Советы по выбору велосипедов
Перед тем как выбрать велосипед (для взрослых) для городского пользования, нужно обратить внимание на его виды: гибридные варианты или горный тип велосипеда.
Они имеют небольшую длину и способствуют хорошей манёвренности, что немаловажно на наших улицах.
1. «Горный», как его называют в народе, или MTB (Mountain Bike). Самый универсальный тип. Отличается прочной алюминиевой рамой, покрышками с зубастым внедорожным рисунком. Как правило, снабжен передней вилкой с амортизатором. На деле горный байк вполне подходит для города. Исторически именно он завоевал у нас наибольшую популярность.
2. Дорожный, он же городской велосипед. Рама тоньше и выше чем у горного, посадка удобнее для неспешных поездок по асфальту в повседневной одежде. Как правило, оснащается жёсткой передней вилкой без амортизатора.
█ Подвеска
По виду подвески велосипеды делятся на три типа:
«Ригид» - жёсткая подвеска обоих колес.
«Хардтейл» - в передней вилке появляется амортизатор.
«Двухподвес» - задняя часть рамы представляет собой сложную качающуюся конструкцию с амортизатором.
Прежде всего, что не стоит покупать точно. Это «двухподвес», снабженный и передним, и задним амортизаторами. Его кажущееся преимущество — комфорт при проезде неровностей — является именно кажущимся. А вот недостатков в городе у него хватает: большая масса, меньшая надежность, высокие затраты сил на паразитную раскачку задней подвески. «Двухподвесы» предназначены не для города и дачи, а для скоростной езды по неровным дорогам — задний амортизатор позволяет увереннее контролировать велосипед.
█ Трансмиссия
Практически все современные велосипеды оснащены многоскоростной трансмиссией — переключая передачи, гораздо легче забираться в горку или, напротив, ускоряться на ровном участке. В трансмиссию современного многоскоростного велосипеда входят: набор передних звезд («система»), шатуны с педалями и кареткой, набор задних звезд («кассета»), цепь, передний и задний переключатели передач и ручки управления переключением — «манетки».
Специалисты настоятельно рекомендуют почаще переключать скорости. Во-первых, так равномернее изнашиваются звёздочки на заднем колесе, а значит и менять их придется позже. Во-вторых, правильно регулируя нагрузку, вы меньше устаете. Но самое главное — от частоты вращения педалей (ее называют «каденсом») зависит здоровье ваших коленей. Врачи утверждают, что для суставов менее вредно крутить педали быстрее, но с меньшей нагрузкой, нежели «ломить», аж привставая на педалях от усилия. Оптимальный каденс — 80-100 оборотов педалей в минуту, но с непривычки поддерживать такую частоту трудно, так что лучше придерживаться простого правила — выбирать такую передачу, чтобы на нужной скорости педали можно было крутить с небольшим усилием. И отбросьте миф о том, что мышцы будут качаться только под нагрузкой, при «силовой» езде — здоровье коленных суставов важнее!
Переключать скорости нужно во время езды. Если передачи перещелкиваются с трудом, включение нечёткое, или через раз — это означает, что трос переключателя растянулся или сбились настройки, отрегулируйте механизм самостоятельно или в мастерской, это несложно.
Ещё одно правило касается выбора комбинаций передней и задней звездочек. Избегайте положений, когда цепь идет «наискось», например, когда включена малая звезда спереди и малая сзади, или, наоборот, большие спереди и сзади. Малая передняя звезда используется только для тяжелых участков (в гору или по песку, например), большая - для скоростной езды по прямой или с горы. Включайте их заранее, перед подъемом (спуском). В обычных условиях спереди включена средняя звезда, и с ней можно использовать все задние передачи, кроме крайних. Несоблюдение этих сочетаний приведет к быстрому растяжению цепи (она работает с перекосом) или соскоку цепи со звездочки, в этом случае ее может заклинить.
█ Тормоза
Существует два основных типа велосипедных тормозов: ободные и дисковые. В ободных тормозными колодками сжимается обод колеса, в дисковых — тормозной диск, установленный на втулке. Хорошо отрегулированные ободные тормоза работают лучше, гораздо проще и дешевле в обслуживании, намного меньше риск повредить их неосторожным обращением.
Подавляющее большинство современных велосипедов имеют «ручные» тормоза, левый — на переднее колесо, правый — на заднее. Приучите себя основное усилие при остановке направлять на левую руку, и тогда при экстренном торможении руки сами вспомнят, как правильно. Задний тормоз — только вспомогательный. Его гораздо легче заблокировать, это может привести к потере устойчивости и падению.
Также нужно отрегулировать наклон тормозных ручек так, чтобы они смотрели вниз примерно под 45 градусов, то есть были как бы на продолжении вашей руки. Многие ставят ручки горизонтально — это быстро приведет к усталости запястий, кататься будет некомфортно, да и контроль велосипеда ухудшится. Во время движения один или два пальца должны находиться на тормозной ручке
█ На что еще обращать внимание?
Обода.
Если ваш вес превышает 90 кг или вы планируете жёсткую езду по неровностям, то лучше покупать байк с двойными ободами (обозначаются «double wall»). Они намного прочнее.
От диаметра обода колеса зависит скоростной режим велосипеда. Чем колесо больше, тем меньше нужно энергии для езды. Для скоростных велосипедов используют узкие колёса с небольшим протектором. Это способствует удобной езде и безопасности на поворотах.
Седло.
Перед тем как выбрать велосипед взрослому по росту, нужно знать, что при удержании велосипеда между ногами, его рама должна отстоять от паха не менее чем на 5-10 см. Этот запас позволяет безопасно использовать велосипед. Для этого нужно перед покупкой примерить соответствующую модель. Также важным критерием в том, какой выбрать велосипед взрослому, является высота регулирования седла. Её выставлять нужно так, чтобы в самом нижнем положении педали нога была распрямлена, но не до конца, колено не должно полностью разгибаться. Следите за тем, чтобы не выдвинуть слишком сильно подседельный штырь из рамы — на нем есть специальная отметка предельной высоты.
Вспоминая советские модели велосипедов с широким и мягким седлом, многие недоумевают: а почему это современные сёдла такие узкие и жесткие? При езде на дальние дистанции (а также для соревнований) это важно - седло должно поддерживать седалищные кости, а не быть мягким уютным креслом. Но для коротких медленных прогулок по парку подойдут и широкие седла.
Давление.
Многие до сих пор накачивают велошины «на ощупь» — сжал пальцами, если сильно не прогибается, то и нормально. Зря! Такого давления в покрышке явно недостаточно. Присмотритесь — на боковине шины наверняка найдете цифры требуемого давления, например «40-65 psi / 2.8-4.5 bar». Да-да, велопокрышка накачивается до давления намного большего, нежели автомобильная, не удивляйтесь. Подключите автомобильный компрессор с манометром и попробуйте накачать шины до указанного давления — удивитесь, насколько легче станет крутить педали! Если вы чаще катаетесь по грунту, то можно накачивать до нижнего предела, для лучшей амортизации, если по ровному асфальту - то до верхнего, для уменьшения сопротивления качению, это сэкономит ваши силы. Учитывайте и свою массу: чем крупнее ездок, тем выше давление.
При подготовке материала использован источник www.auto.mail.ru
Автор: