Актюбинцы выкупают автохлам и сдают его в утиль
С начала года жители нашей области избавились от более полутора тысяч машин.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
█ 21 машина в день
Принимать старые авто начали с 21 ноября прошлого года. За это время актюбинские водилы расстались с 1631 автомобилем. Для удобства населения была создана электронная очередь.
- На сегодня поток клиентов не уменьшается, - рассказывает менеджер регионального отделения ТОО «Оператор РОП» Зада Касенова. – Раньше из-за большого количества желающих у нас были сложности, ежедневная квота была рассчитана лишь на восемь машин. Многие не успевали, очередь росла. Теперь мы работаем шесть дней в неделю и можем принять двадцать один автомобиль. Поэтому очереди уже нет. Люди успевают.
Для того чтобы сдать машину в утиль, необходимо получить справку из автоЦОНА о том, что техника списана, а также закрыть все долги перед государством. Вся эта процедура обычно занимает полдня. Однако сами автолюбители порой создают трудности.
- Некоторые актюбинцы поступают не совсем правильно, - продолжает менеджер. - Они встают в очередь, а уже потом занимаются списыванием авто и, как правило, не успевают. Дело в том, что у нас все по графику: мы знаем, когда придет тот или иной клиент, знаем, сколько их ожидать сегодня. Но кто-то не успевает снять авто с учета или заплатить штраф. Приходится переносить его на другой день, а от этого страдают другие люди, которые уже сняли машину с учета, но не могут ее отдать, потому что их очередь еще не настала.
█ 150 тысяч за раритет
Программа по утилизации автохлама рассчитывает денежные вознаграждения по двум категориям. Для того, чтобы получить 150 тысяч тенге, в комплектации вашего железного друга должны быть: кузов, двери, капот, крышка багажника, двигатель, коробка передач, радиатор, аккумулятор, колеса и выхлопная труба. Все эти детали могут находиться абсолютно в любом состоянии, но главное, чтобы они были.
- Мы часто принимаем машины после аварий, - объясняет Зада Касенова. – А также полностью сгоревший транспорт. Вот недавно такую машину к нам пригнали. Ремонту она не подлежит, но перечень всех деталей у хозяина был. Поэтому он получил 150 тысяч тенге и ушел от нас довольным.
Что касается неполного комплекта, то за такую машину по-прежнему дают 48 тысяч тенге. Однако перечень деталей уменьшился. Если раньше, чтобы забрать эту сумму, необходимо было иметь двери, кузов, двигатель и коробку передач, то теперь достаточно, чтобы автомобиль содержал в себе движок и кузов.
Как и прежде, на утиль в основном сдают советские марки. Самой старой машиной, которую сдали актюбинцы, считается «Москвич» 1946 года выпуска в нерабочем состоянии.
- Иногда пригоняют действительно интересные машины ушедшей эпохи, - улыбается Касенова. – Пару недель назад пригнали «Волгу». «Старушке» уже 58 лет. Интересно, что сама машина еще на ходу. Сам хозяин - житель нашего города. За авто он получил свои законные деньги и ушел.
На «автосвалке» журналисты заприметили еще одну старую машину, чей возраст достиг шестидесятилетней отметки.
- ГАЗ-69 - военный автопром, - разводит руками специалист. – Машину еле-еле приволок сюда дедушка из отдаленного поселка. Ему пришлось стоять в очереди двое суток. Авто очень интересное, на таких ездили во время войны. Узнать, откуда она у него, к сожалению, не получилось.
Кстати, деньги поступают владельцу автохлама на банковский счет в течение 15 рабочих дней. Причем клиент сам должен следить за тем, поступили ли обещанные деньги. Информировать об этом его не будут.
█ Делают бизнес
В программе по утилизации автомобилей менеджер Зада Касенова видит множество плюсов:
- Мы очищаем окружающую среду от хлама, который годами залеживается в гаражах и во дворах жилых домов. Народ за это еще и деньги получает. А некоторые и вовсе сделали эту программу своим основным ремеслом. У многих сельчан, живущих в отдаленных районах, нет возможности загрузить старое авто на эвакуатор и привести его к нам. Зато такая возможность есть у некоторых безработных горожан. Они скупают машины в сельских округах и привозят на утиль. Это своего рода бизнес. Теперь эти неработающие актюбинцы могут кормить свою семью.
█ «Ласточку свою я не отдам»
Несмотря на хорошие отзывы о программе, есть и такие, кто пока не собирается прощаться со своим старым другом. Все потому, что выгоды в этом не видят. К примеру, Вадим Аникович владелец «Mazda 626» 1991 года выпуска, а приобрел он ее пять лет назад.
- Купил я своего «коня» за 600 тысяч тенге. Сегодня моя машина стоит максимум двести тысяч тенге, а если я сдам ее на утиль, то получу и того меньше. Меня это не устраивает. Что я смогу сделать с этими деньгами? Уж лучше буду ездить на ней, пока она окончательно не сломается. Другого выбора у меня просто нет. Купить новую я не смогу, финансы не позволяют.
Сама Зада Касенова понимает таких граждан. Говорит, что насильно сдавать на утилизацию автомобиль никто не заставляет. Люди идут осознано. Однако, если человек уж решился на этот шаг и снял машину с учета, то обратной дороги у него нет. Передумать он уже не сможет.
█ Грядут перемены
Как рассказали в региональном отделении «РОП» в ближайшее время ожидается новый закон.
- Вместо денег планируется выдавать сертификаты на приобретение новой машины казахстанского производства, - поясняет Зада Касенова. – Сейчас нам осталось лишь дождаться подтверждения этого закона. Кроме этого, мы ждём решения о приемке грузовых машин и автобусов. Я думаю, что в этом есть смысл. Сейчас очень много старых ненужных автобусов, которые стоят «мертвым грузом». Владельцам их просто некуда деть.
Пока же принимают машины вместимостью не более мест, и чей вес не превышает трех тонн. Их сжимают под прессом и поездом доставляют в Караганду для дальнейшей переработки. Кстати, помимо машин, теперь принимают отработанное моторное масло.
- Все для экологии и удобства казахстанцев, - улыбается Касенова. – Мы сливаем масло в бочки и также направляем на завод. Если человек принесет масло сам, то он получит от семнадцати тенге за литр. В первую очередь все это делается для улучшения нашей с вами экологии.
Одной цифрой:
3,45 миллиарда тенге - размер выплаченной компенсации по всем категориям. Средний возраст транспорта 25-30 лет.
Автор: