Скорая будет приезжать только к УМИРАЮЩИМ
Уже подписан закон, из которого следует, что скорая помощь станет реагировать не на каждый вызов.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Вице-министр здравоохранения Лязат Актаева пояснила, что выезды скорой помощи разбили на четыре категории:
- Три из них несут потенциальную и непосредственную угрозу для жизни человека. Они останутся в диспетчерской службе скорой помощи. Четвертая категория – вызовы к хроническим больным. Она будет на балансе центра неотложной медицинской помощи при поликлиниках и будет работать в круглосуточном режиме.
Номер не изменят
Новый приказ был подписан в начале прошлого месяца министром здравоохранения, но работать по нему актюбинские медики начнут не раньше января.
- Мы получили приказ под №450, но в силу он, скорее всего, вступит с нового года, - говорит заместитель главврача станции скорой помощи Дастан Неталиева. – Сейчас идет процесс подготовки и ознакомления. Раньше мы работали по шести категориям, теперь выделяют лишь четыре. Первые три - это экстренные вызовы. Их обслуживать будут наши работники, а четвертая категория - состояния, вызванные острым заболеванием или хронической болезнью. Обслуживать их придется поликлиникам.
По словам Дастан Панаевны, чтобы определить, к какой категории относится тот или иной пациент, по всей области заработает единая диспетчерская база Call center.
- Все будет централизовано, - уверяет медик. – Население по-прежнему в случае болезни будет звонить на телефон «103», а далее наши диспетчеры будут делать сортировку, и если вызов попадает под четвертую категорию, то его просто переправят в поликлиники. Кроме того, к концу года в поликлиниках мы планируем поставить «АДИС» программу (автоматизация дактилоскопических учетов№ – И.Г.). Благодаря этой технологии поступающий к нам на пульт вызов сразу будет выходить на экран диспетчера поликлиники. Это позволит сэкономить время, ведь он в тот же миг отправит свою бригаду на выезд.
Объем работы уменьшится на 70%
Проведя анализ, врачи «неотложки» поняли, что более 70% вызовов поступающих к ним относятся к четвертой категории.
- Эти новшества благоприятно скажутся на нашей работе, - считает Неталиева. – Большая часть наших выездов не относится к экстренным, а потому мы не должны обслуживать их вовсе. Вот мы отправили бригаду человеку, у которого высокое давление, а в это время другой вызов, кто-то умирает. Надо ехать срочно, но наша бригада в другом месте. Как нам быть? Теперь, когда мы приступим к работе по новым законам, скорая станет мобильней, и быстрее будет обслуживать население.
- Вам-то это на руку, а как же поликлиники? У них наверняка возникнут трудности.
- Приказ поступил недавно, и на сегодня поликлиники еще не оснащены транспортом и специальным медперсоналом. Но вскоре это все появится. У них будет одна бригада на десять тысяч человек. Если поликлиника обслуживает 50 тысяч, значит, соответственно бригад будет пять. Мы целенаправленно будем оказывать только экстренную медицинскую помощь. Так делают во всех развитых странах. Главное, чтобы и люди это понимали. До сих пор случаются «пустые» звонки. Например, вчера отвезли в больницу пациента, но ее не приняли. Она позвонила опять в «103» и стала требовать, чтобы ее отвезли домой. Мы не такси, а люди этого не понимают. И таких нюансов много. Этот приказ хорош. Наша работа облегчится, да и поликлиникам это на руку. Ведь теперь участковые врачи, придя утром на работу, будут знать, кто из их подопечных вызывал «103». На столе будет лежать история болезни, экономится время, и участковый врач сможет принять больше пациентов.
Цена времени – чья-то жизнь
На данный момент в городской станции скорой помощи работают 36 бригад. Из них 8 бригад интенсивной терапии, 9 – педиатрических, 1 – психиатрическая и 18 – фельдшерских. Кроме того, в 12 районах области и в городе Эмба есть отделения скорой помощи, в которых дежурят по одной фельдшерской бригаде. За исключением города Шалкар, там их две.
- В среднем мы обслуживаем по шестьсот вызовов в сутки, - подсчитывает Дастан Панаевна. – Все вызовы разделены на категории прибытия. По первым трем мы должны быть у больного в течение десяти минут.
- Успеваете?
- Успеваем, по крайней мере, мы стараемся это делать. Конечно, есть и трудности. Помимо банальных пробок и плохой дороги, иногда нам приходится проделывать огромное расстояние, чтобы попасть к пострадавшему человеку. Например, вызов в Пригородный, ехать далеко, и чисто физически бригада может не уложиться в срок. В таких случаях мы стараемся передать по рации вызов тем, кто ближе находится к месту.
Проделанный анализ за семь месяцев показал, что «неотложка» в большинстве случаев укладывается в семь минут.
Универсальный солдат
В городе насчитывается 6 поликлиник плюс четыре медицинских центра, которые работают по госпрограмме. Как только новый приказ начнет функционировать, из поликлиник к хроническим больным будут выезжать фельдшерские бригады. Других просто не останется. В скорой их число также преобладает. Однако случается так, что актюбинцы недовольны работой людей в белых халатах. Они говорят, что приезжающие фельдшеры мало понимают в искусстве врачевания.
- Фельдшеры - мастера на все руки, - реагирует Неталиева. – Они как универсальные солдаты, их готовят очень хорошо, и они все могут. Поэтому, когда случается на трассе какое-нибудь ДТП, туда едет именно фельдшерская бригада. Можно сказать, это врачи высшей категории.
В городской станции скорой помощи работает 36 бригад. Ежесуточно они реагируют в среднем на 600 вызовов.
«Министерство здравоохранения вводит новую специальность – врач неотложной медицинской помощи. Они будут работать именно на уровне приемного покоя многопрофильного стационара, и осуществлять так называемую сортировку. Тот пациент, по которому видно, что он нуждается в экстренной помощи, получит ее в первую очередь. То, что описано в приказе, мы считаем, позволит обеспечить качественную скорую неотложную медицинскую помощь», - заявила вице-министр здравоохранения Лязат Актаева.
Автор: