Суд признал: заключенного пытали
Начальник отдела контролерской службы Даулет Байманов за два месяца работы нашел столько нарушений в колонии-поселении, сколько их не было за всю ее историю.
Татьяна ТОКАРЬ
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Активную роль в совершении пыток над заключенным Саматом Нуржановым выполнял начальник отдела контролерской службы УКА 168/3 Даулет Байманов. В суде выясняли, как человек в мундире мог пойти на такое. Нуржанова фактически распяли между дверью и соседней камерой, пристегнув за руки наручниками. Били кулаками в грудь и живот, оскорбляли, засовывали тряпку в рот, чтобы не слышно было его диких воплей. Причиной таких издевательств стало замечание, которое сделал осужденный Байманову, услышав возле КПП в свой адрес фразу: «Кто пасет, тот сосет!»
Из выступления адвоката Куляш Манько, представлявшей интересы перенесшего пытки, известно, что Даулет Байманов проработал в колонии-поселении УКА 168/3 лишь два месяца. До этого он отдал не один год колонии общего режима УКА 168/2, именуемой в народе «шестеркой», занимал руководящие должности в Департаменте уголовно-исполнительной системы. Байманова характеризуют как человека, который всегда привык добиваться своего.
«Я вел себя не так, как другие сотрудники, - зачитывали в суде показания Даулета Байманова. - Администрация не справлялась с сотрудниками учреждения. Я даже ввел обращение по имени-отчеству… Я пришел в учреждение, чтобы навести тут образцовый порядок».
- Требования называть сотрудников колонии по имени-отчеству нет нигде в уголовно-исполнительном кодексе, - говорит Куляш Манько. – Законодательство требует только называть сотрудников колонии уважительно и на «вы»…
Допрошенные осужденные рассказывали, что Байманову не указ был даже руководитель колонии.
- Он перепрыгивал через голову начальника и звонил заместителю начальника ДУИС, спрашивал, правильно ли он сделал то-то и то-то, - говорит Куляш Манько. - Это утверждают осужденные. За два месяца работы в учреждении он выявил столько нарушений, сколько не нашли за всю его историю.
Учитывая активную роль Даулета Байманова в совершении преступления, суд приговорил его к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы. Старшему контролеру этого же учреждения Дамиру Сухашеву и оперативнику Гумару Ержанову дали по 3 года колонии. Кроме того, их обязали выплатить потерпевшему от пыток Нуржанову 900 тысяч тенге в солидарном порядке. Сухашев в суде частично признал свою вину.
- Достоинство человека неприкосновенно, никто не может подвергаться пыткам, - считает адвокат Куляш Манько. - Подсудимые, принявшие присягу, призванные защищать права и интересы граждан, совершили преступление против конституционных прав и свобод. Тем самым они дискредитировали правоохранительные органы, призванные бороться с преступлениями и нанесли ущерб авторитету государственной власти.
Автор: