80 штук в поддоне, а после снова делать трудоемкую упаковку. Трудно понять, для чего это делается, для издевательства или для иных целей?!
Или третий пример. Заказывается вся продукция 2017 года изготовления. Если сказать об этом дилетанту, он решит: «Правильно, покупатель прав!». Нет, не прав. На всех товарах изготовитель указывает срок хранения. Это говорит о том, что этот товар в пределах срока хранения обладает 100% годностью. И принимать по закону его обязаны в пределах этого срока. У нас это законодательно закреплено.
Если поставщик не согласится с незаконными требованиями, не говоря уже о предъявлении претензии, то после никогда не выиграет ни одного тендера. Почему в ущерб интересам предприятий Казахстана делают всё по принципу «Что хочу, то и ворочу»? За державу обидно!
«Не устраивает – работайте с другими!»
Многие решения принимаются без учёта требований Предпринимательского кодекса РК о коммерческой тайне, о конкуренции, о проверках. По всем этим и иным причинам, малый бизнес не вырастает в средний бизнес. В свою очередь, средний бизнес слабо развивается. Программы по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса на практике пока не дают желаемого результата.
Когда ставят эти вопросы перед уполномоченными органами, они заявляют: «Не устраивает - работайте с другими!». А другие – они же и есть: недропользователи, монополисты, других-то по большому счёту - нет!
А может, власть лучше употребить для соблюдения экономических и других законов в отношении малого и среднего бизнеса?!
Автор: